Фильмы, в которых мог сыграть Микки Рурк
У нас эта классическая «восьмидесятническая» комедия Гарольда Рэймиса, в будущем создателя «Дня сурка», практически неизвестна, а в США она является по-настоящему культовой – в том числе из нее растут ноги популярности Билла Мюррея, Родни Дэнжерфилда и Чеви Чейза. Оказаться в этой компании мог и Микки Рурк, на тот момент никому не известный, – он претендовал на центральную роль паренька по имени Дэнни, который пытается заработать в титульном гольф-клубе денег на учебу в колледже. Говорят, будущая звезда была в каком-то дюйме от успеха, но на финальном повороте его обошел более опытный Майкл О'Киф, для которого роль в «Гольф-клубе», впрочем, так и осталась одной из самых известных (хотя снимается он до сих пор).
К началу 80-х в активе Микки Рурка были лишь второстепенные роли во «Вратах рая» (1980) и «Жаре тела» (1981), но актер уже тогда пытался проявлять разборчивость – не всегда оправданную. Так, он отказался от главной роли в комедийном боевике «48 часов», который практически изобрел формулу бадди-муви 80-х и сделал звездой Эдди Мерфи. Правда, ему предлагали сыграть не обаятельного уголовника Реджи Хэммонда, а его напарника, серьезного и крутого копа Джека Кейтса (в конце концов его сыграл Ник Нолти), но нам кажется, что в начале карьеры такими предложениями все-таки не разбрасываются. Впрочем, Рурк оказался здесь не единственным «отказником» – также сыграть Кейтса предлагали куда более популярным на тот момент Сильвестру Сталлоне, Берту Рейнольдсу, Джеффу Бриджесу, Клинту Иствуду и Крису Кристофферсону, но никто из них ее не принял.
Эта замечательная «ансамблевая» драма о группе друзей детства, собирающихся на похороны одного из них, в свое время неплохо заработала в прокате и получила три номинации на «Оскар» (включая номинацию как лучший фильм). Тем не менее Микки Рурк все это на подготовительном этапе не разглядел – постановщик и сценарист Лоуренс Каздан, работавший с Рурком на своем режиссерском дебюте «Жар тела», предлагал ему одну из ролей (к сожалению, упоминаний о том, сыграть кого из героев ему предлагали, не сохранилось), однако Рурк предпочел отказаться. Кстати, для его коллеги, в те годы также только начинавшего Кевина Костнера, название картины стало пророческим – Костнер играл того самого друга, кого хоронят остальные, но все флешбэки с его участием из финального монтажа удалили. В самом фильме осталось только несколько кадров с ним в качестве трупа.
Этот эпохальный для подросткового кино 80-х фильм собрал в кадре массу будущих звезд – Мэтт Диллон, Ральф Маккио, Роб Лоу, Патрик Суэйзи, К. Томас Хауэлл, Том Круз, Эмилио Эстевес, Дайан Лейн. Среди них мог оказаться и Микки Рурк, но постановщик Фрэнсис Форд Коппола решил, что он не подходит ни на одну из ролей. Тем не менее Коппола так впечатлился юным фактурным актером, что доверил ему центральную роль в своем следующем фильме, «Бойцовская рыбка». Кстати, без ролей в «Изгоях» осталось еще несколько будущих звезд – Николас Кейдж, Энтони Майкл Холл, Вэл Килмер, Тимоти Хаттон, а также Деннис Куэйд и Сара Джессика Паркер, хотя последние двое отказались от фильма сами, отдав предпочтение другим проектам (так, Куэйд выбрал драму о первых астронавтах «Парни что надо»).
