В отличие от появления сиквела, выход третьего фильма франшизы не так часто становится грандиозным событием
Третья картина бондианы вполне может затеряться в огромном списке картин о Джеймсе Бонде, однако подлинные фанаты Агента 007 твердо знают: именно в «Голдфингере» Шпион Номер Один сформировался в того героя, каким мы его любим по сей день. «Голдфингер» не может похвастать революционным взглядом на героев и сюжет, но этой картине удалось пробиться к зрителю, удовлетворить все желания аудитории и выстроить отношения с поклонниками Бонда таким образом, что от этого персонажа студия не отказывается до сих пор. Ко всему этому «Голдфингер» подарил миру одного из самых известных приспешников злодея, вооруженного шляпой, срубающей головы, и красотку Джилл Мастерсон, покрытую золотом, – актриса Ширли Итон, исполнившая роль Джилл, даже попала на обложку журнала Life. Бондиана переключилась на третью передачу.
Обычно этот факт остается где-то в стороне, но «Хороший, плохой, злой» фактически является третьим фильмом своеобразной франшизы Серджио Леоне, в которую входят также «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше». Третий фильм здесь отнюдь не нуждается в «костылях» предыдущих лент, «Хороший, плохой, злой» вполне может выступать самостоятельным произведением, что делает его одним из лучших триквелов в истории. Клинта Иствуда, в карьере которого случилось немало ярчайших фильмов, вряд ли возможно охарактеризовать одной картиной, но если бы это пришлось сделать, то лучшего кандидата, чем «Хороший, плохой, злой», не найти. Фильм не просто подарил миру несколько ярчайших образов, он задал шаблоны жанра и установил планку драматургии, которые до сих пор являются мерилом качества для молодых и не очень режиссеров и актеров.
«Возвращению джедая» очень трудно конкурировать с предшественником, подобно слабеющему Люку Скайуокеру в эпической схватке с Дартом Вейдером третий (на самом деле шестой) фильм саги прогибается под натиском «Империя наносит ответный удар». И все же мы рискнем заявить, что «Возвращение джедая» не слишком уступает первым двум фильмам классической трилогии, а как финальный аккорд и вовсе находится на вершине любых списков: финальный бой на световых мечах – это идеальное завершение большой красивой истории далекой-далекой Галактики. Фантастической красоты схватки героев, умопомрачительные космические баталии, фирменный юмор и скромная, но теплая романтическая составляющая – «Возвращение джедая» можно назвать совершенством, если бы не эвоки. Да к черту! Эвоки тоже хороши! Да пребудет с нами Сила!
После легкой осечки «Храма судьбы» Стивен Спилберг решил вернуть своего героя-археолога Индиану Джонса в привычный мир мистики и нацистских преступников – и не прогадал. Третий фильм франшизы о докторе Джонсе вобрал в себя лучшее из того, что было в первых лентах, добавил Шона Коннери в роли Генри Джонса, приплюсовал Ривера Феникса в образе юного Инди и придал еще больше шарма Харрисону Форду. Поиски Святого Грааля стали настоящим праздником для всех любителей приключений, экшен-сцены приобрели эпический масштаб, а франшиза получила лучший фильм, который все мы будем любить еще сильнее после не слишком удачного «Королевства хрустального черепа». Совсем не удивительно, что триквелу удалось собрать самую большую кассу по итогам года в мире.
Вот уж какой третий фильм радикально отличается от предыдущих, так это «Назад в будущее 3». После пробной прогулки в 50-е и последующего полета в 2015-й герои отправились на сто лет назад, во времена ковбоев, индейцев и непростых будней освоения Дикого Запада. Очень смешной, изобретательный, почтительный к классике фильм берет не только масштабом постановки, но и особенной трогательностью отношений, которая к третьей картине сложилась между Доком и Марти – «Назад в будущее 3» стоит смотреть хотя бы ради них. Впрочем, достаточно здесь и других ярких эпизодов – противостояние с заклятым врагом, традиционная уже для франшизы борьба с неумолимым течением времени и, конечно, фантастическая гонка на паровозах, мечта любого мальчишки, который хоть раз видел в работе эти огромные, пышущие паром машины.
