Ожившие мертвецы, восстающие из могил и жаждущие теплой плоти живых, давно стали классическими персонажами фильмов ужасов. Стать зомби не подарок: движения становятся скованными, мысли – спутанными, настроение – депрессивным; типичное состояние большинства людей после тяжелой рабочей недели. Добавьте к этому перманентное желание питаться не обработанным термически мясом и полное отсутствие гигиены, и станет ясно, почему ходячие мертвецы все время стонут и кричат. К тому же сам процесс превращения в зомби способен не на шутку напугать окружающих. Собрали семь самых жутких зомби-трансформаций в кино.
Фрэнк
Британский зомби-хоррор Дэнни Бойла по сценарию Алекса Гарленда добавил свежей крови в жанр, впервые представив миру быстрых и невероятно агрессивных зомби. Конечно, строго говоря, «зараженные» в «28 дней спустя» являются не ожившими мертвецами, а жертвами «вируса ярости» – смертельно опасной инфекции, за секунды превращающей носителя в жаждущего убивать безумца. Внезапная эпидемия поражает Лондон мгновенно, и спустя месяц после ее начала город лежит в руинах. Главный герой фильма Джим (Киллиан Мерфи) с группой выживших пытается добраться до заставы военных, которые по радио передают обнадеживающие обещания защиты и вакцинации. На подступах к аванпосту Фрэнк (Брендан Глисон) пытает прогнать ворону, клюющую труп, и капля зараженной крови, сорвавшаяся с клюва птицы, попадает мужчине в глаз. То, как Глисон работает с мгновенно меняющейся пластикой персонажа, и зловещие звуки, издаваемые превращающимся в безумного убийцу Фрэнком, делают эту сцену одной из самых душераздирающих и шокирующих во всем фильме. Драматизма трансформации и следующей за ней смерти героя от пуль военных добавляет тот факт, что все происходит на глазах у дочери-подростка Фрэнка Ханны (Меган Бернс).
Лань
«Поезд в Пусан» – высокоскоростной зомби-боевик из Южной Кореи, в котором мертвецы по прыти ничем не уступают «зараженным» из «28 дней спустя», но сбиваются в орды, чем представляют еще большую опасность для выживших. По сюжету разведенный менеджер Сок У (Кон Ю) везет дочь Су Ан (Ким Су Ан) в Пусан повидаться с матерью. В это же время в Сеуле, откуда отправляется поезд, набирает обороты эпидемия зомби-вируса, утечка которого произошла из очередной секретной лаборатории накануне. В картине режиссера Ён Сан Хо достаточно колоритных и драматичных трансформаций укушенных зомби людей, но звания самой жуткой заслуживает восстание из мертвых обычной лани в открывающей сцене фильма. Попав под колеса грузовика, бедное животное прощается с жизнью, окрашивая сельскую дорогу алым. Нерасторопный водитель вылезает из кабины и теряет дар речи – тело лани скручивают неестественные судороги, окровавленный олень поднимается и поворачивает голову. В сторону обидчика смотрят подернутые белым глаза больше не травоядного животного.
Наложница
Чосон – название одного из древних государств, существовавших на территории современных Южной Кореи и КНДР в с XIV по XIX век. Этот период корейской истории связан с оккупациями, феодальными войнами и чехардой упадков и расцветов. Южнокорейское кино с большим энтузиазмом погружается в прошлое и экспериментирует с жанрами, поэтому эпоху корейского Средневековья также не минула зомби-чаша. «Прорыв» Ким Сун-хуня рассказывает историю борьбы наследного принца Ли Ёна (Хо Сон-тхэ) против узурпировавших власть негодяев. Для этих целей юноша попытался переправить в Чосон голландское огнестрельное оружие, но вместе с ним на корабле прибыл зомби-вирус. Пока города захватывают орды кровожадных мертвецов, во дворце жизнь идет своим чередом: наложницы собираются вокруг короля во время трапезы. Одна из девушек чувствует недомогание, начинает кашлять, прикрыв рот, и с ужасом обнаруживает сгусток крови на ладони. Вирус быстро захватывает ее тело, перекручивая суставы и подчиняя жажде убивать. Пока окружающие в шоке бездействуют, наложница с подернутыми белым глазами встает в полный рост, издает пронзительный крик и бросается вперед, угрожая самодержавию.
