Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Подборки фильмов

15 лучших фильмов Берлинале 2025: выбор редакции FILM.ru

Закончился Берлинский кинофестиваль — 75-й по счету и первый под руководством Триши Таттл. Не будем лукавить: программа в этом году сложилась довольно невзрачная, но все же есть фильмы, которых стоит дождаться.

Добавить в закладки
15 лучших фильмов Берлинале 2025: выбор редакции FILM.ru

Рассказываем о главных сувенирах из Берлина — от фантастики Пон Джун Хо до мультфильма Мишеля Гондри.

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

«Серебряный медведь» за лучшую главную роль

Роуз Бирн в роли Линды на кадре из фильма «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула»

Роуз Бирн в роли Линды на кадре из фильма «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула»

«Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула» без преувеличений можно назвать главным фильмом прошедшего смотра. Режиссерка Мэри Бронштейн и артистка Роуз Бирн уводят зрителей в бесконечную рутину непростого материнства. Линда пытается быть хорошей мамой для дочки с тяжелым диагнозом, но получается у нее из рук вон плохо. Усугубляет ситуацию крыша в доме, которая протекла. «Ноги» предлагают совсем не дидактическую драму, а помещают историю на грани жанровых плоскостей, как это часто и бывает в проектах студии А24. Если и возможно снять будни мамы так, чтобы они выглядели как фантастический экшен душевных метаний, то Бронштейн удалось.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Гран-при жюри

Денис Вейнберг в роли Терезы на кадре из фильма «Голубая тропа»

Денис Вейнберг в роли Терезы на кадре из фильма «Голубая тропа»

Нежнейший фильм о третьем возрасте «приплыл» в конкурс из Бразилии. Строго говоря, «Голубая тропа» — антиутопия о бесперспективном пенсионном периоде. Тереза (восхитительная Денис Вейнберг) вынуждена покинуть работу из-за нового юбилея и отправиться в лагерь для стариков. Бойкая бабушка с предписанным положением дел мириться не собирается — к тому же она еще ни разу в жизни не летала на самолете! «Голубая тропа» — фильм со значительным зрительским потенциалом, невероятно остроумный и гуманистический. Довольно редко социальную проблематику в фестивальном кино поднимают с такой человечностью, как это удалось Габриэлю Маскаро.

«Серебряный медведь» за лучшую второстепенную роль

Итан Хоук в роли Лоренза на кадре из фильма «Голубая луна»

Итан Хоук в роли Лоренза на кадре из фильма «Голубая луна»

«Надо писать о дружбе, а не о любви» — заповедь фильма «Голубая луна», которую Ричард Линклейтер сам и нарушает. Он снял камерную драму о писателе текстов песен Лоренце Харте (Итан Хоук), который в 30-х и 40-х годах плодотворно работал с композитором Ричардом Роджерсом (Эндрю Скотт). Их творческий союз распался, когда Роджерс познакомился с писателем Оскаром Хаммерстайном II (Саймон Дилейни) и создал в тандеме один из главных мюзиклов в истории США «Оклахома!». В «Голубой луне» Линклейтер показывает тот самый вечер, когда Харт ожидает встречу с Роджерсом после успешной премьеры «Оклахомы!» и хочет познакомить его со своей протеже, поэтессой Элизабет Вейланд (Маргарет Куолли).

В чем нельзя отказать Ричарду Линклейтеру, это в умении создавать живых персонажей на экране, точно передающих дух времени. Лоренц Харт скрывает за улыбкой слезы понимания, что чужой триумф означает похороны его карьеры. Итан Хоук демонстрирует высший пилотаж актерского мастерства, он мельчайшими жестами и мимикой передает чувства героя, он одновременно жалок и хорош собой, смешон и добр. «Голубая луна» предлагает точный баланс комического и трагического: идеальный выбор для просмотра в кругу друзей или с любимым человеком. Кино о любви и дружбе, не знающих границ.

Эстер Томпа в роли Орсоля на кадре из фильма «Континенталь’ 25»

Эстер Томпа в роли Орсоля на кадре из фильма «Континенталь’ 25»

Раду Жуде постепенно превращается в Хона Сан-су, снимая похожие друг на друга картины (что совсем неплохо). Снова сюжет фильма состоит из встреч- эпизодов, во время которых героиня говорит с разными людьми о жизни в стране, политике и морали. В «Континенталь’25» юристка строительной компании Оршойя (Эстер Томпа) выселяет людей из старого здания, которое скоро будет снесено для постройки нового, элитного жилья. В подвале дома обустроился бездомный мужчина Ион (Габриел Спахиу): визит «в гости» Оршойи и жандармов привел к суициду бродяги. Кажется, что женщина не несет ответственности за смерть мужчины, но она винит себя, а потому видится с мамой и своим бывшим студентом, спрашивает их мнения о произошедшем.