Немногие поклонники «Чужого» и «Чужих» приняли третий фильм франшизы в распростертые объятия. Меньше других в этом виноват бывший постановщик видеоклипов Дэвид Финчер, которого студия рекрутировала в качестве режиссера после того, как от картины отказались другие претенденты. Сценарий ленты переписывался на ходу, причем так активно и столь радикально, что маркетинговая кампания не поспевала за съемочным процессом – реклама делала ставку на действие фильма, происходящее на Земле, а авторы снова перенесли сюжет на другую планету, декорацией схватки людей и монстра должны были стать стены монастыря, но в последний момент все переехали в тюрьму. Что уж говорить, если в картине могли не появиться ни ксеноморф, ни Рипли. И все же мы не стали бы списывать третьего «Чужого» со счетов, атмосферно он весьма близок к оригиналу, снят с присущей Финчеру изобретательностью, да и собственный драйв имеет.
Третий фильм франшизы «Зловещие мертвецы» можно назвать лучшим в линейке только с большой натяжкой, слишком уж велики отличия между оригинальной картиной и триквелом. Но не отметить «Армию тьмы» мы не можем, ведь это тот самый показательный случай, когда режиссер проявляет себя, впервые получив внушительный бюджет для воплощения на пленке всех своих идей. Сэм Рейми вложил деньги студии в спецэффекты и сделал захватывающее, пьянящее своим черным юмором, оригинальное зрелище, ставшее для жанра знаковым. Сколько там времени Эш орудовал бензопилой? Десять минут? Пятнадцать? Не важно – теперь даже школьник знает, что лучшего оружия в борьбе с нежитью не найти. Какая бы мерзкая тварь на тебя ни напала, победит «Дружба»!
«Крепкому орешку» вообще всегда не слишком везло со сценариями, франшизе постоянно доставались какие-то чужие отбросы или обноски. Не стал исключением и скрипт третьего фильма, его пришлось переделывать из не запущенного в производство нового фильма серии «Смертельного оружия» – именно этим объясняется появление персонажа Сэмуэла Л. Джексона, на его месте должен был быть Дэнни Гловер в роли Роджера Мерто. Однако надо сказать, что вернувшийся в кресло режиссера Джон МакТирнан с задачей справился на отлично, а заодно смог воодушевить Брюса Уиллиса – «КО-3» вполне можно считать последним появлением классического Брюса на экране, дальнейшие эксперименты Уиллиса сделали из него если не посмешище, то явно сомнительного героя для любого фильма.
Считать «Возвращение короля» триквелом, на наш взгляд, не совсем верно – все-таки это всего лишь третий отрезок одной большой истории, драматургия которого неотрывно связана с первыми двумя фильмами. И все же ленты выходили раздельно, отдельно оценивались и обсуждались, так что «Возвращение» – и триквел, и не триквел одновременно. Третий фильм «кольцелогии» не только стал самым титулованным (11 «Оскаров»), но и долгое время оставался единственным соседом «Титаника» за чертой в 1 миллиард кассовых сборов. При всех этих впечатляющих результатах «Возвращение короля» остается одной из самых спорных и часто критикуемых работ Питера Джексона в Средиземье, в первую очередь из-за своих многочисленных ложных концовок. Впрочем, если уж вы высидели у экрана почти 12 часов режиссерских версий трилогии «Властелин Колец», то и пару дополнительных финалов перетерпите.
За упоминание «Терминатора 3» в приличном обществе можно отхватить крепкий подзатыльник, настолько сильно картина Джонатана Мостоу вывела из себя поклонников оригинальной дилогии Джеймса Кэмерона. Поделом, в общем-то. Третий фильм сделал попытку намиксовать лучшее из первых двух частей, но этот коктейль получился неудобоваримым. Шварценеггер в веселеньких розовых очках Элтона Джона, Женщина-терминатор, новый актер в роли Джона Коннора – от всего этого у зрителей сводило скулы. Даже размашистый экшен не особенно радовал, повторить масштабы «Судного дня» Мостоу не удалось. Мы могли бы от души порекомендовать выбросить эту чушь из головы (даже несмотря на то, что в фильме играет Клэр Дэйнс), тем более что спустя некоторое время студией была предпринята попытка перезапустить Терминатора новым «Да придет Спаситель». Но к выходу «Терминатор: Генезис» старую трилогию лучше все-таки пересмотреть, кто знает, чем обернутся все эти игры со временем?
