В 1968 году «Космическая одиссея 2011 года» Стэнли Кубрика доказала всем, что научная фантастика — это не только бесконечные взрывы, дурацкие резиновые инопланетяне и кукольные монстры
Молодые постановщики продолжили раздвигать жанровые границы, появился даже специальный термин — hard sci-fi. Он описывает род фантастических фильмов, которых больше интересуют сложные технологические или философские вопросы, нежели развлечение для зрителя. Мы собрали для вас семь представителей hard sci-fi, которые необходимо посмотреть любому, кому интересна другая сторона научных изобретений и внеземных миров и для кого имена Хайнлайна, Кларка или Азимова — не просто пустой звук.
Два друга, учёные Аарон и Эйб, в ходе одного из своих проектов замечают, что построенная ими машина работает не совсем так, как планировалось. Спустя долгие дни исследований и математических расчётов Эйб понимает, что странная неприглядная коробка, стоящая в его гараже, — настоящая машина времени, способная отправить человека на несколько часов в прошлое. Вместе с Аароном они пытаются придумать, как использовать изобретение во благо, но чем дальше они заходят, тем более запутанными становятся их межвременные путешествия.
В 2004 году бывший программный инженер Шейн Каррут, вооружившись плёнкой не первой свежести и смешным бюджетом в семь тысяч долларов, снимает фильм, что называется, «для своих». У него выходит невероятно сложная фантастика, разобраться в хитросплетениях сюжета которой можно, лишь вооружившись ручкой, блокнотом да парой учебников по квантовой физике (и все равно с первого раза не получится). «Детонатор» — любопытный взгляд на то, что случится, появись машина времени в нашем циничном мире. И нет: не будет ни приключений, ни летающих машин, ни ховербордов. Только бесконечная паранойя, страх и банальное непонимание — а что вообще с этой машиной делать?
Хмурый человек с философским именем Декарт — профессиональный охотник за головами, или, как это называют в его мире, «бегущий по лезвию». На очередном задании по поимке беглых репликантов он встречает Рэйчел — девушку, которая не знает о своём искусственном происхождении. Стандартная на первый взгляд миссия быстро превращается для Декарта в поток самокопаний и вопросов, ответов на которые он никогда не получит. Что есть наша память? А что есть душа? И в конце концов мечтают ли андроиды об электроовцах?
В 1982 году Ридли Скотт снял фильм, который во многом повторил судьбу кубриковской «Космической одиссеи». Картину сначала не принимают, видя в ней исключительно демонстрацию технических возможностей, а её философские размышления оказываются актуальны лишь спустя многие годы. Но что самое главное, «Бегущий по лезвию», как и «Одиссея», навсегда изменяет жанр кинофантастики, а его невероятная визуальная часть становится опорой для целого направления в искусстве — киберпанка.
Сэм Белл работает на лунной станции по добыче гелиума-3 — ценного ресурса, который когда-то помог Земле выйти из энергетического кризиса. Уже три года он на Луне совсем один, если не считать робота ГЕРТИ с голосом Кевина Спейси, и радует Сэма только одно — до конца контракта осталось всего три дня, по истечении которых ему можно будет наконец вернуться к семье. В один из последних своих дней на станции Сэм попадает в аварию, но просыпается в медотсеке совершенно невредимым. Вопреки запретам ГЕРТИ, он решает осмотреть место происшествия и в покорёженном луноходе находит… самого себя.
Одновременно вдохновляясь проблематикой «Бегущего по лезвию» и визуальным стилем «Космической одиссеи», Дункан Джонс создал прекрасный образец камерной научной фантастики, которую интересует не то, что находится «там», а то, что есть внутри каждого из нас. Даже сюжетный ход, позже использованный в «Обливионе» в качестве неожиданного поворота, здесь нужен не для дешёвой интриги, а чтобы показать изоляцию Белла и заставить его задаться нужными вопросами. Ну и, конечно, чтобы свести на экране двух Сэмов Рокуэллов — а это ровно в два раза больше Сэмов Рокуэллов, чем нужно для счастья.
