Осень встречает нас фестивальными хитами, признанными шедеврами и необычными прочтениями классики. Рассказываем о самых интересных премьерах сентября, ради которых можно провести последние теплые дни в зале кинотеатра.
Премьера роуд-муви комедии Владимира Котта «Обе две» прошла в рамках внеконкурсной программы минувшего кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге. Главные героини — 14-летняя девочка-подросток Глаша (Таисья Калинина) и ее тетя Аня (Кристина Асмус), которая очень хочет, но никак не может забеременеть. Вместе две женщины — совсем юная и постарше — отправляются в нежданное путешествие на автомобиле, которое таит множество сюрпризов и эмоциональных откровений. «Обе две» — кино понятное и простодушное, обаятельное отдельными мизансценами — с участием жадного автослесаря, бабули с огурцами, деда-целителя и его гуся, — но не особо глубокое в контексте. Котт возвышает типичное представление женственности и подросткового бунта, разыгранное в миллионе других фильмов, но едва ли отраженное в реальности.
Медитативная китайская драма «Черный пес» стала одним из главных фаворитов внеконкурсной программы минувшего Каннского кинофестиваля. По результатам смотра фильм получил сразу несколько примечательных наград: главный приз секции «Особый взгляд», а также «собачью» ветку Palm Dog, которую выдали тому самому черному псу по кличке Синь. Сюжет картины разворачивается в 2008 году, незадолго до начала Олимпиады в Пекине, в небольшом пустынном городке. К началу мероприятия власти планируют убрать весь песок, снести старые здания и отловить всех бездомных собак. В команду добровольцев вступает бывший заключенный Ланг (Эдди Пэн). Однако атаковать бездомных собак Ланг не спешит, вместо этого он искренне привязывается к самому неуловимому и, возможно, опасному представителю хвостатых.
Лето — идеальная пора фильмов о взрослении. В этом году нишу пронзительных каминг-оф-эйджей заняла автобиографическая драма «Планета Джанет» дебютантки Энни Бэйкер. Мировая премьера картины состоялась на 74-м Берлинском фестивале, в секции «Панорама». Сюжет разворачивается в 1991 году. Главная героиня — хиппи- акупунктуристка Джанет (Джулианна Николсон) — проводит последние теплые дни в сельской местности в компании 11-летней дочери Лейси (Зои Зиглер). Девочка весьма придирчиво относится к окружению матери, особенно ей не нравится новый бойфренд Джанет Уэйн (Уилл Пэттон). Несмотря на достаточно незатейливую завязку, «Планета Джанет» — кино непривычное, странное, а местами и вовсе неудобное. Пробиться через его театральность сможет не каждый зритель. Впрочем, тех, кто досидит сеанс до конца, ждет настоящее психологическое откровение о непростом процессе сепарации матери и дочери.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В российский прокат возвращается один из самых известных фильмов прославленного австрийского режиссера Михаэля Ханеке «Белая лента». Как и «Забавные игры», черно-белая военная драма охватывает тему насилия — на этот раз над маленькими детьми. Сюжет «Белой ленты» разворачивается в 1913 году в на первый взгляд благополучной немецкой деревне. Однажды ночью неизвестные нападают на умственно отсталого мальчика. Произошедшее дает старт череде мрачных и зловещих событий, связанных с местными жителями, каждый из которых скрывает свой маленький страшный секрет. В 2008 году «Белая лента» стала триумфатором Каннского кинофестиваля, а затем попала в две номинации премии «Оскар» — что само по себе достижение для австрийского фильма. В контексте творчества Ханеке «Белая лента» — вероятно, одна из самых страшных и провокационных его работ, ошеломляющее впечатление от просмотра которой не уходит даже с годами.
