Даже талантливые актеры порой совершают ошибки, не рассмотрев потенциала предложенных им ролей, за которые потом другие получают «Оскаров», международное признание и всенародную любовь
Иной раз рамки рабочих графиков столь безжалостно жестки, что актерам приходится ломать мозги, выбирая из двух хороших проектов. Молодой Том Хэнкс столкнулся с таким испытанием, почти одновременно получив приглашения в «Форрест Гамп» и «Побег из Шоушенка». Оба сценария, написанные на основе книжных бестселлеров, актеру очень понравились, но как угадать, какой из фильмов сработает лучше? В итоге Том пошел наиболее очевидным путем, поставив на Роберта Земекиса – в конце концов имя режиссера «Романа с камнем» и трилогии «Назад в будущее» уже тогда знала в Голливуде каждая собака, а Фрэнк Дарабонт был никем. Немалую роль в выборе Хэнкса сыграло и то, что лента Дарабонта планировалась с рейтингом R, то есть она вряд ли стала бы большим кассовым хитом.
Что же, «Форрест Гамп» сполна оправдал ожидания: собрал сотни миллионов в прокате, загреб охапку «Оскаров», сделал звездами всех, кто в нем снимался… В то же время «Побег из Шоушенка», в котором сыграл Тим Роббинс, был обойден золочеными статуэтками и фактически провалился в прокате. Однако, несмотря на все эти «мелочи жизни», именно произведение Дарабонта вот уже много лет украшает верхнюю строчку зрительского рейтинга IMDb («Форрест Гамп», заметим, довольствуется в этом списке скромным 13-м местом).
Хэнксу, конечно, жаловаться было грех – лента Земекиса принесла ему успех, о котором сложно и мечтать, – но в глубине души он не мог не сожалеть, что не сыграл в «лучшем фильме всех времен». Когда Дарабонт позвал Тома в свой следующий проект, «Зеленая миля», тот с радостью согласился – но, несмотря на успех картины у критиков, культовый статус и впечатляющие сборы, «Побег из Шоушенка» все равно остался для аудитории «номером один». Некоторые вещи случаются в жизни только раз, и «ПиШ» – как раз такой случай.
Вам сложно представить себе Джека Николсона в роли Майкла Корлеоне? Разумеется – ведь это место в массовом сознании уже давно и прочно занял Аль Пачино. Тем не менее во время кастинга претенденты рассматривались самые разные, и Николсон, который уже тогда мог похвастать номинациями на «Оскар» и был хорошо знаком с режиссером Фрэнсисом Фордом Копполой, имел все шансы получить судьбоносную роль. Но актер от предложения отказался. «В те времена я считал, что индейцев должны играть индейцы, а итальянцев – итальянцы, – пояснил Джек свое решение много лет спустя. – Роль в “Крестном отце” могли получить разные люди, и я в том числе, но ведь Аль Пачино – это же чистый Корлеоне. Лучшего комплимента для актера, по-моему, не придумаешь».
То, что он действительно поменял взгляд на вещи, Николсон доказал в 2006 году, сыграв безжалостного ирландского мафиози в «Отступниках» у Мартина Скорсезе. А ведь додумайся Джек до этого раньше, мог бы вписаться в теплую компанию Марлона Брандо, Джеймса Каана и Роберта Дювалла. Сыграть в самой знаменитой кинотрилогии всех времен – скажете, плохо?
Мег Райан, конечно, хорошая актриса, и мы всегда будем помнить «Вам письмо» и «Неспящих в Сиэтле», но где же другие хорошие фильмы с ее участием? И где новые хиты Дэрил Ханны, не радовавшей зрителей карьерными всплесками со времен «Убить Билла»? Возможно, все могло бы быть иначе, если бы обе актрисы не отвергли в свое время центральную роль Вивиан в «Красотке» – ту самую, которая сделала карьеру Джулии Робертс. Но и Райан, и Ханну покоробила тема сценария, который они посчитали «мрачноватым». Да и вообще сама идея сыграть проститутку, пусть и с «золотым сердцем», показалась им сомнительной (Ханна, в частности, заметила, что у авторов «слишком сексистский подход»). Однако 21-летнюю Робертс, искавшую возможность для прорыва, это не отпугнуло – и режиссер, получивший к тому времени отказ от всех крупных голливудских звезд, уговорил студию присмотреться к молодой актрисе.