Метод Раду Жуде построен на внимательном наблюдении за окружающей, абсолютно безумной реальностью. В мире режиссера люди лицемерны и грубы, они матерятся как сапожники и ведут себя глупо и нелогично. При этом Раду Жуде сочувствует своим героиням, он ненавидит лживое современное общество и рассуждения о ценности прав человека по принципу «кто сильный, тот и прав». В отличие от многих режиссеров — участников Берлинале, чье кино ностальгирует по прошлому и упивается эстетизмом, Жуде держит руку на пульсе времени и снимает кино на iPhone — большому мастеру большего не надо.

Джессика Честейн в роли Дженнифер на кадре из фильма «Мечты»

Джессика Честейн в роли Дженнифер на кадре из фильма «Мечты»

Мишель Франко после «Нового порядка» опять обращается к теме эксплуатации небелых людей. Только если в «Новом порядке» Франко репрезентовал проблему через хаотичную революцию в стране, приводящую к военной диктатуре, то в эротическом триллере «Мечты» — через роман богатой белой американки Дженнифер (Джессика Честейн) и мексиканского танцора балета Фернандо (Исаак Эрнандес), нелегально пересекшего границу с США. Она пытается устроить (и на деле контролировать) его жизнь, а он хочет свободы и не чувствовать себя в отношениях проектом чьей-то благотворительности. Нельзя сказать, что «Мечты» — прорывной проект для фильмографии Франко, скорее он доказывает, что хороший режиссер при желании может поместить важные для него идеи в доступную жанровую форму.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Чо Юн-Хи на кадре из фильма «Что эта природа говорит тебе»

Чо Юн-Хи на кадре из фильма «Что эта природа говорит тебе»

Макколи, полный стол еды, разговоры родственников и друзей о жизни и будущем — все это есть в новом произведении Хона Сан-су, и даже больше. «Что эта природа говорит тебе» — редкий пример комедии в фильмографии корейского режиссера. Девушка Ким Юн-хи (Канг Со-и) спустя три года отношений знакомит своего парня-поэта Ха Донг-ва (Ха Сон-гук) с богатыми родителями и сестрой. За ужином происходят «смотрины» потенциального жениха: мама Сун-хи (Чо Юн-хе) невзначай спрашивает о деньгах и карьере, понимает, что, скорее всего, руку своей дочери такому мужчине она не отдаст.

Абсолютная звезда картины Хона — это актриса Чо Юн-хе. Она появляется всего в паре сцен, но идеально отыгрывает героиню — властная и сильная женщина не показывает открыто, что ей не нравится кандидатура Донг-ва, но лишь слегка прищуривается и вздыхает, слушая слова ухажера дочери. Конечно же, в «Что говорит тебе природа» есть типичные для автора поэтические сцены и болтовня ни о чем и одновременно обо всем — просто в этот раз он вступает на поприще комедии и не падает в грязь.

Лейни Гасэлер в роли Мариэль на кадре из фильма «Что знает Мариэль»

Лейни Гасэлер в роли Мариэль на кадре из фильма «Что знает Мариэль»

Современное немецкое кино славится (насколько это возможно) своими драмами, но «Что знает Мариэль» — это комедия положений. Подросток Мариэль (Лаени Гайзелер) после инцидента в школе начинает видеть и слышать все, что происходит с ее родителями Юлией (Юлия Йентш) и Тобиасом (Феликс Крамер). Мама с папой, как им и подобает, не рассказывают дочке многого о своих буднях и живут своей жизнью: у Юлии намечается любовник на работе, а Тобиас строит из себя босса дома, при этом избегая конфликтов на работе. Дар ясновидения Мариэль кардинально меняет поведение родителей: мать постоянно думает о том, что она может травмировать ребенка не только разговорами о сексе, но и желанием изменить мужу, а он превращается в токсичного начальника, думающего, что агрессивные выпады равняются силе характера.

Простой концепт режиссер Фредерик Хамбалек не перегрузил деталями и диалогами, а с юмором гиперболизировано показал, как ребенок в семье заставляет родителей участвовать в неком театрализованном действе. Родительская тема — одна из главных на Берлинале, авторы одним за другим изображают трудности, с которыми сталкиваются матери (и иногда отцы). Хамбалека интересует игра в социум людей, исполняющих определенные роли. Он спрашивает себя, можно ли назвать человека искренним, если он меняется в угоду другим, и дает добрый, положительный ответ. Ложь не во благо, а ради любви.