Сейчас в образе пронырливого полицейского Акселя Фоули трудно представить кого-то, кроме Эдди Мерфи – его фирменная улыбка и заразительное «ржание» прочно привязали этого персонажа к чернокожей звезде. Однако было бы наивно предполагать, что в Голливуде все решается так просто и с первого раза – безусловно, на роль Фоули были и другие претенденты. Так, писался фильм вообще под Сильвестра Сталлоне, который по ходу его написания настойчиво снижал градус комедии и задирал количество экшен-сцен, тем самым раздувая финансовую смету. Когда цифра предполагаемого бюджета превысила все разумные пределы, Слай вовсе вычеркнулся из проекта (случилось это всего за пару недель до начала съемок), что спровоцировало повторное переписывание сценария, а также спешный рекастинг. В ходе которого рассматривались кандидатуры таких разных актеров, как Ричард Прайор, Аль Пачино и Микки Рурк.
Микки Рурк – один из тех редких актеров, в фильмографии которого нет ни одного телесериала, он ни разу не появлялся в телешоу даже в эпизоде. Но на заре своей карьеры он вполне мог вписаться в долгоиграющий телепроект – культовый сериал «Полиция Майами», куда его зазывали на главную роль Сонни Крокета. Рурк предпочел отказаться (даже невзирая на то, что сам родом из Майами), последовав примеру других кинозвезд, Ника Нолти, Джеффа Бриджеса и Тома Беренджера. Как мы знаем, сыграл Сонни Дон Джонсон, для которого эта роль стала визитной карточкой, но она досталась ему с большим трудом – продюсеры телеканала NBC были против его кандидатуры, помня о четырех провальных пилотах других сериалов, в которых Джонсон снялся в предыдущие годы.
В случае атмосферного, почти нуарного «Горца» на месте Кристофера Ламберта легко представить Микки Рурка, однако заполучить уже раскрутившегося к тому моменту голливудского красавца постановщику Расселлу Малкэхи не удалось. Не согласился сниматься в фильме и Марк Сингер, на то время крайне популярный актер – все благодаря фэнтези-эпику «Повелитель зверей» и культовому фантастическому сериалу «Победа» (во времена перестроечного видеобума также известного под названиями «Виктория» и «Люди-динозавры»). Если верить Халку Хогану, роль Коннора МакЛауда предлагали и ему, но он не смог вырваться на съемки, потому что предпочел сфокусироваться на карьере рестлера. Но вот как раз Хогану мы бы верить-то и не советовали, он не раз в своих интервью выдавал желаемое за действительное.
О конкуренции, которая развернулась за центральную роль «зеленого» рядового Криса Тэйлора, мы уже писали, когда рассказывали о Киану Ривзе, но Микки Рурку на момент съемок «Взвода» было уже 33 года, так что его Оливер Стоун хотел видеть в роли сержанта Элиаса – которого в конце концов сыграл Уиллем Дефо (впрочем, некоторые источники говорят о том, что Стоун все-таки пытался отдать ему роль сержанта Барнса, которого сыграл Том Беренджер). Рурк от роли отказался, тем самым проявив фатальную недальновидность – хотя этот отказ дал ему возможность сыграть в культовом «Сердце ангела» (1987), съемки которого прошли одновременно со «Взводом». Куда лучше понимал, к чему это все идет, Дензел Вашингтон, который сражался за роль Элиаса до последнего, но у него шансов было маловато – изначально Стоун вообще хотел сделать Элиаса индейцем.
Еще одна громкая роль, которой Микки Рурк легко пожертвовал, – роль летчика-аса Мэверика из «Лучшего стрелка». Как мы сейчас знаем, фильм стал одним из важнейших карьерных успехов Тома Круза, заработал кучу денег и стал одним из зачинателей моды на милитари-стиль, но Рурк предпочел остаться на остановке ждать другого трамвая. Его примеру, кстати, последовала целая куча молодых актеров – например, Мэттью Модайн, Эмилио Эстевес, Николас Кейдж, Джон Кьюсак, Майкл Дж. Фокс, Шон Пенн, Мэттью Бродерик, Патрик Суэйзи, Том Хэнкс и Скотт Байо из сериала «Чарльз в ответе». Впрочем, куда больше было актеров, которые хотели, да не прошли. Среди них Джим Керри, Роб Лоу, Кевин Бейкон, Роберт Дауни-младший, Эрик Штольц, Чарли Шин и Джон Траволта. Шина, к примеру, посчитали слишком молодым, а у последнего в те времена был слишком мощный диссонанс между карьерными успехами (отсутствующими) и суммой гонорара (высокой).