Пока решался вопрос с кастингом, сценарий был исправлен, «мрачные» моменты сглажены, и получилась замечательная романтическая комедия на все времена, которой добавил дополнительных красок отличный саундтрек. При бюджете всего в 14 миллионов «Красотка» стала одной из самых прибыльных комедий всех времен. Партнера Джулии, к слову, изначально собирался сыграть не Ричард Гир, а Аль Пачино, но по итогам репетиций знаменитый киногангстер решил, что такой романтический герой не для него. А ведь мог бы согласиться и влиться в комедийную струю, как это сделал Роберт Де Ниро…
Одного из двух ковбоев-любовников в оскароносной гей-драме Энга Ли мог сыграть Марк Уолберг. Режиссер хотел заполучить его на роль, которая в итоге досталась Джейку Гилленхоллу. Марк, по его словам, испугался гей-сцены в сценарии. «Я прочитал 15 страниц и аж вспотел, – рассказывал он в интервью – Текст был очень откровенный, с подробностями – они там плевали на ладонь, когда начинали делать это самое и т.д. Я сказал Энгу: “Ты мне нравишься, у тебя есть талант, но ты правда хочешь со мной поговорить на эту тему?” Энг, слава богу, настаивать не стал».
Несмотря на то что «Горбатая гора» впоследствии произвела фурор, Марк посмотреть ее все равно не рискнул. «Это не моя тема. Но очевидно, что фильм был сделан со вкусом, – признал он заочно. – Смотрите, как его приняли!»
Когда ты уже «в возрасте», рисковать хочется все меньше, а больше хочется стабильности. Джулия Робертс, не боявшаяся смелых решений в начале своего творческого пути, впоследствии совершала заметные карьерные ошибки как минимум дважды. В один год звезда «Красотки» умудрилась отказаться от участия в комедии «Предложение» (не удовлетворившись предложенным гонораром) и спортивной драме «Невидимая сторона», решив, что с недорогими фильмами «по реальным событиям» в ближайшее время связываться не хочет. Обе роли в итоге отошли Сандре Буллок, которая, несмотря на скромные бюджеты, сочла предложенные проекты интересными и не стала выторговывать себе особых условий.
Как итог «Предложение» стало большим кассовым хитом, а за обласканную критиками «Невидимую сторону» Буллок получила «Оскар». Робертс же предпочла разбавить многолюдный актерский ансамбль в новой ленте Гарри Маршалла «День святого Валентина», с которым работала раньше на «Красотке» и «Сбежавшей невесте». Расчет актрисы был достаточно обоснованным – старый конь действительно не испортил борозды, и фильм неплохо окупился, – но, судя по тому как бодро пошла после этого в гору карьера Сандры Буллок, Джулия все же потеряла больше, чем приобрела.
До того как Мел Гибсон окончательно ушел в режиссуру и развалил свою карьеру многочисленными пьяными скандалами, он был одной из самых кассовых голливудских звезд. Неудивительно, что в своей исторической драме «Гладиатор» Ридли Скотт хотел видеть именно его – крутого парня из «Безумного Макса» и «Храброго сердца», на которого валом валили зрители. Гибсон, подумав, отказался, поскольку решил, что уже староват для таких ролей (при том, что в 2000 году ему было всего сорок с небольшим).
Вместо Мела на главную роль пригласили Рассела Кроу, которому и не снилась тогда популярность Гибсона. Усыпанная наградами лента Скотта катапультировала новозеландца прямиком в голливудский список актеров класса «А», где Кроу по сей лень счастливо и пребывает, к тому же роль полководца Максимуса принесла ему «Оскар». Что до Гибсона, то он, несмотря на все свои таланты, вскоре пропал с экранов, и говорить о нем теперь принято главным образом в прошедшем времени: был, мол, такой хороший актер, да весь вышел. При этом репутация Кроу ничуть не менее испорчена пьяными выходками, дурным характером и драками, однако ему все это простили, а Гибсону – нет. И как знать, кто бы из них пил сегодня шампанское, если бы Мел в свое время не прошляпил такой хит, как «Гладиатор», и согласился поработать со Скоттом?
Спросите молодежь: кто такая Гвинет Пэлтроу? Они ответят: ну, подружка Железного Человека. Что само по себе неплохо, если только не знать, что Гвинет могла бы стать звездой «Титаника» – именно на нее пал выбор Джеймса Кэмерона, когда он присматривал центральную актрису для своей легендарной ленты. В середине 90-х это было предложение, от которого не отказываются, и сегодня, спустя почти два десятилетия, подобный проект имел бы совершенно аналогичный статус. Но Пэлтроу не захотела становиться экранной партнершей Лео Ди Каприо, объяснив свое решение довольно странно – «эта роль не по мне». Остается лишь гадать, какой роли дожидалась Гвинет, когда отвергала предложение сняться в самом крупном кинопроекте своего времени, собравшем в прокате почти два миллиарда. И дождалась ли…
Кэмерон в итоге остановил свой выбор на Кейт Уинслет, «девушке из ниоткуда», после премьеры проснувшейся звездой. «Титаник» обеспечил ее вниманием крупных киностудий на много лет вперед, и актриса всегда отмечала, что без этого фильма вся ее жизнь сложилась бы иначе. В Голливуде много талантливых лицедеев прозябают без хороших ролей просто потому, что им не предоставили шанса продемонстрировать свои способности. Кейт такой шанс не упустила. Что до Гвинет… В недавнем интервью она философски заметила, что сегодня сама уже не очень понимает, по какому принципу выбирала роли, и что в любом случае «прошлого уже не изменить». Учитывая, что в 90-е актриса отказалась еще и от «Ночей в стиле буги», ей сегодня явно есть о чем подумать.