«Серебряный медведь» за выдающиеся художественные достижения

Марион Котийяр в роли Кристины на кадре из фильма «Ледяная башня»

Марион Котийяр в роли Кристины на кадре из фильма «Ледяная башня»

Люсиль Хадзихалилович — французская постановщица фестивального охвата: ее небольшие, но упоительно красивые ленты то и дело появлялись на мировых смотрах, но редко трогали зрителей. Вероятно, и новую версию сказки о Снежной королеве ждет та же судьба под пеленой забвения после завершения конкурса. «Ледяная башня» — убаюкивающая колыбельная о сиротке (Клара Пачини), которая отправилась искать не Кая, а другую себя и на съемочной площадке встретила холодную владычицу снегов. Марион Котийяр представляет все оттенки душевной мерзлоты в снежном антураже съемочного павильона. Фильм в фильме, сказка в сказке — на кого-то лента может нагнать уныние и тоску, но, если подчиниться гипнотическому трансу, можно отыскать брешь во льду мироздания. Особенно если вы неравнодушны к сказкам Ренаты Литвиновой и всегда знаете, откуда дует северный ветер.

ГАЛА-ПРЕМЬЕРЫ

Роберт Паттинсон в роли Микки на кадре из фильма «Микки 17»

Роберт Паттинсон в роли Микки на кадре из фильма «Микки 17»

Радостно, когда огромное количество слухов о конфликте с боссами студий и досъемках не приводит к краху проекта. В фантастической истории о мире будущего, где научились клонировать людей и эксплуатировать копии, корейский режиссер Пон Чжун-хо снова рассуждает о неравенстве в современном капиталистическом обществе. Пон показывает, как можно сколько угодно говорит об особом статусе человека, а на самом деле считать его лишь средством для достижения цели.

Между бедным Микки (идеально сыгранным Робертом Паттинсоном) и причудливыми существами Криперами, населяющими колонизируемую планету Нифльхейм, разницы особо нет — богач Иеронимус Маршалл (Марк Руффало) считает их одинаково «заменяемыми» и подлежащими уничтожению в случае неприятностей. Если бы не черный юмор и графичные кадры насилия, гуманистический посыл Пона превратился бы в карамельную патоку и нравоучения, но баланс удается удержать.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Сэм Райли в роли на кадре из фильма «Острова»

Сэм Райли в роли на кадре из фильма «Острова»

Незаметным сюрпризом для фестивальщиков стала премьера детектива «Острова», практически нового сезона «Белого Лотоса» для тех, кто не успевал включать стриминги после показов Берлинале. Вновь столкновение состоятельных постояльцев и персонала: тренер по теннису Том (Сэм Райли), который чаще просыпается на пляже, чем в своей постели, оказывается невольно втянутым в проблематичную динамику отношений в браке. Пока Анна (Стейси Мартин) хочет любоваться красотами Канарских островов и гулять с сыном, ее супруг Дэйв (Джек Фартинг) мечтает удрать из семейного номера навстречу туристическим приключениям другого рода. «Остров» — довольно неспешный детектив, от которого невозможно оторваться. Увлекает не только интрига, но и сама привычка жить на курорте — все-таки последнее слово именно за Томом, который уже давно перестал быть гостем в прибрежном раю.

Бенедикт Камбербэтч в роли папы на кадре из фильма The Thing with Feathers

Бенедикт Камбербэтч в роли папы на кадре из фильма The Thing with Feathers 

Что ни проект, то Бенедикт Камбербэтч в тоске: вслед за сериалом «Эрик» актер снялся в хоррор-драме дебютанта Дилана Саузерна об утрате. В основе сценария роман «У печали есть крылья» Макса Портера: писатель предложил наглядную иллюстрацию переживания горя. Вдовец, оставшийся с двумя сыновьями, нашел отдушину в новом крылатом собеседнике. Наследник миров Алана По, ворон поселяется в доме семьи, пугает и утешает маленьких мужчин, у которых опора ушла из-под ног. The Thing with Feathers — скорее бессюжетное сопереживание, чем драматургическая конструкция: вместе с отцом мы проходим через стадии принятия и учимся отделять скорбь от отчаяния.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Теодор Переллин в роли Мэттью на кадре из фильма Lurker

Теодор Переллин в роли Мэттью на кадре из фильма Lurker

После прочтения синопсиса можно подумать, что продюсер сериалов «Грызня» и «Медведь» Алекс Расселл решил повторить секрет успеха «Солтберн» Эмиральд Феннел, но это не так. Если кино Феннел шло по пути классики Пьера Паоло Пазолини «Теорема», где большую роль играет тема секса, то Рассел скорее вдохновляется «Все о Еве» великого сценариста Джозефа Лео Манкевича. В «Наблюдателе» обычный парень Мэттью (Теодор Пельрен) благодаря манипуляциям и хитростям входит в ближний круг восходящей звезды Оливера (Арчи Мадекве), становится не только его другом, но и режиссером видеоклипов. Каждый член команды Оливера понимает, какую грязную игру ведет Мэттью в борьбе за внимание певца, искренне не подозревающего подвоха.