Вторая половина 80-х для Микки Рурка прошла под девизом «нет хорошей роли, от которой я бы не отказался» – вплоть до того, что его впору было использовать как барометр (если от роли отказался Микки Рурк, значит, хорошая роль, годная, надо брать). В «Неприкасаемых» его зазывали на главную роль Эллиота Несса, но Микки она не впечатлила. Справедливости ради, не впечатлила она и Харрисона Форда с Джеком Николсоном – при том, что среди других кандидатов были такие люди, как Майкл Дуглас, Мел Гибсон, Дон Джонсон, Джефф Бриджес, Уильям Херт, Том Беренджер и Ник Нолти. В конце концов роль отошла Кевину Костнеру, но его влегкую переиграли Шон Коннери в образе «старшего товарища» Эллиота Несса, Джима Мэлоуна, и Роберт Де Ниро в броской и китчевой, но эффектной роли короля мафии Аль Капоне.
На месте красавчика Тома Круза в «Человеке дождя» мог быть Микки Рурк, но герою нашего материала в те времена было не до хороших фильмов и ярких ролей – он отказался (о чем, кстати, впоследствии жалел). Вообще изначально проект разрабатывался под реальных братьев Денниса и Рэнди Куэйдов, но в процессе начал меняться. А Дастин Хоффман, который в картине сыграл умственно отсталого Рэя, изначально пробовался на роль его брата, Чарли, и только получив эту роль, понял, что ему куда интереснее сыграть Рэя. Сам Хоффман хотел видеть в образе своего экранного брата Билла Мюррея, но Голливуд требовал кого-то более молодого и привлекательного, и, как следствие, роль предложили сначала Рурку, а затем и Тому Крузу. Как мы сейчас знаем, «Человек дождя» стал самым кассовым фильмом 1988 года, хотя во время съемок Хоффман был уверен, что их ждет провал, и спустя три недели после начала съемок даже пытался уволиться. Мораль этой истории придумайте сами.
«Большие огненные шары» сложно причислить к лучшим фильмам своего времени, но это очень приятный, бойкий и яркий байопик Джерри Ли Льюиса – звезды рок-н-ролла, известного не только своей музыкой, но и бурной личной жизнью (включавшей, помимо прочего, роман с 13-летней дочерью своего кузена). Сам Льюис, а также его сестра, впрочем, фильмом были недовольны, но кого это волнует? Так вот, проект некоторое время бродил по Голливуду, и в какой-то момент он оказался под началом Майкла Чимино, который планировал занять в главной роли Микки Рурка, но этот дуэт покинул проект («спевшиеся» Чимино и Рурк переключились на «Часы отчаяния»). Доподлинно известно, что роль затем предлагали Шону Пенну, но финальным выбором авторов стал все-таки Деннис Куэйд и это была заметная натяжка – по сюжету Джерри Ли Льюису было двадцать с небольшим, в то время как Куэйд приближался к 35-летию.
«Общество мертвых поэтов» – один из тех фильмов, по которым мы всегда будем помнить Робина Уильямса, и представить на его месте кого-то другого сложно. А особенно сложно представить на его месте Микки Рурка – актера с харизмой совершенно другой системы. Тем не менее Рурк был одним из кандидатов на главную роль, однако он предпочел самоустраниться, когда постановщик Питер Уир дал ему понять, что не собирается вносить в сценарий правки, на которых настаивал актер. К слову, Уир был не первым выбором на пост режиссера, до него фильмом занимался Джефф Кэнью, у которого были свои кандидатуры на главную роль – сначала он хотел нанять Мела Гибсона (но тот затребовал слишком высокий гонорар), а затем подписал на роль Лиама Нисона. Впрочем, проект двигался слишком медленно, поэтому Кэнью предпочел из него уйти, а с его уходом развалился и контракт с Нисоном.
