Кинематограф – фабрика грез, а в своих мечтах вряд ли кто-то из нас видит увечным, физически ущербным или испытывающим проблемы со здоровьем. От того и не встретишь в широком прокате в изобилии картин об инвалидах
Эл Би Джеффрис
Как заставить героя быть привязанным к одной комнате, но при этом дать возможность активно влиять на окружающих? Мастер саспенса Альфред Хичкок разрешил сюжетную закавыку изящным росчерком пера – главный герой триллера «Окно во двор» фотограф Джеффрис вынужден просиживать дни напролет дома у окна, так как сломал ногу и оказался прикован к инвалидному креслу. От нечего делать герой разглядывает окна дома напротив и через некоторое время становится, как ему кажется, свидетелем преступления. Травма не позволяет ему лично расследовать дело, но и на кресле, сидя у окна, вполне можно раскручивать детективную историю с исчезновением женщины из квартиры напротив.
Хромой
Советский кинематограф не спешил показывать в своих картинах инвалидов – слишком глубокой была послевоенная рана, оставившая сотни тысяч калек по всей стране. Однако мы не можем не вспомнить знаменитого безымянного Хромого из комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Пусть герою Евгения Евстигнеева досталась не самая главная роль, забыть этого персонажа, передвигающегося то на костылях, то в инвалидном кресле, а то и вовсе в настоящей повозке, невозможно. Да и его фраза «Я сам!» перед разрушением колоннады Казанского собора стала визитной карточкой фильма.
Фредди Бенсон
Смеяться над инвалидом, ветераном войны? Да как такое возможно?!! Очень даже возможно, если речь идет о комедии Фрэнка Оза «Отпетые мошенники», крайне популярной в позднем советском кинопрокате. Один из героев этого фильма – мелкий американский аферист в исполнении Стива Мартина, который заключил с утонченным мошенником-профессионалом пари, кто из них первым охмурит «лохушку», готовую расстаться с миллионами на своем отдыхе. В качестве способа сблизиться с жертвой Фредди выбирает образ ветерана, лишенного способности ходить. Однако постоянное нахождение в кресле оказалось не таким простым занятием, особенно когда каждый норовит проверить, действительно ли ты инвалид.
Рон Ковик
Среди постановщиков, лично прошедших через Вьетнам, а затем снявших об этом кино, Оливер Стоун занимает особое место, его «Взвод», «Рожденный четвертого июля» и «Небо и земля» – великолепнейшая трилогия, всесторонне раскрывающая вопрос разумности подобных войн. Второй фильм из этой «серии» подходит нам как нельзя лучше – «Рожденный четвертого июля» рассказывает об американском солдате, потерявшем во Вьетнаме ноги, вернувшемся домой и начавшем борьбу против не нюхавших пороха пацифистов и правительственных чинуш. Усадить почти на весь фильм в инвалидное кресло голливудского красавца Тома Круза было отчаянным решением, но именно оно в итоге сыграло ключевую роль в формировании успеха ленты у зрителей и критиков.
Лейтенант Тейлор
За блистательным образом, выстроенным Томом Хэнксом в «Форресте Гампе», мы часто забываем о других великолепных актерах, занятых в этой картине Роберта Земекиса. Считаем справедливым почтить вклад Гэри Синиза, сыгравшего военачальника Форреста во время вьетнамской кампании – лейтенанта Дэна Тейлора. Гамп, как вы помните, вытащил командира из пламени боя, но Тэйлор все равно лишился ног после тяжелого ранения. Много позже Дэн стал лучшим другом Форреста и даже служил матросом на его судне, занимающемся ловлей креветок. И инвалидное кресло Тейлору в этом ничуть не мешало.
Врисс
Когда после долгих колебаний постановщиком четвертого фильма о «Чужом» был выбран француз Жан-Пьер Жене, многие не без основания предположили, что в картине наверняка найдется место и для одного из любимейших актеров этого режиссера – Доминика Пинона. Так и случилось, Пинон получил роль наемника Врисса, искусного и отважного, но… лишенного способности передвигаться на своих двоих. Ноги космическому пирату заменило механическое кресло, которое служит не только средством передвижения, но и хранилищем внушительного оружейного арсенала героя.
Джером Юджин Морроу
Конец прошлого столетия одарил кинематограф целой россыпью знаковых фантастических фильмов. Входит в эпохальный список и драма «Гаттака» Эндрю Никкола, рассказывающая об обществе будущего, в котором евгеника – наука об искусственной селекции человека – взята на вооружение на благо развития. Один из персонажей фильма, сыгранный Джудом Лоу бывший спортсмен, парализован после автоаварии, но он по-прежнему хранит в себе «чистые» гены, дающие пропуск в высшее общество. Морроу помогает своему приятелю осуществить мечту космического масштаба, оставаясь при этом прикованным к инвалидному креслу и запертым в четырех стенах.
Мейсон Верджер
Может ли в фильме о маньяке Ганнибале Лектере кто-то быть страшнее главного героя? Пожалуй, за первенство в турнире самых отвратительных убийц, садистов и кровопийц может побороться Мейсон Верджер, миллионер из картины «Ганнибал», которого Лектер в свое время обезобразил и лишил способности ходить. Гари Олдмана под жутким гримом решительно не узнать, но это и не нужно – его зловещий персонаж наводит ужас одним своим появлением, одним скрипом колес своей инвалидной коляски. Мечта Верджера – месть Лектеру, инвалид желает скормить своего врага свиньям, но разве есть в мире сила, способная остановить голод самого знаменитого экранного каннибала?
