Фестиваль «Кинотавр» подошёл к концу, а значит, самое время подводить итоги. Рассказываем о самых ярких картинах сочинского смотра: от медитативных мелодрам в духе французского кино и мрачной экранизации Алексея Иванова до стильной антиутопии о Советском Союзе и абсурдистской драме с Деревянко в роли вора в законе.
Долгожданное возвращения Николая Хомерики, который в последний раз снимал фильм по собственному сценарию аж 10 лет назад, в авторское кино. «Море волнуется раз» — череда экспрессионистских зарисовок, объединённых магистральным сюжетом о взрослении двух влюблённых подростков. Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова, дочь Бодрова-младшего, получившая в Сочи приз за лучшую женскую роль) сбегают в отдалённый домик посреди южных лесов и пытаются обустроить совместную жизнь. Днями напролёт они целуются, ругаются, мирятся, обсуждают отношения и людей, а однажды набредают на соседскую халупу — там живёт парочка взрослых (Юлия Ауг и Андрей Смоляков), подозрительно напоминающих молодых героев.
Смотреть это кино мучительно, его темп кажется неспешным даже на фоне самых «артовых» фильмов программы «Кинотавра», но стоит позволить себе погрузиться в эту тягучую солнечную атмосферу юности и юга, как сразу поймешь, что такое нужно не осмыслять, а просто-напросто чувствовать. Не во всём, может, удачный, но точно небезынтересный эксперимент о сути любви от мастера медитативных историй в духе фестивального французского кино. Неудивительно, что попытку Хомерики оценило и жюри: на большом экране Зимнего театра подобного не показывали давно, так что приз за лучший фильм — не более чем закономерность.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
Дата выхода в прокат пока неизвестна.
Роад-муви о матери (Агриппина Стеклова) и сыне (Александр Паль), отправившихся в путешествие по могилам в родительскую субботу. Поездка, как нетрудно догадаться, станет идеальным поводом для конфликта двух мировоззрений: пока женщина будет рассуждать о необходимости семейной памяти, парнишка попытается парировать консервативные причитания родственницы. Дебютант Виктор Рыжаков (видный театральный режиссёр, снявший свой первый игровой фильм в 61 год), может, и не реализует потенциал истории в той мере, в какой мог бы, но «День мёртвых» даже при всём этом выглядит милой жанровой безделушкой. Ничего нового, кроме напоминания о том, что стоит-таки позвонить матери, вы не узнаете, зато проведёте полтора часа в приятной компании двух горячо спорящих родственников.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
В российском прокате с 3 февраля.
Роман Васьянов, оператор «Отряда самоубийц», «Ярости» и «Стиляг», решил попробовать свои силы в режиссуре. Дебютант, к слову, выбрал неожиданно сложный материал: литературным первоисточником выступила депрессивная философская проза Алексея Иванова («Пищеблок», «Географ глобус пропил») о студентах из уральской общаги, бросивших вызов системе. Пятёрка друзей попадает в немилость к комендантше (Юлия Ауг) и теперь должна прятаться по чужим комнатам.
То, что начинается как милая ностальгическая история о дружбе, постепенно трансформируется в мрачную трагедию в духе Достоевского или Горького. Как остаться верным себе на пути во взрослую жизнь? Как сохранить принципы, если весь мир повернулся к тебе спиной? «Общага» задаёт эти вопросы зрителю настолько бескомпромиссно, что с каждой минутой смотреть кино всё тяжелее. Настоящее нравственное зеркало, от которого хочется отвернуться даже самой опытной публике. Но лучше досмотреть и осознать весь ужас человеческой природы. Безоговорочная и справедливая победа в погоне за приз лучшему дебютанту.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
На стримингах с 26 сентября.
