Заключительные титры – это, бесспорно, самая скучная часть фильма. Как удержать публику у экранов и убедить ее узнать, кто работал над картиной?
В 1997 году британская поп-группа Spice Girls была столь популярна, что никому не надо было напрягаться, чтобы гарантировать полнометражному фильму с участием двух Мелани, Виктории, Эммы и Джери кассовый успех. И никто не напрягался. Даже исполнительницы главных ролей «зажгли» лишь в самом конце картины, когда исполнили Spice Up Your Life на сцене Альберт-холла. Прекрасно понимания, какое кино у него вышло, известный британский телевизионный режиссер Боб Спирс завершил картину забавной сценой, в которой на фоне титров участвовавшие в фильме знаменитости жаловались, что после такого экранного фиаско их больше никогда и никуда не пригласят. К счастью, это была лишь шутка. Было бы обидно потерять, например, такого талантливого комика, как Алан Камминг, который ныне блещет в теледраме «Правильная жена».
Популярнейшая пародийная комедия трио Цукер-Абрахамс-Цукер не требует от зрителей внимательного чтения титров, но вознаграждает преданных поклонников. Вчитавшись в титры, можно заметить, например, упоминание Чарльза Диккенса («Автор “Повести о двух городах”») или то, что осаждающие главных героев «религиозные фанатики» в списке эпизодических ролей перечислены не подряд и не по порядку. В дальнейшем подобные приколы в титрах стали визитной карточной юмора ЦАЦ, и их можно найти как в фильмах троицы, так и в картинах, вдохновленных «Аэропланом!», «Голым пистолетом» и так далее. Также лента примечательна тем, что ее финальная шутка звучит уже после завершения титров (картина возвращается к все еще ждущему шофера пассажиру такси, брошенного главным героем в завязке сюжета).
В отличие от большинства детективных лент, знаменитый неонуарный триллер Дэвида Финчера «Семь» заканчивается почти полной победой серийного убийцы. Полиции так и не удалось установить истинное имя Джона Доу, и он погиб от рук детектива, гарантировав тому если не тюремное заключение, то долгое расследование и неминуемое увольнение со службы. Подчеркивая этот необычный для жанра триумф, «Семь» завершаются титрами, которые оформлены в стиле записных книжек маньяка и которые ползут не снизу вверх, как обычно, а сверху вниз, «против течения». Мало того, они еще и начинаются с имени Кевина Спейси, сыгравшего Джона Доу. Последнее, правда, связано с тем, что Спейси попросил не включать его имя в начальные титры, чтобы зрители раньше времени не догадались, как выглядит преступник.
Вторая картина Орсона Уэллса, блистательно дебютировавшего с легендарным «Гражданином Кейном», числится голливудским шедевром, но славится не мастерством, с которым Уэллс экранизировал одноименный роман Бута Таркингтона, а студийным надругательством над режиссерским замыслом. Семейно-социальная драма об одной из богатейших семей штата Индиана получилась столь мрачной и жесткой для своего времени, что студия RKO вырезала из режиссерского монтажа «Эмберсонов» более 40 минут и заставила второго режиссера снять новый, оптимистичный финал. Уэллс был этим унижен и раздавлен. По крайней мере, RKO не покусилась на необычные «финальные титры». Почему в кавычках? Потому что в концовке фильма не было никаких надписей. Вместо них на экране появлялись актеры фильма, а режиссер за кадром зачитывал их имена и имена их персонажей. Также постановщик представлял основных членов закадровой съемочной группы. Завершались «титры» словами Уэллса: «Я написал сценарий и поставил фильм. Меня зовут Орсон Уэллс». Все это было прозрачным намеком на радиопостановки, прославившие режиссера до его перехода в кино.