Парадокс, но переход на «темную сторону» Альфонса Куарона после практически невинных двух первых фильмов о Гарри Поттере придал поттериане яркости и надежды на достойное продолжение. Выбор Куарона на должность режиссера был принят поклонниками книг неоднозначно, и «Узник Азкабана» действительно выбивается из ряда фильмов франшизы, но это только к лучшему – вряд ли кто-то смог бы удачнее показать перелом взросления главных героев. Шутки кончились, веселенькой сказке с совушками и письмами пришел конец, теперь миру грозят зловещие дементоры, от появления в кадре которых сердце уходит в пятки. Гарри заметно вырос, героя ждет путешествие во времени и встреча с семьей, и это мы еще не вспоминаем про чертовски впечатляющего в образе Сириуса Гэри Олдмана, подлинного центрального персонажа третьей части.
«Миссию» поболтало по кинематографическому океану изрядно. После несколько снобистского, адресованного скорее интеллектуалам первого фильма последовал сиквел Джона Ву, пронизанный каким-то не слишком уместным романтизмом, разбавленный традиционными для этого постановщика светлой грустью и голубями в рапиде. Что в таком случае делать с третьим фильмом? Сейчас студия скорее рискнула бы перезагрузить франшизу, но десять лет назад Universal решилась лишь на смену постановщика и поставила у руля дебютанта большого кино Джей Джей Абрамса. И кино заиграло новыми красками – то, что Абрамсу не удавалось воплотить в узких рамках телепроектов, режиссер продемонстрировал в мощнейшем боевике, дорогостоящем, но отрабатывающем каждый вложенный в него доллар. Теперь «Миссия» стала мощным кассовым оружием, а Абрамс открыл себе двери в волшебный мир, где ему доступно буквально все: хочешь – «Стартрек», а не хочешь – «Старварз».
У «Ультиматума Борна» были очень хорошие предшественники, но, к счастью, это не расслабило создателей франшизы и даже, наоборот, позволило максимально сконцентрироваться перед третьей частью. Рост масштаба экшена для франшизы – дело нехитрое, куда сложнее развивать характеры персонажей. В борниане рост Мэтта Деймона налицо. Из потерянного во времени и пространстве задиры и боевика Джейсон Борн к третьему фильму превращается в рассудительного и вполне сдержанного героя, который и рад бы порвать с прошлым, но некоторые ниточки ему приходится вырвать с корнем и только персонально из глотки своих обидчиков. Кроме всего прочего, «Ультиматум» задал новые стандарты схваток и погонь в современном кино – необычные ракурсы, динамичный монтаж, крупные планы, грязные методы сделали боевые сцены фильма культовыми.
Хоть зрителям и пришлось ждать третью «Историю игрушек» бесконечные одиннадцать лет (за это время аудитория первых двух фильмов переключилась на фильмы для взрослых), это ожидание того стоило. Вместе со зрителями росли и технические, и творческие возможности студии Pixar, что и воплотилось на экране в третьем фильме о Вуди, Баззе и их друзьях. Энди, хозяин замечательных игрушек, вырос и отправляется в колледж, а его старые забавы отправляются в детский центр, где игрушки и узнают, что такое настоящий ад. Веселый, энергичный, трогательный фильм заставляет зрителей от мала до велика ерзать от напряжения в креслах до самых последних минут, а там придется еще и всплакнуть – Disney умеет выжать все соки и из своих героев, и из своих зрителей.
Взявшись за основательный перенос на большие экраны своего многолетнего бумажного наследия, Marvel открыла сундук с бриллиантами – что ни фильм выходит, то если не шедевр, так настолько крепкий блокбастер, что конкурентам приходится кусать локти, жевать галстуки и глотать пилюли. Третий фильм о Железном человеке является третьим только номинально – ленты Marvel переплетены гораздо серьезнее, чем можно предположить, по сути, «Железный человек 3» является продолжением «Мстителей», самого громкого комикс-проекта последних лет. Возможно, третий фильм о Тони Старке уступает первому в драматической составляющей и не имеет столь ярких злодеев, которыми обладала вторая картина серии, но по уровню спецэффектов, по масштабу событий, по размаху разрушений с «ЖЧ3» сравниться сложно. Плюс наконец-то Гвинет Пэлтроу вышла из тени и составила с Робертом Дауни настоящий романтический дуэт. Уже повод пересмотреть картину в ожидании «Эры Альтрона».