Кто победил, а кто проиграл? Кто блеснул, а кто разочаровал? Мы уже рассказали о лучших, на наш взгляд, фильмах 2013 года. Пришло время поговорить о других итогах – о людях, о персонажах, о событиях и обо всем прочем, чем запомнился нам прошедший год в кино и на ТВ
Триумф года
Если взглянуть на бокс-офис 2013 года и спросить себя, громкий успех какой картины был наименее предсказуем, ответ очевиден. Равно как и имя главного триумфатора года. Мексиканец Альфонсо Куарон, чей предыдущий и единственный суперхит «Гарри Поттер и узник Азкабана» вышел аж в 2004 году, триумфально вернулся в большое кино с «Гравитацией» и растоптал почти всех конкурентов, собрав в прокате 650 миллионов долларов. Он оставил далеко позади даже раскрученный второй «Стартрек». А ведь в начале года «Гравитацию» со 100-миллионным бюджетом порой включали в число ожидаемых провалов и числили по ведомству голливудской эксцентрики. А оказалось, что Куарон – не клоун Красти, а Олег Попов!
Фиаско года
С самого начала было понятно, что студия Disney сильно рискует, вкладываясь в ремейк полузабытого довоенного (и послевоенного) вестерна «Одинокий рейнджер». Ведь предыдущие попытки реанимировать этот былой хит позорно провалились. Однако диснеевцы платили не за идею, а за команду. Режиссер Гор Вербински, сценаристы Тед Эллиотт и Терри Россио, актер Джонни Депп и возглавляющий их продюсер Джерри Брукхаймер – эта «могучая кучка» в прошлом десятилетии вытащила с голливудского дна пиратское кино. И Брукхаймер, инициатор проекта, верил, что у него и на сей раз все выгорит. Но не выгорело. В США грандиозная 250-миллионная картина собрала жалкие 90 миллионов долларов, а мировые сборы составили всего 260 миллионов. Расплата не заставила себя ждать – Disney объявила, что дистанцируется от Брукхаймера и сосредотачивается на внутренних проектах. По церемонным голливудским понятиям это очень громкая пощечина.
Актриса года
До последних дней декабря нам казалось, что актрисой года будет Сандра Буллок – уже не юная, но все еще великолепная звезда «Гравитации» и «Копов в юбках». Однако в финале гонки вперед вырвалась Дженнифер Лоуренс, которая, по мнению западных критиков, так эффектно зажгла в «Афере по-американски», что она вновь будет бороться за «Оскар». Также Джей-Лоу в 2013-м предсказуемо блеснула во вторых «Голодных играх» и весь год была притчей в языцех. Причем ее обсуждали не как зазнавшуюся звезду или скандальную знаменитость, а как лучший дар штата Кентукки Америке, человечеству и девушкам, которых не устраивает обхват их бедер.
Актер года
Как это ни удивительно, в категории «актер 2013 года» состязание было куда менее агрессивным. Британец Бенедикт Камбербэтч взял мощный старт в весеннем блокбастере «Стартрек: Возмездие» (если не считать того, что ему поручили роль персонажа с индийским именем) и удержал лидерство благодаря участию в таких раскрученных лентах, как «12 лет рабства» и «Хоббит: Пустошь Смауга». Также он ярко сыграл Джулиана Ассанжа в «Пятой власти», но смотреть эту примечательную картину, к сожалению, почти никто не пришел. И, конечно, не стоит забывать, что поклонники британских сериалов провели весь год в ожидании и предвкушении нового сезона «Шерлока», где Камбербэтч играет заглавную роль.
Тренды года
Оригинальным голливудским картинам с каждым годом становится все сложнее конкурировать с сиквелами и ремейками. Это очевидно. Но кто побеждает в споре сиквелов и ремейков? В этом году бесспорными победителями вышли сиквелы. Лишь один ремейк, «Человек из стали», смог пробиться в прокатную элиту. В то время как «Одинокий рейнджер», «Телекинез» и прочие представители его полка были оттеснены на нижние строчки прокатных сводок. Конечно, не все сиквелы сняли кассу, но даже, например, второй «Перси Джексон», не удостоившийся громких похвал, заработал 200 миллионов долларов и покрыл расходы на свое создание.