Хотите знать, как выглядят не только актеры фильма, но и работавшие над ним закадровые кинематографисты? Комедия братьев Фаррелли, которая учит принимать людей такими, какие они есть, и мириться с особенностями их внешности, предлагает вам такую возможность. Она заканчивается видеопредставлением большинства членов группы, в котором они демонстрируют, что они могут быть столь же смешными, как снимавшиеся в фильмы звезды. По крайней мере, в те несколько секунд, когда их показывают на экране. Обычные титры в самом конце ленты представляют лишь участников массовки, каскадеров, создателей визуальных эффектов и использованные в «Любви» песни.
Слышали когда-нибудь об этом фильме? Если слышали, можете считать себя суперкиноманом. Хотя в «Скиду» снималось немало известных актеров своего времени, а поставил эту ленту двукратный номинант «Оскара» Отто Премингер, Голливуд постарался забыть нелепую фарсовую сатиру о контркультуре 1960-х, как только она провалилась в прокате и в глазах критиков. Ныне «Скиду» интересна тем, что, во-первых, это была последняя картина с участием легендарного комика Граучо Маркса, а во-вторых, ее финальные титры были не только показаны, но и спеты! Гарри Нилссон, популярный музыкант конца 1960-х и начала 1970-х, спел все появляющиеся на экране надписи, начиная с имен ведущих актеров и заканчивая копирайтным уведомлением.
Завершая первый российский фэнтези-блокбастер, его создатели под началом Тимура Бекмамбетова испугались, что зрители, не читавшие положенную в основу сценария книгу Сергея Лукьяненко, запутаются в насыщенном сюжете с множеством персонажей. Поэтому они решили закончить картину песней, кратко излагающей события ленты в стиле «рэп». Так родился популярный хит группы «Уматурман» «Ночной Дозор». К сожалению, этот прием был использован лишь в российской версии фильма. В американской версии на титрах звучала песня Fearless группы The Bravery, а в прочих международных версиях – песня Shatter группы Feeder. Впрочем, иностранцам краткий пересказ сюжета был нужен меньше, чем нам, поскольку их «Ночные Дозоры» были короче и проще (в частности, в них не было Гоши Куценко).
Хотя британская лента «Миллионер из трущоб» была поставлена по мотивам индийской книги и вдохновлена болливудскими постановками, в ней не было ни одной сцены, в которой герои пускались в пляс и начинали петь. Привязанность Дэнни Бойла к западной, реалистичной кинотрадиции оказалась сильнее любви к Индии и к Болливуду. Поэтому поклонникам стиля «масала» пришлось ждать финальных титров, чтобы увидеть масштабный музыкальный номер в лучших мумбайских (бомбейских) традициях. Правда, спеть актеры картины не решились, но станцевали они зажигательно, под ставшую международным хитом песню Jai Ho.
Культовый японский мультсериал «Евангелион» был настоящим пиршеством креатива на традиционные аниме-темы, и творческий порыв авторов шоу распространился и на финальные титры. Чтобы убедить зрителей их прочесть, каждая серия «Евангелиона» завершалась новым кавером классической американской джазовой песни Fly Me To The Moon, более всего известной в исполнении Фрэнка Синатры. С хором и с оркестром, под гитару и в стиле «техно», в одиночку и втроем… Как только эта песня не исполнялась! С учетом дополнительных версий, записанных для видеорелиза сериала, всего был записан 31 вариант Fly Me To The Moon. Напротив, исполняемая на вступительных титрах Zankoku na Tenshi no Teze всякий раз была одной и той же. Что не помешало ей стать одной из самых популярных заставочных песен в истории аниме.
В отличие от детских фильмов Стивена Спилберга, которые вдохновили ленту Дж. Дж. Абрамса, «Супер 8» – это не просто история о первом удивительном приключении ребят из провинциального городка, а еще и рассказ о маленьком режиссере, который пытается снять свое первое «большое кино». Поэтому картина Абрамса заканчивается 5-минутной короткометражкой, в течение фильма снятой на любительскую камеру. Правда, зрелище это настолько шаблонное и банальное, что как-то не верится, что режиссер Чарли в будущем сделает большую голливудскую карьеру. Разве что только он станет вторым Майклом Беем… Или Спилберг проснется в нем попозже, ближе к 20-30 годам.
