Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Деревянко-людоед, Михалкова с ружьем и триумф Юры Борисова: лучшие фильмы «Кинотавра-2021»

Фестиваль «Кинотавр» подошёл к концу, а значит, самое время подводить итоги. Рассказываем о самых ярких картинах сочинского смотра: от медитативных мелодрам в духе французского кино и мрачной экранизации Алексея Иванова до стильной антиутопии о Советском Союзе и абсурдистской драме с Деревянко в роли вора в законе.

Добавить в закладки
Деревянко-людоед, Михалкова с ружьем и триумф Юры Борисова: лучшие фильмы «Кинотавра-2021»

Ольга Бодрова в роли Саши на кадре из фильма «Море волнуется раз»

Ольга Бодрова в роли Саши на кадре из фильма «Море волнуется раз»

Долгожданное возвращения Николая Хомерики, который в последний раз снимал фильм по собственному сценарию аж 10 лет назад, в авторское кино. «Море волнуется раз» — череда экспрессионистских зарисовок, объединённых магистральным сюжетом о взрослении двух влюблённых подростков. Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова, дочь Бодрова-младшего, получившая в Сочи приз за лучшую женскую роль) сбегают в отдалённый домик посреди южных лесов и пытаются обустроить совместную жизнь. Днями напролёт они целуются, ругаются, мирятся, обсуждают отношения и людей, а однажды набредают на соседскую халупу — там живёт парочка взрослых (Юлия Ауг и Андрей Смоляков), подозрительно напоминающих молодых героев.

Смотреть это кино мучительно, его темп кажется неспешным даже на фоне самых «артовых» фильмов программы «Кинотавра», но стоит позволить себе погрузиться в эту тягучую солнечную атмосферу юности и юга, как сразу поймешь, что такое нужно не осмыслять, а просто-напросто чувствовать. Не во всём, может, удачный, но точно небезынтересный эксперимент о сути любви от мастера медитативных историй в духе фестивального французского кино. Неудивительно, что попытку Хомерики оценило и жюри: на большом экране Зимнего театра подобного не показывали давно, так что приз за лучший фильм — не более чем закономерность.

Подробнее читайте в нашей рецензии.

Дата выхода в прокат пока неизвестна.

Александр Паль в роли сына на кадре из фильма «День Мертвых»

Александр Паль в роли сына на кадре из фильма «День Мертвых»

Роад-муви о матери (Агриппина Стеклова) и сыне (Александр Паль), отправившихся в путешествие по могилам в родительскую субботу. Поездка, как нетрудно догадаться, станет идеальным поводом для конфликта двух мировоззрений: пока женщина будет рассуждать о необходимости семейной памяти, парнишка попытается парировать консервативные причитания родственницы. Дебютант Виктор Рыжаков (видный театральный режиссёр, снявший свой первый игровой фильм в 61 год), может, и не реализует потенциал истории в той мере, в какой мог бы, но «День мёртвых» даже при всём этом выглядит милой жанровой безделушкой. Ничего нового, кроме напоминания о том, что стоит-таки позвонить матери, вы не узнаете, зато проведёте полтора часа в приятной компании двух горячо спорящих родственников.

Подробнее читайте в нашей рецензии.

В российском прокате с 3 февраля.

Ирина Старшенбаум в роли Нелли на кадре из фильма «Общага»

Ирина Старшенбаум в роли Нелли на кадре из фильма «Общага»

Роман Васьянов, оператор «Отряда самоубийц», «Ярости» и «Стиляг», решил попробовать свои силы в режиссуре. Дебютант, к слову, выбрал неожиданно сложный материал: литературным первоисточником выступила депрессивная философская проза Алексея Иванова («Пищеблок», «Географ глобус пропил») о студентах из уральской общаги, бросивших вызов системе. Пятёрка друзей попадает в немилость к комендантше (Юлия Ауг) и теперь должна прятаться по чужим комнатам.

То, что начинается как милая ностальгическая история о дружбе, постепенно трансформируется в мрачную трагедию в духе Достоевского или Горького. Как остаться верным себе на пути во взрослую жизнь? Как сохранить принципы, если весь мир повернулся к тебе спиной? «Общага» задаёт эти вопросы зрителю настолько бескомпромиссно, что с каждой минутой смотреть кино всё тяжелее. Настоящее нравственное зеркало, от которого хочется отвернуться даже самой опытной публике. Но лучше досмотреть и осознать весь ужас человеческой природы. Безоговорочная и справедливая победа в погоне за приз лучшему дебютанту.

Подробнее читайте в нашей рецензии.

На стримингах с 26 сентября.