Кроме того, стоит отметить взрыв космического кино – вероятно, отголосок успеха «Аватара». «Гравитация», «Стартрек: Возмездие», «Тор 2: Царство тьмы», «Элизиум: Рай не на Земле», «Обливион», «Игра Эндера», «После нашей эры», «Риддик», «Побег с планеты Земля»… Не все эти картины получилась, но для тех, кто в последние годы переживал, что Голливуд слишком мало уделяет времени космосу, это все равно отличный подарок.
Потери года
Среди всех голливудцев, кто не дожил до 2014 года, мы особо отмечаем блистательного Джеймса Гандольфини, который ушел от нас всего лишь в 51 год. А ведь актер с его амплуа мог радовать нас еще не одно десятилетие… Также болезненной потерей стала гибель в автокатастрофе звезды «Форсажа» Пола Уокера. «Блестящим артистом» мы бы его не назвали, но то, что от него требовалось, Уокер делал достойно. И, конечно, никто не должен умирать в 40 лет.
Что касается России, то наше кино в 2013-м потеряло таких мастеров, как 50-летний актер Андрей Панин и 74-летний режиссер Алексей Герман. Первый не дожил до премьеры сериала «Шерлок Холмс», второй – до завершения работы над «Трудно быть богом». Что тут скажешь? Одни эмоции…
Фанаты года
В этом году у поклонников голливудских киноциклов было немало возможностей поддержать своих любимцев. Но не все показали себя с лучшей стороны. Так, фанаты «Стартрека» и «Хоббита» провели год, придираясь к мелочам и собачась друг с другом и со своими кумирами. Напротив, поклонники «Форсажа» без всякого нытья стройными рядами явились в кино, привели родных и друзей и дотащили «Форсаж 6» до фантасмагорических для такого фильма почти 800 миллионов долларов. Ребята, вы – лучшие!
Также заслужили упоминания окопавшиеся в Голливуде поклонники «Игры Эндера», которые совместными усилиями сняли и выпустили в прокат экранизацию своей любимой книги – несмотря на то, что это было весьма рисковое предприятие, которое предсказуемо прогорело. Что ж, все равно никто всерьез не рассчитывал на экранизацию всего эндеровского цикла…
Сюрприз года
Пожалуй, главным голливудским сюрпризом уходящего года стало известие о том, что студия Warner возвращает на экраны Бэтмена и доверяет роль супергероя Бену Аффлеку. Задним числом это можно было предсказать – студии нужно было что-то противопоставить асфальтному катку по имени Marvel/Disney, а круче Бэтмена у DC/Warner никого нет. Но мы бы скорее предположили, что студия продолжит работать с Кристианом Бейлом, чем что Warner позволит Аффлеку и его ямочке на подбородке попытаться реабилитироваться после неудачи «Сорвиголовы».
ТВ-разочарования года
«Агенты “Щ.И.Т.”» рекламировались как главный новый сериал сезона 2013-14, а оказались мелкотравчатой скучищей. Также не оправдали фанатских ожиданий (честно говоря, несколько завышенных) «Ганнибал», «Почти человек» и «Вызов». Первый из них за время трансляции 13 эпизодов потерял больше половины зрителей пилотной серии.
Песня года
Всерьез обсуждать эту категорию трудно, потому что с мюзиклами в этом году было плохо. Однако мы просто обязаны отметить Let It Go из диснеевского мультфильма «Холодное сердце», которую уже сейчас можно легально и бесплатно услышать в двух вариантах – в исполнении Идины Менцель (эта версия звучит в середине фильма) и в исполнении Деми Ловато (ее запись играет на финальных титрах). Превосходная композиция и сама по себе (как гимн девичьего освобождения от родительского гнета), и в контексте картины.
Открытие года
В эту категорию часто попадают актеры, уже известные специалистам и считающиеся «открытием» лишь потому, что они впервые заставили говорить о себе зрителей. В этом году, однако, мы можем похвастаться настоящим открытием. Благодаря сериалу «Американцы» (отличному шпионскому триллеру, несмотря на наличие «клюквы») мы узнали о существовании Аннет Махендру – талантливой красавицы с печальным взглядом, индийским папой и русской мамой. Мы буквально со стульев попадали, когда услышали в американском сериале правильную русскую речь из уст ключевой героини, а не представительницы массовки. При этом оценили Махендру не только мы. Если в первом сезоне «Американцев» она считалась «приглашенной актрисой», то во втором сезоне ее произвели в основу труппы. И многие западные критики, отдав должное прочим звездам шоу, особо отметили игру девушки в роли сотрудницы советского посольства в США, которая соглашается работать на ФБР.
