Уиллему Дефо — 68. В Голливуде о нем ходят легенды как об одном из самых странных актеров, а деятели авторского кино мечтают снять Дефо в очередной глубоко психологической драме. Кого-то он пугает и преследует во снах, другие цитируют монологи Уиллема из «Маяка» и «Американского психопата». По случаю дня рождения всеобщего любимца с причудами мы составили рейтинг самых необычных ролей Дефо.
10-е место
Вэнс — эталонный байкер
Режиссерский дебют Кэтрин Бигелоу показывает один день из жизни банды мотоциклистов, которые путешествуют по стране, но останавливаются из-за поломки железного коня. Для Уиллема Дефо роль главаря группировки стала громким и переломным событием в карьере — его Вэнса с зализанными волосами и не пропадающей изо рта сигаретой сравнивали с героем Марлона Брандо в «Дикаре».
Один из сценаристов картины, Монти Монтгомери, прописывал Вэнса как эталон маскулинности, но у Дефо были свои планы. В итоге герой получился чуть более чувствительным, чем планировалось, — хоть он и не снимает потертую кожанку, ставшую для бунтаря символом жесткости, но не может скрыть эмоций от внезапного самоубийства товарища по банде. В дальнейшем с каждой ролью безобидность героев Дефо будет уменьшаться.
9-е место
Рэйвен Шэдок — гроза улиц и причина девичьих слез
Режиссер Уолтер Хилл создал франкенштейна жанра, сняв рок-мюзикл в стиле неонуар с элементами ретро 1950-х годов. Правда, эксперимент себя не оправдал — картина в прокате провалилась. Большинство уличили фильм в мизогинии, излишней грубости, неуместной романтике и недостаточном внимании к кульминационным моментам.
Дефо даже не пришлось слезать с байка — это снова история о банде мотоциклистов, решивших взять в плен рок-н-рольную певицу. Теперь прическа Уиллема принимает форму, близкую к шевелюре Зеленого Гоблина, а герой получает кличку Ворон. Правда, зрителей создатели обокрали — Дефо не поет в мюзикле. Однако отсутствие вокальных партий не мешает артисту с устрашающе бледным лицом, чем-то напоминающего графа Орлока, разъезжать по городу, похожему на Готэм.
8-е место
Дональд Кимбалл — детектив со странными методами работы
В экранизации одноименного романа, созданного Мэри Хэррон, персонаж Дефо среди всех невменяемых кажется самым адекватным. Неординарный детектив Дональд Кимбалл на фоне эксцентричного Патрика Бэйтмана (Кристиан Бэйл) — практически божий одуванчик. 27-летний банкир-Бэйтман под внешней респектабельностью скрывает страдания и желание делать больно другим, которое в определенный момент перевешивает.
Задача перед Дефо стояла следующая: сделать свои монологи монотонно-юмористическими. Хэррон просила актера произносить реплики по три раза, но менять интонацию — сначала давить на подозреваемого в убийства Бэйтмана, затем с сомнением расспрашивать, а потом и вовсе не обращать внимания. Благодаря такому разбросу эмоционального диапазона совместные сцены Дефо и Бэйла запоминаются одновременно как самые напряженные и смешные в картине.
7-е место
Хеймир Дурак — легендарный шут
Эггерс в очередной раз играет со стариной, в этом случае — в стиле викингов. Режиссер по всем северным канонам рассказывает легенду об Амлете, заручившись двумя главными талисманами. Пока Аня Тейлор-Джой шаманским голосом заговаривает Александра Скарсгарда, Дефо появляется лишь в эпизодической роли, но забирает внимание, поэтому и оказывается на экваторе рейтинга. Да и в путешествии принца Амлета Хеймир Дурак, которого сыграл Уиллем, был не простым проходимцем.
И хотя сам «Варяг» ни критиков, ни зрителей особо не поразил, тревожное театральное выступление Дефо отметили все. Человечек в костюме шута проводит психоделический ритуал, в котором регент навсегда связывает себя с местью и определяет кровавое предназначение. Кажется, для Эггерса актер стал своеобразным амулетом — на следующий фильм режиссера, ремейк «Носферату», Уиллем был утвержден одним из первых.
6-е место
Немо — застрявший в аквариуме-галерее вор
Авторский фильм Василиса Кацуписа о попытке ограбления квартиры-галереи такой же замороченный, как и система безопасности. Дефо исполнил роль вора, очень хорошо разбирающегося в искусстве и придерживающегося мнения, что высокое должно быть доступно всем. Поэтому особенно дорогие произведения он, естественно, крадет. В один из таких походов все идет не так, и грабитель оказывается запертым не то в пентхаусе, не то в музее без воды и еды.