Единственное, чем выделяется «Наблюдатель» из множества картин о лицемерных карьеристах, — это почти полным отсутствием драматических моментов. Вместо того чтобы разыгрывать страсти уровня «Одержимости» Дэмьена Шазелла, Рассел показывает обыденность истории. Подобных Мэттью людей полно, они часть огромной машины тщеславия, где одни всегда поддакивают, а другие им верят и не подвергают сомнению чужую «искренность».

ПАНОРАМА

Лиа Мюрен в роли Эльвиры на кадре из фильма The Ugly Stepsister

Лиа Мюрен в роли Эльвиры на кадре из фильма The Ugly Stepsister

Золушка в жанре хоррора? Дайте две! Дебютантка из Норвегии Эмили Блихфельдт сделала главной героини своей страшной сказки девушку Эльвиру (Ли Мирен), чья мать Ребекка (Ане Даль Торп) выходит замуж в надежде, что ей удастся поправить финансовое положение семьи. Мало того что у старика-супруга на самом деле нет денег, так он еще и умирает сразу же после свадьбы и «вешает» на шею Ребекки свою дочь-красавицу Агнес (Ти Софи Лох Несс). Во тьме отчаяния загорается надежда — местный принц ищет невесту, а потому девушки начинают готовиться к балу, где решится их судьба.

Картина Блихфельдт продолжает заданную в «Субстанции» Корали Фаржой тему селфхарма, порождаемого мизогинными стандартами общества. У Эльвиры обычная внешность, но, чтобы потягаться с Агнес, ей нужно измениться: сильно похудеть, поправить нос и зубы, сделать грудь, пришить ресницы и увеличить губы. Как и Фаржа, Блихфельдт через тело показывает процесс саморазрушения, как страдания романтизируются и нормализируются. Большой успех The Ugly stepsister в гуманистическом отношении к главной героини — Эльвире хочется посочувствовать, даже несмотря на то, что она порой совершает аморальные поступки. Реалистичный взгляд на классическую сказку братьев Гримм, где нет «злых» людей и «добрых», а есть только несправедливое общество, ломающее людей под свои стандарты.

The Ugly stepsister выйдет в российский прокат. Дата релиза будет объявлена позднее.

ФОРУМ

Анна Старченко в роли Алины на кадре из фильма «Кадет»

Анна Старченко в роли Алины на кадре из фильма «Кадет»

Постановщик из Казахстана Адильхан Ержанов давно зарекомендовал себя в ландшафте фестивального кино, не обходясь без экспериментов с жанрами, будь то детектив («Черный, черный человек») или вестерн («Степной волк»). «Кадет» представляет собой вроде бы малопримечательный хоррор о призраках в военном училище: проклятия, секреты преподавательского состава и безучастие окружающих идут в комплекте. Но одновременно жанровая форма позволяет режиссеру свободно рассуждать на тему маскулинности и военного воспитания молодежи. Впрочем, кино вышло не слишком тяжеловесным, а часто и чертовски смешным. Бороться с призраками и мужчинами в форме предстоит новой учительнице истории Алине (Анна Старченко) и ее робкому сыну — «таких не берут в космонавты».

GENERATION KPLUS

Кадр из анимационного фильма «Майя, придумай мне название»

Кадр из анимационного фильма «Майя, придумай мне название»

Даже утомленные конкурсом критики нашли повод заглянуть в программу для подрастающего поколения. Фантазер Мишель Гондри оказался на Берлинском кинофестивале с мультфильмом, посвященном дочери. «Майя, придумай мне название» — рукотворное чудо: папа просит дочку сочинить сюжет, а после детские грезы превращает в сказки из картона, где белки отдыхают в гамаках, а кетчуп заливает целое море. Главное, что новое творение Гондри трогает и детей, и взрослых, предлагая помимо изобретательного взгляда на мир сумасшедший заряд безусловной любви.

Текст: Настасья Горбачевская, Дмитрий Елагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?