Космическая экспедиция отправляется на четвёртый спутник Юпитера, Европу, которую учёные называют самым вероятным приютом для жизни во всей Солнечной системе (не считая, разумеется, Земли). Но как только команда достигает спутника и начинает исследования, всё идёт максимально не по плану. Астронавты вынуждены бороться за успех миссии и свои жизни — и для начала нужно понять, что для них важнее.
«Европа» — один из самых удачных представителей жанра found footage, уж в научной фантастике точно. Стилизация под документалистику позволяет фильму построить крепкую связь между зрителем и героями, вместо красивых эффектов сконцентрироваться на личной трагедии маленьких судеб, столкнувшихся с классическим конфликтом «частное-коллективное». К тому же аскетичная постановка выделяет «Европу» на фоне всё той же «Одиссеи», с которой иначе было бы слишком много параллелей. Что неудивительно, ведь в основу картины лёг роман «2010: Одиссея два», сиквел «Космической одиссеи 2001 года» от Артура Кларка.
Солнце медленно умирает, а с ним погибают и надежды землян на светлое будущее. Межнациональная команда астронавтов отправляется на практически самоубийственную миссию — с помощью ядерного заряда они должны возродить ядро звезды. Как и ожидалось в подобной ситуации, экспедиция быстро выходит из-под контроля: приборы ломаются, радары барахлят, а отношения команды стремительно накаляются. Ядерная боеголовка на борту тоже явно не добавляет оптимизма.
В 2007 году, продолжая пробовать свои способности в разных жанрах, Дэнни Бойл снимает серьёзную научно-фантастическую картину на избитую тему «смертельно опасной экспедиции». Отлично понимая, что в узких рамках сюжетных троп сложно проложить кардинально новый путь, Бойл сделал шаг в сторону и сфокусировался на комплексных отношениях внутри команды. Его экипаж, наверное, самый убедительный из всех, что были в подобных фильмах. Во многом это именно заслуга режиссёра, который заставил актёров несколько месяцев жить вместе, чтобы те превратились в настоящую семью — со всеми вытекающими проблемами и конфликтами.
Астронавт Ли Миллер теряет контакт с Землёй и остаётся совсем один — ему предстоит бесконечно лететь по орбите, дожидаясь неминуемой смерти. Чтобы хоть как-то скрасить печальное положение, Ли читает дневник американского солдата времён Гражданской войны, и перед его глазами открывается далёкое прошлое, которое он сам никогда не увидит.
Режиссёр «Любви» Уилльям Юбэнк снимал свой фильм мечты целых четыре года. Ради него он самостоятельно построил макет космической станции во дворе родительского дома, соседской лопатой вырыл траншеи для сцен Гражданской войны и заручился финансовой поддержкой инди-группы Angels & Airwaves. У него вышло любопытное, пускай и далеко не идеальное кино, которое искрит авторской энергией и, простите за каламбур, любовью, но не всегда понимает, что и как оно хочет сказать.
Признанный обществом «низшим» человеком Винсент Фриман очень хочет отправиться вдаль к звёздам, но людей его статуса не пускают в межзвёздные полёты. Тогда он забирает личность генетически идеального Джерома Морроу, учится подделывать анализы ДНК и обманывать медицинскую систему. Но убийство его программного директора подрывает планы Винсента: он становится одним из подозреваемых, и его секрет теперь под огромной угрозой.
«Гаттака» — первая (и лучшая) режиссёрская работа Эндрю Никкола, великолепного сценариста, ответственного за «Шоу Трумана» Уира и «Терминал» Спилберга. Здесь он продолжает исследовать свою излюбленную тему — проблему «маленького человека», который пытается стать большим, чем ему предписано судьбой. Никкол выбрал идеальный формат техногенной антиутопии, позволивший ему создать один из самых убедительных и умных фантастических фильмов 90-х. Настолько убедительный, что NASA назвала «Гаттаку» самым точным sci-fi фильмом за всю историю.
Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!