Одна из самых удачных ковидных драм (иначе говоря, снятых на карантине и о карантине) от Григория Добрыгина. Некогда известная актриса (Ксения Раппопорт) решает приютить бедного и вроде бы больного мигранта (Нурбол Уулу Кайратбек) у себя на самоизоляции. Есть в этом, конечно, и корыстные мотивы: женщина не только лечит и кормит паренька, но и снимает всё это для своего блога. Очень неспешное, но ласковое по отношению к каждому из героев кино о том, как границы ментальные и культурные оказываются страшнее физических. Кто-то будет ругать Добрыгина за размытость месседжа, кто-то — за попытку эксплуатации актуальной темы, но для картины, которая ставит перед собой цель показать современный мир, наполненный тотальным непониманием, «На близком расстоянии» оправданно немногословен и хаотичен по мысли. Кино из разряда тех, что, однажды засев в голове, никогда из неё не выберется.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
В российском прокате с 28 октября.
XIX век, Якутия. Семья Хабджия (Павел Колесов) и Керемес (Ирина Михайлова) живёт в отдалении от больших поселений в своей маленькой халупе. Пара пережила смерть ребёнка, земля перестала плодоносить, и даже рыба исчезла из озера. Муж решает отправиться к князю за провиантом, но возвращается домой с пустыми руками и заключённым-русским — последнего героев вынудили приютить на пару месяцев, потому что тратить еду на хилого зэка никто не хочет. «Нуучча» — ещё один якутский фильм (в прошлом году, напомним, овации сорвал «Пугало») с «Кинотавра». Тут и размышления о колониализме, и мрачные пейзажи захваченной земли, и в конце концов намёки на фольклорную мистику. Словом, эталонный представитель национального кинематографа, о котором ещё долго будут говорить критики (фильм уже наградили за режиссуру). Правда, неясно, будут ли делать то же самое зрители.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
Дата выхода в прокат пока неизвестна.
Студентка-археолог из Финляндии Лора (Сейди Хаарла) живёт в Москве у своей девушки, которой, кажется, тусовки среди столичной богемы куда интереснее чувств сожительницы. Она хочет вырваться с возлюбленной в Мурманск, чтобы вместе посмотреть петроглифы — наскальные рисунки древних народов. Но девушка отказывается в последний момент, ссылаясь на работу, и Лора садится в поезд одна. Уже в купе к ней подсаживается грубоватый работяга Лёха (Юра Борисов). Общение сразу не залаживается, но в пути два очень разных попутчика всё же находят что-то общее: и парень оказывается не таким простым, как кажется, и сама Лора вдруг находит в нём родственную душу.
На последних Каннах «Купе номер 6» взял Гран-при жюри — вторую по значимости награду — и на «Кинотавр» приехал уже в статусе фестивального хита, а потому показывали картину вне конкурса. Статус свой фильм Юхо Куосманена подтвердил: ни на одном другом сеансе киносмотра зал, кажется, не находился в такой синергии, не отзывался так ярко на всё, что происходило на экране. Это очень простая по своей сути история соприкосновения противоположностей, но решена она великолепно: здесь и грустно, и очень смешно, и, главное, по-особенному нежно. «Купе» просто приятно смотреть, в нём комфортно находиться, тебе не хочется, чтобы это когда-то заканчивалось.
Сейди Хаарла — настоящее актёрское открытие, а Юра Борисов здесь играет, возможно, лучшую свою роль на данный момент. Не то чтобы мы сомневались в его таланте, но в «Купе номер 6» он демонстрирует его с новых сторон, в частности, показывает себя как великого комика — одной интонацией или метко брошенным взглядом он может простую сцену сделать гомерически смешной.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
В российском прокате с 28 октября.
Вышедшая из тюрьмы Оля (Виктория Короткова) хочет уехать из деревни в город к мужу-заочнику, прихватив с собой дочь Машу (Софья Кругова). Правда, бабушка девочки (Анна Михалкова) оказывается против — пыряет собственную дочь ножом, а когда та всё равно бежит с ребёнком, бросается за ней в погоню. Заодно прихватив в качестве помощника Олега (Александр Яценко), полицейского и бывшего парня Оли, которому та выколола глаз в ходе семейной ссоры — за что в тюрьму, собственно, и загремела.
Автор кровавой комедии «Папа, сдохни» Кирилл Соколов продолжает свой экскурс в весёлое жанровое кино. «Оторви и выбрось» даже близко не такая жестокая картина, как его дебют, — а с учётом того, как часто тут стреляют и режут друг друга, даже неожиданно нежный, но выполнен он в похожей сумасшедшей манере. Это фильм, которому приятно быть «фильмом» — настоящий синефильский аттракцион, где сцены из заправских вестернов соседствуют с монтажными решениями в духе кунг-фу боевиков 80-х. Если и снимать кино о семейных проблемах, то только так.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
Дата выхода в прокат пока неизвестна.