К началу 90-х уже всем, включая самого Рурка, стало очевидно, что его карьера находится в крутом пике и пара неверных движений могут загнать ее туда, откуда не возвращаются, так что актер начал намного внимательнее приглядываться к ролям, которые проплывают мимо него. Да, роль агента ФБР Джека Кроуфорда в «Молчании ягнят», пожалуй, не самая яркая и эффектная (возможно, потому, что для киноверсии было решено удалить книжный подсюжет об умирающей жене Кроуфорда), но Рурк был одним из главных претендентов на нее – вместе с Майклом Китоном и Кеннетом Брэна. Также на эту роль приглашали Эда Харриса, но актер отказался – как раз по причине, что посчитал ее недостаточно интересной. Свой выбор же, как мы все знаем, авторы остановили на Скотте Гленне.
«Тумстоун» неплохо прошел в прокате и сейчас считается одним из лучших вестернов последних десятилетий, хотя на фоне вышедшего незадолго до него «Непрощенного» он смотрелся немного плосковато – что неудивительно, если вспомнить, сколько скандалов окружало его съемки (Курт Расселл потом утверждал, что значащийся в титрах единственным режиссером Джордж Пан Косматос на самом деле поставил всего несколько сцен, а большую часть картины снял он сам). Как бы там ни было, персонажей в «Тумстоуне» масса, по обе стороны закона, и известно, что Микки Рурку предлагали сыграть одного из отрицательных героев, бандита по имени Джонни Ринго. Рурк тем не менее от фильма отказался (вероятнее всего, из-за того что роль это сравнительно небольшая), так что Ринго в конце концов сыграл другой «сдувшийся» герой 80-х, Майкл Бьен из «Терминатора» и «Чужих» Джеймса Кэмерона.
Уже черт знает какой по счету карьерный промах Микки Рурка – «Криминальное чтиво» оживило карьеру Джона Траволты, вывело в звезды Сэмюэля Л. Джексона и Уму Турман, а также заставило зрителей по-новому взглянуть на Брюса Уиллиса, но Микки весь этот праздник жизни пропустил. Изначально роль Бутча Тарантино писал под Мэтта Диллона, которого обожал за его фильмы 80-х, но Диллон замешкался с решением, а продюсеры выдвинули постановщику условие, что в фильме должно было быть хотя бы одно по-настоящему кассовое имя. Поэтому Тарантино забыл о Диллоне и предложил эту роль Рурку, его партнеру по «Бойцовской рыбке», но Микки неожиданно решил, что ему важнее боксировать не на экране, а в жизни, и предпочел отказаться, чтобы сфокусироваться на фильме «Последний ковбой» и своей боксерской карьере. Как мы помним, неудавшейся.
Трудно сказать, как сложилась бы карьера Майкла Бэя, если бы его дебютный фильм «Плохие парни» реализовался в своем изначальном виде. Дело в том, что писалась картина как комедия с Джоном Ловицем и Даной Карви в главных ролях (тогда она называлась «Пуленепробиваемые сердца») – честно говоря, даже страшно представить, что могло получиться в итоге. Если верить легенде, Карви передумал сниматься после того, как съездил в Лас-Вегас с продюсером фильма Доном Симпсоном – дикий загул последнего так его напугал, что он предпочел разорвать контракт, а с его уходом развалилась и оригинальная концепция. Вписавшись в проект, Майкл Бэй переосмыслил «Плохих парней» в более жесткую экшен-версию – на ранних этапах ходила идея взять на главные роли Ника Нолти и Микки Рурка, но затем героев сделали чернокожими и ангажировали Мартина Лоуренса и Уилла Смита (вместо последнего, кстати, в фильме мог сняться Арсенио Холл).
Вообще формально этому фильму не место в нашей подборке, потому что в «Тонкой красной линии» Микки Рурк все-таки снялся – но его роль полностью вырезали при финальном монтаже, ограничившись «спасибо» в финальных титрах. Впрочем, на полу монтажной комнаты Рурк оказался в неплохой компании – также из картины полностью «вычистили» Гэри Олдмана, Вигго Мортенсена, Мартина Шина, Билла Пуллмана и Лукаса Хааса. Не понадобился и закадровый текст, который для картины начитал Билли Боб Торнтон, – Терренс Малик решил переозвучить его голосами главных героев. Вообще первый монтаж «Тонкой красной линии» длился около шести часов, так что можно себе представить, сколько всего интересного постановщику пришлось вырезать, чтобы уложиться в финальные 170 минут.