Для Дефо картина стала молчаливым выступлением одного актера, с которым он справился ужасающе хорошо. Кажется, нет ничего более пугающего, чем запертый в пятнадцати стенах дряхленький воришка. В камерном триллере, ставшем дебютом для Василиса Кацуписа, претенциозное искусство смешивается с биологическими потребностями и превращается в гегемонию благодаря актерскому мастерству Дефо.
5-е место
Томас Уэйк — влюбленный в свет (в прямом смысле) старик
Черно-белая морская феерия Роберта Эггерса застает Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо врасплох. Их герои, которых, кажется, зовут одинаково — Томас, застревают на острове с маяком посреди нигде и сходят с ума по-викториански. И если персонаж Паттинсона цепляется за остатки рассудка как может, то у Дефо-смотрителя в голове давно звонит рында.
Кажется, на съемках Уиллему разрешили делать все, что он давно хотел претворить в жизнь. Невозможно представить актера, который настолько же органично смотрелся бы облепленным ракушками и совокупляющимся с ракушками. Дефо играет абсолютно кафкианского старика, мотивы которого неясны, а действия сложно предугадать. За баловство в стиле Эдгара Аллана По Уиллем удостоился премий «Независимый дух» и «Спутник».
4-е место
Самый улыбчивый человек… поневоле
Актерский гений Уиллема настолько велик, что роль в десятиминутной короткометражке расположилась близко к первому месту. Вечно улыбающиеся люди — давно известный культуре троп, пугающий зрителей. Но удивительным образом за минимальное экранное время к герою Дефо успеваешь проникнуться состраданием с флером испуга.
Если вы посмотрели все фильмы из списка выше и ночные кошмары с Дефо в главной роли вас еще не преследуют, самое время ознакомиться с короткометражным фильмом Антона Ланшакова. Вольная интерпретация «Человека, который смеется» Виктора Гюго выполнена в неприятно холодных тонах и повествует о жертве аварии, которому из-за травмы предстоит улыбаться всю жизнь. Короткий метр доказывает, что Дефо даже улыбается по-разному — в отчаянии, в страхе и, наконец, в радости.
3-е место
Он — сошедший с ума ради своей жены
«Антихриста» Ларса фон Триера называют одним из самых мерзких, непотребных и отталкивающих фильмов — с такой характеристикой на экране, естественно, есть Уиллем Дефо. Актер сыграл мужа, взволнованного состоянием своей возлюбленной (Шарлотта Генсбур) после смерти их сына. Однако попытки отправить жену на терапию и прийти в себя в летнем домике оборачиваются графическим ужасом с элементами излишней сексуальности. Кстати, фантазия о том, что мир создал дьявол, а не Бог, посвящена Андрею Тарковскому.
В родной для режиссера Дании фильм приняли отлично, а вот на Каннском кинофестивале как минимум четыре журналиста упали в обморок после сцен открытого насилия. Персонаж Дефо аморально пытается лавировать между позицией жертвы и злодея и делает это так уверенно, что перформанс актера назвали одним из лучших в карьере. Уиллем настолько правдоподобно изображает помешательство, что хочется отправить его к специалисту.
2-е место
Иисус — распятый и на экране, и в жизни
Двух мотоциклетных авантюр актеру было недостаточно, поэтому он ввязался в самую скандальную картину Мартина Скорсезе — «Последнее искушение Христа». Драма подверглась критике со стороны религиозных организаций, представителей разных направлений христианства. Глубоко верующего Скорсезе называли психически больным и одержимым алчностью человеком.
Для Уиллема Дефо предложение сыграть Христа оказалось неожиданным — на тот момент актеру приписывали славу экранного негодяя. Он подтверждал амплуа и на площадке: Скорсезе приходилось отгонять от Дефо фотографов, которые норовили заснять его в образе Иисуса с сигаретой в руках. Сын Божий, получившийся у Уиллема, далек от привычного святого. Пока религиозные деятели не упоминают о плотской стороне Иисуса, у Скорсезе он наблюдает за принимающей клиентов Магдалиной.
1-е место
Макс Шрек — вампир от природы
Что можно ожидать от фантазии на тему съемок «Носферату»? Точно не крышесносного мистического детектива, который получился у Э. Элиаса Мерхиге. «Тень вампира» рассказывает о съемках триллера Ф.В. Мурнау о кровопийце, только роль Макса Шрека исполнил Уиллем Дефо. Внезапно кинематографисты начинают догадываться, что главный актер и правда может быть вампиром.
Дефо настолько идут клыки, мешки под глазами и нарощенные когти, что за роль Шрека актер получил первый «Золотой глобус» и вторую номинацию на «Оскар». Благодаря Уиллему фильм сменил название Burned to Light («Сожженный дотла»): актер расслышал его как Burn Ed to Light («Сожгите Эда дотла») и задал резонный вопрос, кто такой Эд. А еще картина спродюсирована компанией Николаса Кейджа, который сначала сам планировал сыграть Шрека, но до роли вампира добрался позже.