К слову, о вестернах. Среди конкурсной программы «Кинотавра» внезапно нашёлся и один ироничный «истерн» — о пермяцкой деревне, в которой отца мальчика Ильи (Ярослав Могильников) убивает местный вор в законе Витька Людоед (Павел Деревянко). Правосудие молчит, ведь вокруг тайга и закон здесь работает «по понятиям». Только приехавший из города физрук-биатлонист Пётр (Юра Борисов) соглашается помочь парню отомстить.
Сама месть, правда, режиссёра Евгения Григорьева не слишком интересует. Он не следует жанровым клише, а играет по своим правилам: из классического вестерна о пришедшем извне стрелке с ружьём наперевес (Петру приходится постоянно носить спортивное оружие с собой, иначе его заберёт под замок местный участковый) делает удивительный портрет изолированного общества, живущего по своим непонятным законам. Это кино как бы нескладное и странное, но именно таким, кажется, и задумывалось. И на фоне одинаково угрюмых драм с «Кинотавра» оно смотрится особенно выгодно.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
Дата выхода в прокат пока неизвестна.
Пожалуй, лучший фильм конкурса Венеции этого года (не получивший, правда, там ни одной награды) приехал на «Кинотавр» в качестве фаворита — но и здесь взял лишь утешительные призы зрительских симпатий и «лучший сценарий». Зато у «Волконогова» явно больше шансов остаться в памяти широкого зрителя, чем у любой другой картины смотра: это стильное, динамичное и неожиданно смешное кино о приговорённом к смерти чекисте (Юра Борисов), который сбегает от сослуживцев и пытается вымолить прощение хоть у одного из родственников людей, которых сам же погубил. Ведь ему является в видении погибший товарищ (Никита Кукушкин) и говорит, что это единственный способ не попасть в ад.
Режиссёры Алексей Чупов и Наташа Меркулова («Человек, который удивил всех») находят способ говорить об исторической травме через гиперболизированный миф: их сталинский СССР — то самое место из страшилок, где расстреливают и мучают без причины, где у всех стен есть уши, а сошедшие со спортивных плакатов чекисты делают всё, что им заблагорассудится. Они всячески подчёркивают условность своего киномира и смотрят на него — и на своего неловкого героя — с иронией. Но оттого лишь страшнее становится очевидная актуальность «Капитана Волконогова»: даже превратив правду в шутку, раскрасив стены граффити и запустив в небо огромный красный дирижабль, фильм остаётся ужасающе недалёк от правды.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
Дата выхода в прокат пока неизвестна.
Тоня (Ксения Раппопорт) водит автобус в небольшом селе под Нальчиком, живёт с дочерью и её ребёнком и очень ждёт, когда сын приедет домой. Этого, правда, не случится: частная военная компания сообщит женщине, что тот погиб в Сирии, где его по закону быть вовсе не должно — тела не будет (разорвало в клочья), могут предложить только денежную компенсацию. Тоню такой расклад не устраивает: она не верит в гибель сына и начинает войну против местных чиновников, которые как раз ждут приезда кого-то очень важного из столицы, и протесты, даже одиночные, им совершенно ни к чему.
В итоге к ней приедет Юра Борисов и скажет, что он и есть погибший (а, точнее, чудом выживший) сын — хотя и совершенно на того не похож. Из отечественных «Трёх билбордов» фильм медленно трансформируется в щемящую драму людей, которые не могут найти себе места в жизни: цепляются за призрачные надежды или притворяются теми, кем не являются, потому что ничего особенно не умеют. Из всех учеников Александра Сокурова, в последние годы штурмующих мировые и отечественные фестивали, Битоков снял самое понятное и «зрительское» кино — неровное, иногда промахивающееся с интонацией, но всё же парадоксально симпатичное.
Подробнее читайте в нашей рецензии.
Дата выхода в прокат пока неизвестна.