На всем протяжении популярной фарсовой комедии Тодда Филлипса трое главных героев отчаянно пытаются вспомнить, что случилось прошлой ночью, когда они вдребезги напились и потеряли своего четвертого товарища. Постепенно им удается восстановить большую часть случившегося, отыскать пропавшего друга… И даже его поженить без переноса свадьбы на другой день. Однако в памяти у них все же остаются провалы, и потому в самом конце фильма, когда уже начинаются финальные титры, герои рассматривают сделанные во время их загула фотографии, а зрители наконец-то в полной мере осознают, насколько безумной была ночь героев в Лас-Вегасе. Отличное завершение для детективной по духу постановки – такое кино ведь обязано заканчиваться подробной разгадкой преступления.
В своей рецензии на провокационный эротический триллер Джона МакНотона популярный американский критик Роберт Эберт заметил, что сюжет этой картины столь сложен и запутан, что лента продолжает его объяснять даже во время финальных титров. Чистая правда. Хотя завершающие картину короткие сценки могут показаться фрагментами, вырезанными во время монтажа из основного повествования, но в последний момент все же включенными в фильм, сценарист Стивен Питерс с самого начала предполагал, что эти фрагменты появятся в заключение ленты, чтобы ответить на возникшие у вдумчивой публики вопросы. И чтобы показать, как на самом деле было дело и кто виновен в случившемся. Удачный ход? Трудно сказать. Но это определенно хороший повод остаться на финальные титры!
Когда в 1950-х Голливуд сражался с натиском телевидения, в моду вошли эпические многочасовые постановки с множеством звезд, декораций и спецэффектов. Одной из таких лент была экранизация популярного романа Жюля Верна, снятая Майклjv Андерсонjv. В течение почти трех часов герои фильма огибали земной шар, пользуясь всеми возможными средствами передвижения и встречая по пути буквально толпы знаменитостей в эпизодических ролях. Так, Фрэнк Синатра сыграл в фильме пианиста в американском салуне, а Бастер Китон – машиниста американского поезда. Завершалась картина очень длинными для своего времени семиминутными титрами, которые показывались на фоне стильного рисованного мультфильма, напоминающего зрителям о приключениях героев в разных концах света. Создателем этой анимационной короткометражки был Сол Басс, ведущий голливудский графический дизайнер своего времени.
Джеки Чан был не первым создателем трюкового кино, решившим показывать на финальных титрах закадровую работу над своими самыми эффектными номерами. Этот художественный прием придумал Хэл Нидэм, и Джек Чан позаимствовал его у американца, когда работал с Нидэмом над экшен-комедией «Гонки “Пушечное ядро”». Однако сейчас мы ассоциируем этот ход с Чаном, потому что, кажется, ни один звездный миллионер в истории кино так часто не рисковал своей жизнью ради эффектного трюка, как гонконгский актер. И на финальных титрах многих его лент, начиная с «Полицейской истории» (одной из любимых картин мэтра), можно увидеть, каким потом и какой кровью давались ему головокружительные сцены, из-за рискованности которых Чана и его подчиненных не обслуживали медицинские страховщики (кто рискнет страховать того, кто почти с гарантией расшибется?).
Если вы ни разу не видели финальные титры ремейка «Рассвета мертвецов», у вас превратное представление о картине Зака Снайдера. Основная часть ленты заканчивается на печально-оптимистичной ноте: двое главных героев жертвуют собой, чтобы их оставшиеся в живых товарищи могли уплыть на яхте и, возможно, найти не зараженную зомби территорию. Или отыскать военных, которые знают, что делать в случае зомби-апокалипсиса. Это финал для обычных зрителей – тех, кто после начала титров сразу начинает выбираться из зала. Для киноманов же Снайдер приготовил второй финал, в котором герои пристают к причалу и обнаруживают, что он тоже оккупирован зомби. Гибель персонажей не показана, но она подразумевается – им вряд ли удастся убежать от зомби и второй раз найти убежище. На глазах оставшихся у экрана зрителей голливудский хеппи-энд превращается в мрачную, реалистично-бескомпромиссную концовку, и картина меняет жанр.