Если раньше Микки Рурк отказывался от ролей по каким-то обдуманным причинам, то его уход из «Б»-триллера «Вор всегда вор» иначе как блажью и не назовешь. Рурк уже подписал контракт об участии в фильме, но, приступив к съемкам, разругался с продюсерами, которые отказались включить в сюжет его чихуахуа, и демонстративно хлопнул дверью. К сожалению, история не сохранила упоминаний, какую именно роль он должен был играть, но кино это все равно не из тех, которые запоминаются надолго, – этакая братская могила для некогда популярных Денниса Хоппера, Эрика Робертса, Майкла Мэдсена, Уильяма Форсайта и Айс-Ти.
Одним из главных маркетинговых козырей «Темной стороны страсти» было участие Мег Райан – королева пушистых ромкомов 80-х впервые снималась в мрачном, жестком триллере с эротическими (а в неподцензурной версии – и порнографическими) сценами. Тем не менее изначально фильм разрабатывался под Николь Кидман, и на этом этапе на одну из ролей (вероятнее всего, ту, которую в фильме сыграл Кевин Бейкон) предполагалось пригласить Микки Рурка. По слухам, Кидман жестко уперлась, что не будет работать с ним ни при каких условиях, несмотря на то что на тот момент она даже не была с ним знакома лично, так что на кандидатуре Рурка продюсерам пришлось поставить крест.
К середине нулевых Микки Рурк вылез из плена Z-трэша (о боже, эти «Жуки»!) и вновь начал пользоваться спросом – настолько, что от некоторых интересных проектов он был вынужден отказываться в угоду другим интересным проектам. Так, на одно время съемок у него выпали «Револьвер» Гая Ричи и «Домино» Тони Скотта – обе картины неоднозначные (и обе провалились в прокате), но определенно интересные. Изначально Рурк выбрал «Револьвер», потому что сценарий «Домино» показался ему сыроватым, а конкретно его герой – непрописанным. Тони Скотт тем не менее не сдался и отправил сценарий на доработку с учетом пожеланий Рурка, после чего актер уже не смог ему отказать.
На роль маньяка по прозвищу Каскадер Майк в «Доказательстве смерти» рассматривалось множество актеров – Квентин Тарантино пробовал на нее Уиллема Дефо, Джона Траволту, Джона Малковича, Брюса Уиллиса, Рона Перлмана, Сильвестра Сталлоне (он был вынужден отказаться из-за работы над новыми частями «Рокки» и «Рэмбо»), Винга Рэймса, Микки Рурка и даже Кала Пенна, незабвенного Кумара из трилогии «наркоманских» комедий о Гарольде и Кумаре. Говорят, что на каком-то этапе Микки Рурк даже официально получил роль, однако окончательный выбор постановщика все же пал на Курта Расселла. Если верить слухам, Расселла настоятельно рекомендовал Роберт Родригес, снимавший второй сегмент для «Грайндхауса», «Планета страха».
Сценарий своих «Бесславных ублюдков» Квентин Тарантино писал более десяти лет, и понятно, что его первоначальный замысел сильно отличался от того, что получилось в итоге. Так, на первых этапах в сюжете был персонаж, которого Тарантино писал с прицелом именно на Микки Рурка, в те времена переживавшего мощнейший карьерный спад. Однако в середине нулевых Роберт Родригес снял Рурка в «Однажды в Мексике» (2003) и «Городе грехов» (2005), и Тарантино передумал, сначала переписав этого героя под Майкла Мэдсена, а потом и вовсе вычеркнув его из сюжета. Впрочем, вся эта история существует только на уровне слухов, так что верить в нее или нет – вопрос открытый.