Комедийный боевик «Игра киллера» от каскадера и мастера боевых искусств Джей Джей Перри является одноименной экранизацией романа Джея Бонансинга. В главных ролях Дэйв Батиста («Стражи галактики»), София Бутелла («Экстаз»), Пом Клементьефф («Миссия невыполнима») и оскаровский лауреат Бен Кингсли. События разворачиваются вокруг опытного киллера Джо Флуда (Батиста), который узнает о том, что смертельно болен. В надежде избежать долгих мучений Флуд решает заказать собственное убийство, причем не абы у кого, а у давнего врага — влиятельной женщины по имени Антуанетта (Клементьефф), которая потеряла отца по его вине. Ситуация неожиданно меняется, когда Флуд узнает о том, что врач на самом деле ошибся и поставил ему неправильный диагноз. С учетом творческого арсенала Перри от «Игры киллера» стоит ждать динамичного экшена и неординарной боевой хореографии — идеальный вариант для поклонников «Джона Уика».
Ностальгический байопик «Рыжий» — одна из самых ожидаемых отечественных премьер сентября. Во-первых, русское кино вновь эксплуатирует любимую эпоху — 90-е, во-вторых, главную роль в картине исполнил рэпер Евгений Алёхин, бессменный участник культового хип-хоп дуэта «Макулатура». Сюжет «Рыжего» посвящен екатеринбургскому поэту и геофизику Борису Рыжему, действие фильма разворачивается в 90-х годах. Рыжий, как и подобает классическому протагонисту, справляется с любыми проблемами играючи: когда надо, умаслит авторитетных братков и даже премию «Антибукер» выиграет. Под стать главному герою байопик «Рыжий» — кино душевное и вдохновляющее, способное увлечь не только уральцев, но и жителей остальных регионов России.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Криминальная комедия «Ненасытные люди» от режиссера Потси Пончироли («Старый Генри») разворачивается в небольшом американском городке, где происходит убийство. Виновники — двое пустоголовых полицейских, которые сначала напали на хозяйку дома, а потом забрали у нее миллион. В попытке замести следы герои принимают ряд неправильных решений, которые превращают их жизнь в ад. Главные роли в фильме сыграли Джозеф Гордон-Левитт («500 дней лета»), Лили Джеймс («Война и мир») и Химеш Патель («Довод»). Западная пресса фильм приняла весьма сдержанно, отметив смешной сюжет и захватывающий ход расследования. Впрочем, сочетание юмора и драмы в «Ненасытных людях», если верить критикам, оставляет желать лучшего.
Еще один культовый фильм в российском прокате — компания Russian World Vision возвращает на большие экраны экзистенциальную драму Вима Вендерса «Париж, Техас». Специально к 40-летнему юбилею прокатчиками была закуплена 4К-версия картины, показанная на Каннском кинофестивале. Напомним, что события «Париж, Техас» разворачиваются вокруг Трэвиса Хендерсона (Гарри Дин Стэнтон), который возвращается из бесцельного блуждания по пустыне в мир обычных людей, где его ждет четырехлетний сын Хантер (Хантер Карсон), а бывшая жена Джейн (Настасья Кински) считается пропавшей без вести.
Одним из главных событий Каннского кинофестиваля стала премьера «Субстанции» Корали Фаржа. Фильм французской постановщицы встряхнул заскучавшую от неторопливых драм прессу и моментально вошел у обычных зрителей в список самых ожидаемых картин года. Большое счастье, что российская публика сможет увидеть громкую новинку в кинотеатрах, а главное — ждать этого осталось совсем немного. Смесь боди-хоррора, эротического триллера и сатиры расскажет про стареющую голливудскую звезду (Деми Мур в достойной ее таланта роли), которая из-за общественного давления по поводу увядающей внешности соглашается принять экспериментальный препарат «Субстанция». Результат ошеломляющий — героиня превращается в молодую версию себя, но за такое чудо придется заплатить высокую цену.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Фанаты оригинального комикса Майка Миньолы и двух экранизаций Гильермо дель Торо терпеливо ждут, когда мексиканский режиссер вновь поработает над «Хеллбоем». Но, как назло, студийные боссы не хотят прислушиваться к желаниям публики, поэтому кино про краснокожего истребителя нечисти снимают все, кроме собственно дель Торо. В 2019 году Нил Маршалл представил свою, мягко говоря, неудачную адаптацию — «Хеллбой» с Дэвидом Харбором в главной роли с трудом окупил 50-миллионный бюджет и получил аж пять номинаций на «Золотую малину». «Проклятие Горбуна» — куда менее престижная попытка экранизировать первоисточник: по сути, хоррор категории «б». Звучит как приговор, но не спешите с выводами: возможно, отсутствие голливудского лоска, звездных актеров и отчаянных попыток отбить потраченные деньги пойдет на пользу фильму.
