Талант актера определяется не только степенью погружения в роль, но и творческой гибкостью — способностью переключаться между абсолютно противоположными жанрами. И если комики обычно без проблем переходят в серьезные роли, то у маститых оскаровских лауреатов могут возникнуть проблемы при работе над юмористическими образами — все дело в тайминге, который задает комедия. Тем не менее в истории современного кино имеется сразу несколько прекрасных примеров трансформаций актеров с драматическим амплуа — о них сегодня и поговорим.
Тимоти Далтон
Валлиец Тимоти Далтон зарекомендовал себя как актер, причастный к высокой культуре, — в его фильмографии можно найти множество экранизаций английской классики: от Уильяма Шекспира до Шарлотты Бронте. Тем не менее международную славу Далтону принесла роль небезызвестного Джеймса Бонда в культовой шпионской франшизе, его инкарнация Агента 007 не такая популярная, как, скажем, у Шона Коннери, но тем не менее достаточно памятная для того, чтобы остаться в анналах поп-культуры. Далтон смог придать персонажу более темные, маскулинные черты, которые вывели Джеймса Бонда на новый уровень восприятия. И, несмотря на то что карьера Далтона «стрельнула» еще в далеком 1967 году, по-настоящему раскрыться ему удалось лишь в 2007-м. Именно тогда Тимоти Далтон получил роль Саймона Скиннера в комедии Эдгара Райта «Типа крутые легавые». Перевоплощение в алчного, карикатурного психопата удалось на славу: актер показал, как тонко он чувствует грани драмы и комедии, что само по себе является свидетельством его мастерства.
Мэрил Стрип
Мэрил Стрип — одна из самых выдающихся актрис своего поколения с коллекцией из более двадцати номинаций на премию «Оскар» (за роли в картинах «Крамер против Крамера», «Выбор Софи», «Железная леди» и других). Стрип — обладательница удивительно пластичной психики, которая помогает ей перевоплощаться в абсолютно любого персонажа — на уровне мимики, голоса и даже манер. Тем не менее свой путь к голливудскому олимпу Мэрил Стрип начала именно как драматическая актриса в фильмах «Джулия», «Мосты округа Мэдисон», «Охотник на оленей». Ее переход в сторону комедии был фрагментарным, но безупречным. После мягкого комедийного дебюта в фантастической сатире «Смерть ей к лицу» Стрип перевоплотилась в настоящую акулу бизнеса Миранду Пристли в «Дьявол носит Prada». Властные и остроумные реплики Стрип придавали Пристли комичную утонченность, которая могла быть утрачена без участия актрисы. Затем последовала роль в мюзикле «Мамма миа!», где Стрип окончательно закрепила за собой статус мастера перевоплощения.
Роберт Де Ниро
В начале 70-х годов Роберт Де Ниро стал, вероятно, одним из самых выдающихся драматических актеров в современном кино — за что стоит сказать отдельное спасибо Мартину Скорсезе. Роли в гангстерских триллерах Скорсезе — «Таксист», «Злые улицы», «Бешеный бык» — принесли Де Ниро мировую известность и первые важные награды. Впрочем, коллаборация со Скорсезе, как и последующая роль в «Крестном отце 2» Френсиса Форда Копполы, были опытом, буквально несовместимым с жанром комедии. Тем удивительнее оказался факт того, что Де Ниро все эти годы хранил в себе кладезь юмористического таланта, который раскрывался на большом экране лишь частями: например, в «Короле комедии» или «Успеть до полуночи». Вышедшие в начале нулевых «Анализируй это» и «Знакомство с родителями» — примеры классических американских комедий, в которых Де Ниро полностью уходит от привычного драматического амплуа, выдавая юмор разной степени комфорта и абсурда.