Вера
Трэш-комедия Питера Джексона может похвастаться не только рекордным количеством использованной во время съемок бутафорской крови, но и одними из самыми мерзких зомби за всю историю кинематографа. Главный герой Лайонел Косгроув (Тимоти Бальм) вынужден удерживать собственную мать Веру в подвале после того, как женщину укусила суматранская крысо-обезьяна. Причина нестандартного поведения Лайонела вовсе не в том, что мать контролировала каждый шаг сына и практически задушила его «любовью», а в медленной трансформации Веры после укуса – с каждым часом она все больше походила на оживший труп, пока, наконец, не снесла голову попавшей под горячую руку медсестре. Но финальное превращение происходит ближе к концу «Живой мертвечины». Когда Лайонел, уничтожив газонокосилкой орду зомби, заполонившую фамильный особняк, уже собирается выбраться наружу, из-под пола восстает Вера, трансформировавшаяся окончательно. Женщина превратилась в гигантское полуразложившееся существо с метровыми когтями и драконьей шеей, а на месте лица матери Лайонел видит лишь оскалившуюся костистую морду. А ведь можно было просто сходить на семейную терапию.
Дженнифер
В 2007 году, когда мода на поджанр «найденной пленки» еще была жива, на экраны вышел испанский зомби-хоррор «Репортаж». Все начинается с поездки ведущей Анхелы (Мануэла Веласко) и оператора Пабло (Пабло Россо) на вызов вместе с бригадой пожарных, у которых пара брала интервью. После прибытия в многоэтажку, откуда поступил звонок, и пожарные, и репортеры, и немногочисленные жильцы оказываются заперты подоспевшими полицейскими – в доме вводят карантин и опечатывают двери снаружи. Анхела разговаривает с девочкой по имени Дженнифер, та вроде бы больна ангиной, кашляет и выглядит усталой. Все меняется, когда Дженнифер тошнит кровью прямо в лицо матери, та роняет дочь на пол, и через мгновение перед ошарашенными пожарными и Анхелой уже не милая девочка, а жаждущий крови монстр.
Чейз
Лихой боевик Джулиуса Эйвери вовсю эксплуатирует популярный троп о зомби-нацистах, но делает это с брутальностью трэш-хорроров девяностых. Американские солдаты высаживаются в Нормандии в ходе операции «Оверлорд», десант идет не по плану, и группа вояк оказывается в небольшом французском городке, где немцы явно проводят этически сомнительные эксперименты над людьми. По ходу сюжета отряд находит шприцы с таинственной сывороткой, а один из героев, рядовой Чейз (Иэн Де Кэскер), оказывается критически ранен, и солдатам не приходит в голову ничего лучше, чем вколоть умирающему трофейное зелье. Рядовой быстро приходит в себя, но побочные эффекты чудодейственной сыворотки включают нечувствительность к боли, возможность коснуться затылком собственной поясницы, игнорируя сломанные кости, и непреодолимое желание убивать всех вокруг. А игра Иэна Де Кэскера сделала трансформацию Чейза еще более невыносимой для зрителей.
Лейтенант Малдун
«Грайндхаус» – дуплет Квентина Тарантино и Роберта Родригеса, посвященный эксплуатационным фильмам категории B эпохи сдвоенных киносеансов. Тарантино снял каскадерский триллер «Доказательство смерти», а Родригесу досталась безумная пародия на зомби-хорроры «Планета страха». Сюжет прост как пять копеек: военные во главе с лейтенантом Малдуном (Брюс Уиллис) теряют контроль над смертельно опасным газом, утечка которого превращает жителей техасского городка в зомби. Противостоят мутантам и негодяям в форме танцовщица Черри Дарлинг (Роуз МакГоуэн) и лихой парень Эль Рэй (Фредди Родригес). После многочисленных приключений разной степени безумия герои натыкаются на лейтенанта Малдуна, потягивающего газ прямо из баллона, и вынуждены вместе со зрителями лицезреть, как потерявший разум вояка превращается в пульсирующий ходячий чирей. Дополнительный эффект омерзительной трансформации придает имитация царапин, пятен и волдырей на пленке, что делает обезображенного Малдуна еще более пугающим.