Сбитые на взлете
Из всех западных сериалов, закрытых в этом году, мы больше всего жалеем «Балерин», продержавшихся один полный сезон на телеканале ABC Family. Да, Эми Шерман-Палладино не смогла создать идеальное шоу и зацепить достаточное количество зрительниц. Но, потеряв иронический «пулеметный» юмор, легкомысленный романтизм и выразительные танцы «Балерин», американское телевидение осиротело. К тому же если американцам есть где посмотреть на Саттон Фостер, то как нам теперь жить без этой универсальной бродвейской звезды, с которой мы познакомились благодаря «Балеринам»?
Достойный финал
Из всех сериалов, которые завершились в этом году, самый достойный финал, пожалуй, получился у международного хита «Во все тяжкие». Не будем его пересказывать, чтобы не обидеть тех, кто еще не досмотрел шоу, но отметим, что в истории Уолтера Уайта была поставлена эффектная и подобающая этому неоднозначному персонажу точка.
Нелепый финал
Если «Во все тяжкие» показал, как надо заканчивать шоу, то «Правосудие Декстера» продемонстрировало, как это делать нельзя. Его последний сезон был комедией нелепостей, а заключительная серия просто показала поклонникам неприличный жест.
Лучший новый ТВ-персонаж
В этом году в западных сериалах появилось немало интересных персонажей, но мы в этой категории выбрали героиню со стажем, которая раскрылась с неожиданной стороны и фактически стала совершенно новым персонажем. Куинн Перкинс провела почти два сезона «Скандала» в тени более ярких коллег, и мы бы не удивились и не расстроились, если бы создательница шоу Шонда Раймс прикончила героиню, отработавшую свой сюжетный ресурс. Однако Раймс нашла куда более остроумное решение. В 2013 году она постепенно перетащила скучную доброхотку Куинн на «темную сторону» и сделала ее адреналиновой фанаткой убийств и пыток. Теперь история Перкинс едва ли не интереснее, чем приключения прочих героев шоу.
Дениз Кросби года
В 1988 году актриса Дениз Кросби по собственной воле покинула хитовый сериал «Звездный путь: Следующее поколение», о чем впоследствии не раз жалела. В этом году сомнительный фокус Кросби повторила Коте де Пабло, ушедшая из детективного сериала «Морская полиция», где она играла с 2005 года. Конечно, это большой срок для исполнения одной роли, и можно понять актрису, которой хочется заняться чем-то еще. Но «Морская полиция» – это суперхит, соревнующийся по рейтингам с трансляциями американского футбола и оставляющий далеко позади почти всех конкурентов. Лучшей работы в США на ТВ нет, и не исключено, что де Пабло вскоре пожалеет о своем решении. Но уже будет поздно – ее место в сериале недавно было занято новой героиней.
Политкорректность года
Думаете, мы сейчас что-нибудь напишем про завоевавшую в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» лесбийскую драму «Жизнь Адель»? Как бы не так. В этом году был куда более впечатляющий пример победы политкорректности над традицией. Только подумайте – в новом сериале «Сонная Лощина» среди основных героев нет ни одного белого американца и ни одной белой американки! И это не нишевой, а массовый хит без формальных претензий на открытие новых расовых горизонтов. Мартин Лютер Кинг был бы доволен этой победой исподтишка.
Скандалы года
Проиграв нашу предыдущую номинацию, «Жизнь Адель» выиграла куда менее престижную. Не потому, что она получила приз в Каннах, и не потому, что она предложила зрителям почти порнографический секс, а потому, что за профессиональным триумфом картины последовал громкий скандал и публичное гряземетание между режиссером Абделатифом Кешишем и звездами фильма Адель Экзаркопулос и Леа Сейду. Ох уж эти французы – даже победу могут превратить в поражение…
Также упоминания заслуживает взорвавшее мир поклонников телемультфильмов известие о гибели Брайана, одного из главных героев «Гриффинов». Как и можно было предположить, Сет МакФарлейн, создатель шоу и актер озвучания Брайана, вскоре вернул пса на его законное место (спасибо машине времени!). Но троллинг фанатов получился изрядный – раньше МакФарлейн такого себе не позволял.