Дэнзел Вашингтон
Первой прорывной работой Дэнзела Вашингтона в кино стала роль Филипа Чендлера в драме «История солдата» 1984 года, адаптации одноименной офф-бродвейской пьесы, в которой Вашингтон играл того же персонажа. Затем последовали роли в «Малкольм Икс», «Вспоминая титанов», «Тренировочном дне», «Славе» — последние две принесли актеру премии «Оскар». Довольно быстро за Вашингтоном закрепилось амплуа актера, играющего достойных, величественных и благородных персонажей. Всего на его счету 62 фильма, и лишь немногие из них комедийные. Однако и такие тоже есть. В 2013 году Вашингтон снялся в картине «Два ствола», где сыграл полицейского Роберта «Бобби» Тренча, работающего «под прикрытием» в наркопритоне. Перевоплотившись в нелепого и недалекого полицейского, Вашингтон показал и отличное знание комедийного тайминга, и недюжинную долю самоиронии, которая лишний раз доказала его профессиональную универсальность.
Алан Рикман
Алан Рикман — британский актер, широко известный благодаря своему томному, гипнотическому голосу. Как и Тимоти Далтон, на родине Рикман снимался преимущественно в адаптациях литературной классики («Ромео и Джульетта», «Разум и чувства»), с конца 90-х актеру предлагали преимущественно злодейские роли («Робин Гуд: Принц воров», «Крепкий орешек»), которые отлично гармонировали с его тембром. И лишь изредка Рикману удавалось разбавлять свою фильмографию героями-любовниками («Реальная любовь», «Верно, безумно, глубоко»), которые, впрочем, ничего общего с комедиями не имели. Вышедшие в 1999 году «Догма» и «В поисках Галактики» стали первыми и самыми запоминающимися попытками Рикмана зайти на территорию комедии. И если в первом фильме его роль преимущественно эпизодическая, то во втором — полноценное актерское перевоплощение. «В поисках Галактики» — пародийная комедия о группе актеров, которые когда-то играли в популярном сай-фай-сериале, а теперь вынуждены защищаться от пришельцев на самом деле. Рикману досталась роль бывшего театрального актера Александра Дейна, которого невероятно раздражает тот факт, что все вокруг помнят его по роли местного Спока. Как и у Вашингтона, образ Рикмана получился во многом самоироничным, что значительно добавляет ему уважения и чести.
Кейт Уинслет
Кейт Уинслет — популярная британская актриса, дебютировавшая на большом экране в возрасте 15 лет. Большинство зрителей помнят ее по ролям в таких драматических картинах, как «Титаник», «Разум и чувства», «Дорога перемен», «Чтец», за работу в последнем Уинслет была удостоена премии «Оскар». И все же Кейт, как и многим актерам, в какой-то момент захотелось попробовать себя в абсолютно новом жанре — к роли в рождественской комедии «Отпуск по обмену» она присматривалась довольно долго, переживая, что не сможет продемонстрировать должные профессиональные навыки. Тем не менее образ очаровательной и слегка потерянной англичанки Айрис, получившей внезапную путевку в Голливуд, идеально вписался в темперамент и фактуру Уинслет. Впервые за долгие годы карьеры актрисе удалось показать зрителями свою уязвимую детскую сторону, в которой, как оказалось, таилось много таланта.
Лесли Нильсен
Большинство современных зрителей помнят Лесли Нильсена по роли чудаковатого детектива Френка Дребина из комедийной франшизы «Голый пистолет». На деле же вплоть до начала 80-х годов Нильсен был преимущественно драматическим актером, который с одинаковой периодичностью появлялся в хоррорах («Темный убийца»), детективах («Коломбо»), военных драмах («МЭШ») и фильмах-катастрофах («Приключение “Посейдона”»). Все изменилось, когда братья Цукеры предложили Нильсену роль в пародийной комедии «Аэроплан», которая внезапно раскрыла его как актера абсолютно иного толка. Попадание в жанр было настолько точным, что возвращение к тонально более серьезным ролям просто не имело смысла.
Бедную героиню Кейт Уинслет то и дело ставят в неловкое положение, ужасно жалко её, но раньше наверное так модно было снимать. В любом случае, уж точно она не "блистает в комедийной роли"