Нурбол Уулу Кайратбек на кадре из фильма «На близком расстоянии»

Нурбол Уулу Кайратбек на кадре из фильма «На близком расстоянии»

Одна из самых удачных ковидных драм (иначе говоря, снятых на карантине и о карантине) от Григория Добрыгина. Некогда известная актриса (Ксения Раппопорт) решает приютить бедного и вроде бы больного мигранта (Нурбол Уулу Кайратбек) у себя на самоизоляции. Есть в этом, конечно, и корыстные мотивы: женщина не только лечит и кормит паренька, но и снимает всё это для своего блога. Очень неспешное, но ласковое по отношению к каждому из героев кино о том, как границы ментальные и культурные оказываются страшнее физических. Кто-то будет ругать Добрыгина за размытость месседжа, кто-то — за попытку эксплуатации актуальной темы, но для картины, которая ставит перед собой цель показать современный мир, наполненный тотальным непониманием, «На близком расстоянии» оправданно немногословен и хаотичен по мысли. Кино из разряда тех, что, однажды засев в голове, никогда из неё не выберется.

Подробнее читайте в нашей рецензии.

В российском прокате с 28 октября.

Ирина Михайлова в роли Керемес на кадре из фильма «Нуучча»

Ирина Михайлова в роли Керемес на кадре из фильма «Нуучча»

XIX век, Якутия. Семья Хабджия (Павел Колесов) и Керемес (Ирина Михайлова) живёт в отдалении от больших поселений в своей маленькой халупе. Пара пережила смерть ребёнка, земля перестала плодоносить, и даже рыба исчезла из озера. Муж решает отправиться к князю за провиантом, но возвращается домой с пустыми руками и заключённым-русским — последнего героев вынудили приютить на пару месяцев, потому что тратить еду на хилого зэка никто не хочет. «Нуучча» — ещё один якутский фильм (в прошлом году, напомним, овации сорвал «Пугало») с «Кинотавра». Тут и размышления о колониализме, и мрачные пейзажи захваченной земли, и в конце концов намёки на фольклорную мистику. Словом, эталонный представитель национального кинематографа, о котором ещё долго будут говорить критики (фильм уже наградили за режиссуру). Правда, неясно, будут ли делать то же самое зрители.

Подробнее читайте в нашей рецензии.

Дата выхода в прокат пока неизвестна.

Юрий Борисов в роли Лехи на кадре из фильма «Купе номер 6»

Юрий Борисов в роли Лехи на кадре из фильма «Купе номер 6»

Студентка-археолог из Финляндии Лора (Сейди Хаарла) живёт в Москве у своей девушки, которой, кажется, тусовки среди столичной богемы куда интереснее чувств сожительницы. Она хочет вырваться с возлюбленной в Мурманск, чтобы вместе посмотреть петроглифы — наскальные рисунки древних народов. Но девушка отказывается в последний момент, ссылаясь на работу, и Лора садится в поезд одна. Уже в купе к ней подсаживается грубоватый работяга Лёха (Юра Борисов). Общение сразу не залаживается, но в пути два очень разных попутчика всё же находят что-то общее: и парень оказывается не таким простым, как кажется, и сама Лора вдруг находит в нём родственную душу.

На последних Каннах «Купе номер 6» взял Гран-при жюри — вторую по значимости награду — и на «Кинотавр» приехал уже в статусе фестивального хита, а потому показывали картину вне конкурса. Статус свой фильм Юхо Куосманена подтвердил: ни на одном другом сеансе киносмотра зал, кажется, не находился в такой синергии, не отзывался так ярко на всё, что происходило на экране. Это очень простая по своей сути история соприкосновения противоположностей, но решена она великолепно: здесь и грустно, и очень смешно, и, главное, по-особенному нежно. «Купе» просто приятно смотреть, в нём комфортно находиться, тебе не хочется, чтобы это когда-то заканчивалось.

Сейди Хаарла — настоящее актёрское открытие, а Юра Борисов здесь играет, возможно, лучшую свою роль на данный момент. Не то чтобы мы сомневались в его таланте, но в «Купе номер 6» он демонстрирует его с новых сторон, в частности, показывает себя как великого комика — одной интонацией или метко брошенным взглядом он может простую сцену сделать гомерически смешной.

Подробнее читайте в нашей рецензии.

В российском прокате с 28 октября.

Виктория Короткова в роли Оли на кадре из фильма «Оторви и выбрось»

Виктория Короткова в роли Оли на кадре из фильма «Оторви и выбрось»

Вышедшая из тюрьмы Оля (Виктория Короткова) хочет уехать из деревни в город к мужу-заочнику, прихватив с собой дочь Машу (Софья Кругова). Правда, бабушка девочки (Анна Михалкова) оказывается против — пыряет собственную дочь ножом, а когда та всё равно бежит с ребёнком, бросается за ней в погоню. Заодно прихватив в качестве помощника Олега (Александр Яценко), полицейского и бывшего парня Оли, которому та выколола глаз в ходе семейной ссоры — за что в тюрьму, собственно, и загремела.