О’кей, Дэвид Швиммер – классный комедийщик, и сериал «Друзья» – прекрасное телешоу. Но в качестве киноактера, скажем прямо, Швиммер вряд ли кем-то котируется. А ведь все могло быть не так! После третьего сезона «Друзей» Дэвиду вручили сценарий блокбастера «Люди в черном», настоятельно рекомендуя присмотреться к роли агента Джея. Швиммер предложение отклонил: сценарий, находившийся на очередной стадии переписывания, ему не понравился. По-видимому, повлияло на решение актера и то, что от ленты незадолго до этого отказался Клинт Иствуд, которому предлагалась роль напарника, агента Кея.
Главные роли в ленте Барри Зоннефельда в итоге получили Уилл Смит и Томми Ли Джонс – они тоже, к слову, поначалу не хотели в ней играть, но смягчились после очередной переделки текста (который впоследствии еще неоднократно правился прямо во время съемок и даже переозвучивался на стадии монтажа). И кто же теперь Уилл Смитт? «Всего лишь» одна из самых кассовых звезд Голливуда. А Швиммер так и остался Россом Геллером из «Друзей». Все его попытки раскочегарить кинокарьеру после окончания знаменитого сериала ни к чему не привели: главных ролей Дэвиду предлагать больше никто не спешит. Впрочем, могло быть и хуже: он и в «Друзьях»-то играть не собирался, согласившись только с третьей попытки. И окажись продюсеры NBC менее терпеливыми, вряд ли зрители вообще бы сегодня помнили, кто такой Дэвид Швиммер…
Смейтесь или нет, но Джордж Лукас хотел видеть в «Звездных войнах» не Харрисона Форда, а Аль Пачино. После «Американских граффити» режиссер желал работать только с новыми актерами, и знаменитость типа Пачино пришлась бы в его новом проекте очень кстати. Звезда, полистав сценарий, оказалась недовольна его «фэнтезийным» уклоном: рассудив, что исполнителю роли Майкла Корлеоне в сказках сниматься не пристало, Аль Пачино ответил Джорджу отказом. Вряд ли можно было бы совершить ошибку больше, чем эта, но скажем честно: кто мог тогда предугадать, в какой феномен выльются «Звездные войны»?
Лукас обратился к Кристоферу Уокену и Курту Расселу, однако всех их обошел в итоге Харрисон Форд, проникший на прослушивание под видом плотника, которого вызвали починить дверь на студии (он и правда работал в то время плотником, поскольку актерство не приносило достаточно денег на прокорм семьи). Послушав, как «плотник» произносит реплики, Лукас изменил свое мнение на его счет и ошарашил Форда новостью: все, убедил, роль Хана Соло твоя, иди учить текст. Остается только догадываться, что чувствовал Пачино, увидев, какие успехи делает отвергнутая им «сказка». Одно бесспорно: Форду роль Хана Соло в тот момент была куда нужней. Пачино прекрасно устроился и без «Звездных войн», а вот радовал бы нас сейчас Форд своей игрой, если бы случилось по-другому? Не факт, не факт…
Мы знаем Риз Уизерспун больше как комедийную актрису, а ведь она могла стать «королевой крика» и завоевать пожизненную славу у фанатов хоррора. Если бы, конечно, внимательно прочитала сценарий ленты «Крик», в которой ей предлагалась роль центральной героини Сидни Прескотт. Но Уизерспун, полистав текст, решила, что это какой-то очередной безмозглый ужастик категории «Б», и не пошла на прослушивание.
Недальновидностью Риз удачно воспользовалась никому не известная Нив Кэмпбелл, которой в итоге досталась роль протагонистки: как мы теперь знаем, культовая лента, развернувшаяся в не менее культовую франшизу, сделала девушке карьеру. А актерская судьба Риз покатилась по совсем другим рельсам – и не сказать, что это плохо, но все же трех сиквелов ни один из ее проектов ни до, ни после так и не удостоился.