Матьё Делапорт и Александр де Ла Пательер подобрали ключик к экранизациям французской классики. Сперва дуэт написал сценарий обеих частей «Трех мушкетеров», где превратил романы Александра Дюма в приключенческий боевик в стиле «Пиратов Карибского моря». Теперь с той же оптикой Делапорт и де Ла Пательер адаптировали и сами поставили другой шедевр писателя — «Графа Монте- Кристо». Преданный и ложно арестованный герой (Пьер Нинэ) выходит на свободу после 14-летнего тюремного заключения с острым желанием отомстить обидчикам. Сюжет первоисточника перенесен без изменений — тем не менее французская публика осталась без ума от нового прочтения классики и уже называет новинку главным фильмом года. Удивительно, но оглушительному успеху блокбастера не помешал непопулярный в наше время хронометраж — «Граф Монте-Кристо» идет аж три часа.
Якутский режиссер Дмитрий Давыдов после победы на «Кинотавре» в 2020 году с драмой «Пугало» не изменил себе и сформулированным принципам работы — постановщик продолжил снимать малобюджетные и провокационные драмы на родине. «Чума» — черно-белое безнадежное кино о токсичной маскулинности, злоупотреблении властью, разрыве между поколений и эпидемии насилия. После ссоры и драки сын робкого мужчины разочаровывается в проигравшем отце и начинает больше времени проводить с обидчиком родителя — нахальным соседом, который ни во что не ставит собственного сына. Чехарда отношений между мужчинами, в чьих жизнях больше нет женщин, приводит к закономерно трагическому результату.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В октябре в отечественный прокат одновременно со всем миром выйдет «Ужасающий 3» — новая часть обласканной фанатами хорроров серии про жуткого клоуна-маньяка. Чтобы как следует подготовиться к важному релизу, на большие экраны возвращают первые два фильма. В свое время «Ужасающий» шокировал публику, которая только начала привыкать к тому, что хоррор — это площадка для исследования детских травм и личных трагедий. Восемь лет спустя натуралистичное насилие и литры крови многим кажутся еще более устаревшими элементами жанра. Именно поэтому «Ужасающего» стоит смотреть сейчас — как минимум чтобы вспомнить первобытные страх и отвращение, которые у нас вызывала больная фантазия хоррормейкеров.
В последние годы вновь сформировался занимательный тренд — дети известных людей воспевают наследие великих родителей. Причем делают это по-разному: Шарлотта Генсбур ушла в документалистику («Джейн глазами Шарлотты»), Мона Ашаш — в докуфикшн («Маленькая девочка в голубом»). Кьяра Мастроянни силами постановщика Кристофа Оноре почтила память отца с помощью комедии. «Мой Марчелло» — остроумная, размывающая грань между реальностью и вымыслом зарисовка о самой Кьяре. От нее постоянно требуют невозможного — быть актрисой уровня родителей, Катрин Денев и Марчелло. Героиня придумывает изобретательный способ угодить наглым кинематографистам — она буквально перевоплощается в знаменитого родителя. Пока одни крутят у виска и возмущаются, другие с восхищением смотрят на дочь своего отца и ностальгируют по великому Марчелло.
Ура, прокатный норматив последних месяцев «одно аниме Миядзаки в месяц» будет выполнен и в сентябре. После череды самых известных творений мастера («Унесенные призраками», «Навсикая из Долины ветров», «Мой сосед Тоторо») на большие экраны возвращают «Ведьмину службу доставку» — очаровательную сказку о взрослении маленькой колдуньи Кики. В выдающейся фильмографии постановщика это аниме часто теряется на фоне признанных работ, поэтому повторный прокат — отличная возможность восстановить справедливость и уделить заслуженное внимание еще одну яркому шедевру Хаяо Миядзаки.