Создатели пятой серии хоррор-цикла «Пункт назначения» не были уверены в том, что снимают последний эпизод эпопеи. Они даже рассказывали в интервью о своих планах создать еще две серии и снять их одновременно, чтобы выпустить с минимальным перерывом между премьерами. Но когда смотришь картину, чувствуешь, что тема преследующей подростков Смерти выдохлась и что создатели ленты прощаются со зрителями и уже готовятся к совершенно новым проектам. В самом конце фильма это чувство превращается в уверенность, потому что финальные титры показываются на фоне монтажа всех эффектных смертей, случившихся во всех эпизодах «Пункта», начиная с самого первого (хороши и титры четвертой части, где все смерти обыграны в виде "рентгеновских" снимков). Превосходный способ помахать публике рукой и одновременно напомнить: «Пересмотрите предыдущие серии, они тоже были кровавыми!»
В начале 1980-х американские телешоу часто заканчивались стоп-кадром, на фоне которого показывались финальные титры. Снимая пародию на полицейские сериалы, режиссеры Цукер, Абрамс и Цукер решили обыграть этот привычный ход в своем шоу. В их «Полицейском отряде!» актеры в концовках серий застывают, как если бы это был стоп-кадр, но камера не останавливается и съемка продолжается! Так что зрители видят, как трудно актерам «играть статуи», пока показываются титры. Кроме того, в кадре иногда что-то происходит. Например, в него заходит актер, якобы не знающий, что шоу уже кончилось. Или же декорация вдруг начинает разваливаться. Или кофе, которое персонаж начал наливать в чашку в самом конце серии, переливается через край и льется на пол.
Студия Pixar любит завершать свои анимационные блокбастеры на красочной и творческой ноте, но фильм «ВАЛЛ-И» выделяется даже на фоне прочих концовок Pixar. На протяжении двух минут, уже после начала финальных титров, лента показывает будущую совместную земную жизнь людей и роботов. И каждый из фрагментов этого ролика нарисован в одном из классических стилей из истории мировой живописи – от наскальных рисунков до полотен Винсента Ван Гога. Безукоризненная работа. Которая, правда, всегда не убеждает нас в том, что героям «ВАЛЛ-И» надо было возвращаться на Землю, истощенную тысячелетиями варварской эксплуатации. Разве полеты в космос нужны не для того, чтобы найти новую Землю и высосать все ее соки? Как писал Циолковский: «Нельзя вечно жить в колыбели».
Концовки киновселенной Marvel
Во многих фильмах после титров есть короткая «сцена-подарок» для терпеливых киноманов, но студия Marvel вывела этот прием на новую сценарную высоту. В их фильмах послетитровые сцены намекают на события будущих лент цикла, связывают их повествования событиями и персонажами… А порой и заставляют по-новому взглянуть на все, что случилось в закончившейся картине. Поэтому преданного фаната Marvel всегда можно узнать в зрительном зале. Он – тот человек, который остается сидеть на месте, когда другие уже торопятся к выходу. Пожалуй, самой неожиданной из всех марвеловских финальных сцен могут похвастаться недавние «Стражи Галактики». Появление на экране Говарда Дака стало для всех большим сюрпризом!
В то время как другие успешные картины в финале готовят почву для сиквелов, авторы «Мачо и ботана 2» Фил Лорд и Кристофер Миллер во время заключительных титров уничтожили всякую надежду на появление новых серий. И как изобретательно они это сделали! На протяжении четырех минут фильм перечисляет и рекламирует все возможные, все более безумные продолжения саги о Шмидте и Дженко – от работы под прикрытием в России до мультфильма о героических копах. Мало того, в одной из этих сцен вместо Джоны Хилла появляется Сет Роген. Мол, продюсеры очередной серии не договорились с Хиллом о гонораре, и актера заменили на более сговорчивого комика. Потрясающе смешная пародия на голливудские нравы и неоспоримый победитель нашего хит-парада!