Автор кровавой комедии «Папа, сдохни» Кирилл Соколов продолжает свой экскурс в весёлое жанровое кино. «Оторви и выбрось» даже близко не такая жестокая картина, как его дебют, — а с учётом того, как часто тут стреляют и режут друг друга, даже неожиданно нежный, но выполнен он в похожей сумасшедшей манере. Это фильм, которому приятно быть «фильмом» — настоящий синефильский аттракцион, где сцены из заправских вестернов соседствуют с монтажными решениями в духе кунг-фу боевиков 80-х. Если и снимать кино о семейных проблемах, то только так.

Подробнее читайте в нашей рецензии.

Дата выхода в прокат пока неизвестна.

Лиза Янковская в роли Насти на кадре из фильма «Подельники»

Лиза Янковская в роли Насти на кадре из фильма «Подельники»

К слову, о вестернах. Среди конкурсной программы «Кинотавра» внезапно нашёлся и один ироничный «истерн» — о пермяцкой деревне, в которой отца мальчика Ильи (Ярослав Могильников) убивает местный вор в законе Витька Людоед (Павел Деревянко). Правосудие молчит, ведь вокруг тайга и закон здесь работает «по понятиям». Только приехавший из города физрук-биатлонист Пётр (Юра Борисов) соглашается помочь парню отомстить.

Сама месть, правда, режиссёра Евгения Григорьева не слишком интересует. Он не следует жанровым клише, а играет по своим правилам: из классического вестерна о пришедшем извне стрелке с ружьём наперевес (Петру приходится постоянно носить спортивное оружие с собой, иначе его заберёт под замок местный участковый) делает удивительный портрет изолированного общества, живущего по своим непонятным законам. Это кино как бы нескладное и странное, но именно таким, кажется, и задумывалось. И на фоне одинаково угрюмых драм с «Кинотавра» оно смотрится особенно выгодно.

Подробнее читайте в нашей рецензии.

Дата выхода в прокат пока неизвестна.

Юра Борисов в роли Волконогова на кадре из фильма «Капитан Волконогов бежал»

Юра Борисов в роли Волконогова на кадре из фильма «Капитан Волконогов бежал»

Пожалуй, лучший фильм конкурса Венеции этого года (не получивший, правда, там ни одной награды) приехал на «Кинотавр» в качестве фаворита — но и здесь взял лишь утешительные призы зрительских симпатий и «лучший сценарий». Зато у «Волконогова» явно больше шансов остаться в памяти широкого зрителя, чем у любой другой картины смотра: это стильное, динамичное и неожиданно смешное кино о приговорённом к смерти чекисте (Юра Борисов), который сбегает от сослуживцев и пытается вымолить прощение хоть у одного из родственников людей, которых сам же погубил. Ведь ему является в видении погибший товарищ (Никита Кукушкин) и говорит, что это единственный способ не попасть в ад.

Режиссёры Алексей Чупов и Наташа МеркуловаЧеловек, который удивил всех») находят способ говорить об исторической травме через гиперболизированный миф: их сталинский СССР — то самое место из страшилок, где расстреливают и мучают без причины, где у всех стен есть уши, а сошедшие со спортивных плакатов чекисты делают всё, что им заблагорассудится. Они всячески подчёркивают условность своего киномира и смотрят на него — и на своего неловкого героя — с иронией. Но оттого лишь страшнее становится очевидная актуальность «Капитана Волконогова»: даже превратив правду в шутку, раскрасив стены граффити и запустив в небо огромный красный дирижабль, фильм остаётся ужасающе недалёк от правды.

Подробнее читайте в нашей рецензии.

Дата выхода в прокат пока неизвестна.

Ксения Раппопорт в роли Тони на кадре из фильма «Мама, я дома»

Ксения Раппопорт в роли Тони на кадре из фильма «Мама, я дома»

Тоня (Ксения Раппопорт) водит автобус в небольшом селе под Нальчиком, живёт с дочерью и её ребёнком и очень ждёт, когда сын приедет домой. Этого, правда, не случится: частная военная компания сообщит женщине, что тот погиб в Сирии, где его по закону быть вовсе не должно — тела не будет (разорвало в клочья), могут предложить только денежную компенсацию. Тоню такой расклад не устраивает: она не верит в гибель сына и начинает войну против местных чиновников, которые как раз ждут приезда кого-то очень важного из столицы, и протесты, даже одиночные, им совершенно ни к чему.

В итоге к ней приедет Юра Борисов и скажет, что он и есть погибший (а, точнее, чудом выживший) сын — хотя и совершенно на того не похож. Из отечественных «Трёх билбордов» фильм медленно трансформируется в щемящую драму людей, которые не могут найти себе места в жизни: цепляются за призрачные надежды или притворяются теми, кем не являются, потому что ничего особенно не умеют. Из всех учеников Александра Сокурова, в последние годы штурмующих мировые и отечественные фестивали, Битоков снял самое понятное и «зрительское» кино — неровное, иногда промахивающееся с интонацией, но всё же парадоксально симпатичное.

Подробнее читайте в нашей рецензии.

Дата выхода в прокат пока неизвестна.


Текст: Владислав Шуравин, Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?