Некоторые кинематографисты уделяют особое внимание рутине. Мелкие детали вокруг, медленный поток времени, смена погоды — привычные вещи обретают лирический окрас благодаря мастерству режиссера и оператора. Мы собрали несколько фильмов, способных запечатлеть прозу жизни и сделать обыденное чуточку прекраснее.
В вагоне поезда двое отрывают взгляды от книг и встречаются глазами. Он — американец Джесси (Итан Хоук), она — француженка Селин (Жюли Дельпи). После нескольких реплик пассажиры чувствуют себя так, словно знают друг друга всю жизнь. Парень уговаривает девушку выйти на станции в Вене и провести совместный вечер перед его отъездом в Штаты. Прогулка героев — идеальное свидание, полное разговоров, споров, неловких прикосновений. Окружающий ландшафт с прохожими и шум улиц лишь подчеркивают особенный день, ставший началом красивой истории. До наступления утра путникам предстоит обойти знаковые места города, а главное, успеть вдоволь наговориться и узнать друг друга.
Причудливая девушка с короткими волосами живет в самом живописном районе Парижа — на Монмартре. Амели (Одри Тоту) — официантка в кофейне, любительница вмешиваться в чужие жизни и по совместительству главная мечтательница города. Зритель смотрит на происходящее ее глазами, а значит, обречен замечать крошечные детали повседневности и вычленять волшебство из обыденности. Француженка обитает в уютном мире своих фантазий, из-за чего все вокруг кажется калейдоскопом чудес. Впрочем, это не значит, что реальность чересчур приукрашена. Может быть, всем нам следует взять пример с Амели и взглянуть на действительность под другим углом?
Патерсон (Адам Драйвер) живет в городе Патерсон и работает водителем автобуса. Работа, стаканчик пива в местном баре, дом — герой словно бы застрял в дне сурка, но это его вовсе не тревожит. В голове парня то и дело возникают строки, которые он аккуратно записывает в специальный блокнот. Стихи появляются во время поездок от одной остановки к другой, в результате подслушивания разговоров незнакомцев, в момент объятий с любимой девушкой (Голшифте Фарахани). Патерсон не стремится к славе поэта, для него главное — уловить красоту Нью-Джерси и запечатлеть ее в словах. При просмотре фильма в голубых оттенках невозможно не поддаться лирическому настрою героя, который, несмотря на тоску, скуку или злую собаку, замечает едва уловимую магию повседневности вокруг.
Ричард Линклейтер снимал фильм целых двенадцать лет, чтобы наиболее точно передать взросление отдельно взятого человека. Режиссер начал работать над картиной, когда актеру Эллару Колтрейну, играющему главную роль, было всего шесть. Благодаря такому подходу зритель смог стать свидетелем того, как течение времени меняет физический облик мальчика. История Мейсона состоит из нескольких этапов и включает в себя каждый знаменательный шаг в жизни персонажа: развод родителей, первые чувства, страстные увлечения, горечь разочарования. Из ребенка Мейсон превращается в подростка, а позже в юношу, готового вступить на порог взрослой реальности. Удивительно, как Линклейтер демонстрирует знакомые всем краски будней, но житейские мелочи не выглядят серыми, а, напротив, пленяют своим очарованием.
Радиожурналист (Хоакин Феникс) приходит на помощь сестре (Габи Хоффманн) и соглашается присмотреть за племянником (Вуди Норман). Пока женщина помогает бывшему мужу справиться с психическими проблемами, мужчина средних лет и девятилетний мальчик отправляются в путешествие по Америке. Монохромная лента Майка Миллса не стремится ухватиться за все оттенки окружающих панорам. Однако увидеть красоту происходящего в черно-белых кадрах ничуть не сложнее, чем при просмотре более красочных фильмов. Двое героев разных возрастов перемещаются по одноэтажной Америке, останавливаются в мегаполисах и для спецпроекта проводят опрос среди детей об их взглядах на мир и отношениях с семьей. В камерной ленте рождается коммуникация взрослого и ребенка, у каждого из которых свои вопросы к этому миру.
Еще одна чуткая новелла о семейных связях от Майка Миллса. На этот раз действие происходит в 1970-х. Мать-одиночка Доротея (Аннетт Бенинг) пытается воспитать сына-подростка Джейми (Лукас Джейд Зуманн) так, чтобы он точно вырос хорошим человеком. На помощь женщине приходят фотографка Эбби (Грета Гервиг) и шестнадцатилетняя подруга Джейми Джули (Эль Фаннинг). Каждая из трех женщин XX века по-своему формирует личность юноши.
В приглушенных тонах режиссер выстраивает разговорное кино обо всем и сразу. Герои обсуждают любовь, верность, одиночество, нереализованные планы и мечты, поиск смыслов. В результате на фоне Южной Калифорнии вырисовывается живой портрет эпохи — времени сомнений, феминизма, панк-рока и свободы.
На рубеже своего 30-летия Джули (Ренате Реинсве) оказывается на перекрестке жизни без какого-либо компаса, который указал бы правильное направление. Желание стать врачом быстро сменяется решением попробовать себя в психологии, а после в фотографии, писательстве, книжном деле. Девушка не может сделать окончательный выбор и в течение двенадцати глав плывет по течению, исследуя грани своих возможностей и бросаясь в омут новых чувств с разными партнерами.
Норвежская лента Йоакима Триера, конечно же, не демонстрирует худшего человека в мире, а изображает палитру моментов, когда любой из нас может себя почувствовать недостаточно хорошим. Джули спотыкается, меняет мнения, завершает отношения, выбирает себя — в общем, движется по извилистому пути своего вечного взросления. Режиссер акцентирует внимание на ничем не примечательных минутах, чтобы мы, подобно Джули, мчащейся по улицам Осло, вспомнили, каково это — быть живым.