Профессор Х
Телепат Чарльз Ксавьер, более известный в серии комиксов о мутантах под именем Профессор Х, – один из тех персонажей, чей образ неотрывно связан с инвалидным креслом. Как и положено герою комикса, причины, лишившие Чарльза возможности ходить самостоятельно, разнятся от выпуска к выпуску, поэтому зрителям классической кинотрилогии «Люди Икс» оставалось только догадываться о страшной травме героя Патрика Стюарта. В перезапуске франшизы режиссер Брайан Сингер попробовал объяснить наличие кресла, но получилось это слегка коряво, его герой то ходит, то нет. И тем не менее к финалу «Апокалипсиса» Профессор, теперь уже с лицом Джеймса МакЭвоя, вновь оказался прикован к коляске. Канон есть канон.
Гектор Саламанка
Ну а что же на телевидении? У нас есть для вас пара впечатляющих персонажей, которым инвалидное кресло не помешало возвыситься над другими героями. В сериале «Во все тяжкие» таким стал зловещий дон мексиканской мафии в отставке Гектор Саламанка. Прикованный к инвалидному креслу парализованный старик теперь имеет лишь одно средство связи с внешним миром – указательным пальцем он может звонить в маленький звоночек, чтобы привлечь внимание. Не много, но этого достаточно, чтобы эпизоды с этим героем стали одними из самых напряженных в череде впечатляющих серий отличного сериала.
Джейк Салли
Разумеется, сложно обойти вниманием и самый кассовый фильм современности, тем более что он как нельзя лучше подходит для нашего списка. Главный герой «Аватара» Джеймса Кэмерона, сыгранный Сэмом Уортингтоном бывший морпех Джейк Салли – как раз инвалид. Конечно, в мире, где возможны межпланетные перелеты, инвалидное кресло много комфортнее и мобильнее тех, что вы видите сейчас вокруг себя, но и оно не дает всей свободы жизни. Эту самую свободу обездвиженный ниже пояса солдат обретает, подключившись к программе освоения новой планеты в теле-аватаре. Лишь заново обретя некогда утраченную способность двигаться, Салли со всей глубиной ощутил, как много судьба у него отняла.
Арти Абрамс
Не можешь бегать и плясать – сиди и пой! Так решили авторы музыкального сериала «Лузеры» и ввели в сюжет персонажа по имени Арти, обездвиженного джазового гитариста, ставшего значимой частью большого дружного хора. Утративший способность ходить Абрамс старается ничем не выделяться из компании друзей – он также готовит номера, участвует в общественной жизни и даже находит любовь. Актеру Кевину МакХейлу, игравшему Арти, сперва очень хотелось танцевать вмести с друзьями, однако однажды, испытав тяжесть тренировок и репетиций перед одним-единственным номером, актер пришел к выводу, что его кресло – не обуза, а спасение и возможность отдыхать тогда, когда другие трудятся в поте лица.
Филипп
Никак нельзя обойти стороной и один из самых успешных в родном и международном прокате французских фильмов последних лет – «1+1» с Франсуа Клюзе и Омаром Си в главных ролях. Клюзе в трагикомедии Оливье Накаша и Эрика Толедано сыграл роль Филиппа, аристократа, парализованного после падения на параплане. Этот человек лишен возможности двигаться, но не утратил жажды жить, ну а когда на помощь к нему приходит непутевый и неуправляемый Дрисс, вносящий хаос в строго регламентированную жизнь Филиппа, жизнь и вовсе приобретает особенный вкус. Картина получилась забавной и трогательной, ровно такой, каким должен быть фильм, относящийся к инвалидам не как к жертвам, а как к равным.
Ллойд Кристмас
И снова от трагического к смешному. Сиквел классической фарреллиевской комедии «Тупой и еще тупее» вряд ли можно назвать лучшим в мире продолжением – «Тупой 2» уступает предшественнику по всем статьям. Однако и в нем можно отметить пару удачных вещей, например, сцену похода Гарри в госпиталь к своему лучшему другу Ллойду. Персонаж Джима Керри долгое время погружен в себя, он не реагирует на раздражители, не разговаривает, медсестры возят его на инвалидной коляске – но внезапно оказывается, что все это розыгрыш! И розыгрыш по-настоящему тупой – как и положено согласно наименованию фильма.
Лена Чехова
Картина дебютанта Ивана Твердовского «Класс коррекции» в 2014 году стала одним из главных открытий отечественной киноиндустрии – жесткая, хлесткая драма о брошенных всеми неблагополучных детях тронула сердце каждого, кто посмотрел фильм. Главная героиня фильма, колясочница Лена, после долгих лет домашнего обучения наконец идет в школу, но не в обычный класс, как рассчитывает, а в коррекционный, куда собраны дети с различными физическими и психическими отклонениями. Здесь девушку ожидают и первые светлые чувства, и столкновение с суровой жестокостью взрослой жизни, многократно умноженной ограничениями, наложенными инвалидной коляской.