Вы наверняка часто видите и читаете — в том числе прямо на этом сайте, — как российские критики обозревают кино других стран. Но что насчёт обратной ситуации: ведь всегда интересно, как отечественное кино воспринимают люди, в том числе профессионалы, с другого конца света — выходцы из совершенно иной среды, личности отличного от нас менталитета. Что ж, специально для вас мы собрали отзывы на 7 современных российских картин от ведущих зарубежных изданий: от современной классики Звягинцева и Быкова до Хлебникова и Кирилла Соколова.
Сплэттер-комедия Кирилла Соколова с успехом прошлась по ведущим жанровым фестивалям мира и должна была добраться до американского проката как раз где-то в апреле — планам, разумеется, помешала вспышка коронавируса. Тем не менее фильм все равно смогут оценить западные зрители: он выйдет сразу на VOD.
Критики из ведущих изданий США уже посмотрели фильм и, судя по оценкам, остались в восторге. На данный момент при 24 опубликованных рецензиях у картины 96% «свежести» на Rotten Tomatoes: «Папа, сдохни» (который в английской локализации называется «Почему бы тебе просто не сдохнуть?») хвалят за экшен, чёрный «российский» юмор и за то, как при очевидных бюджетных ограничениях Кирилл Соколов все равно снял изобретательное и пластически выразительное кино.
Фильм сравнивают с, понятно, работами Квентина Тарантино и Гая Ричи, а также с японским автором Сион Соно (у него даже есть фильм с похожим английским названием, Why Don’t You Play In Hell?) и, совсем неожиданно, со «Связью» Вачовски и «Смертельной ловушкой» Сидни Люмета.
«Соколову не слишком интересна мотивация — он полностью посвящает свою креативность всем тем способам, которыми герои могут навредить друг другу. Несмотря на то что фильм был сделан за очень скромные средства на противоположном конце земного шара, право сказать, Соколов привлёк наше внимание. Но с тех пор, как этот маленький злобный фильм появился на фестивальном радаре, прошло уже почти два года. Почему бы ему просто не снять уже следующий фильм!» — Variety.
Социальная драма Юрия Быкова вышла в ограниченный американский прокат в 2015- м и получила от западных критиков столь же положительные отзывы, как и на родине. У картины рейтинг в 93% процента на Rotten Tomatoes — есть и пользовательский балл, он не намного ниже, 91%.
Критики пишут о том, что «Дурак» — это очень удачное высказывание на тему современной России именно потому, что Быков смешивает в фильме социальный посыл и чисто жанровую форму триллера. В этом плане его сравнивают с американским классиком Фрэнком Капрой, чья культовая «Эта замечательная жизнь» (да и другие работы тоже) также говорила об актуальных проблемах общества понятным любому киноязыком. По словам прессы, фильм выгодно отличается от других российских драм, которые, судя по всему, даже западным критикам надоели своими монотонными жалобами на тяжкую жизнь в стране («да, да, мы поняли, путинская Россия — это выгребная яма», иронично замечает автор New York Post).
«Экстремально серый и депрессивный даже по российским стандартам, третий фильм режиссёра и сценариста Юрия Быкова по совместительству его лучший. Это взрывная комбинация высокоморальной личностной драмы и широкого, едкого портрета страны, в которой коррупция и жадность остались, видимо, единственными общими ценностями», — Hollywood Reporter.
Андрей Звягинцев, вероятно, самый популярный из современных российских режиссёров на Западе. Все его картины, за исключением «Изгнания», регулярно получают очень высокие оценки от прессы — 98% у «Левиафана», 94% у «Нелюбви» и «Елены». И 95% у его дебюта «Возвращение», который также попал под прицел зарубежной критики.
Историю об отце, который спустя много лет приезжает к своим сыновьям и пытается наладить с ними контакт, западная пресса называет тонким метафорическим триллером. Звягинцев, по их мнению, строит своё кино как необычную современную сказку, и именно это — вместе с красивейшими пейзажами России, какой её не видели многие зарубежные зрители, — привлекает в картине больше всего.
«Этот напряжённый, захватывающий фильм предлагает два часа эмоционального погружения в психологию персонажей с потрясающим финалом, который никто из вас не будет ожидать», — Variety.
С фигурой Сергея Довлатова западные критики знакомы хорошо, и потому неудивительно, что фильм Алексея Германа-младшего — чья премьера прошла в основной программе Берлинале — привлёк их внимание. Пресса хорошо оценила фильм: у картины 79% на Rotten Tomatoes, а вот зрители, судя по рейтингу на том же сайте, восприняли кино без особого восторга. От них у «Довлатова» всего лишь 58%.
Пресса хвалит необычный подход Германа к застойному жанру байопика — демонстрируя шесть дней из жизни писателя, он не выводит очевидной завязки и развязки и не показывает историю успеха. Напротив, режиссёра, как пишет автор Chicago Reader Бен Сакс, «интересуют исключительно неудачи героя». Критики также хвалят актёра Милана Марича «в его первой главной роли» и необычный саунд- дизайн картины, перенятый Германом у отца, — где фоновые уличные шумы и мимолётные разговоры занимают столько же места, сколько и условно «сюжетные» реплики.
«Фильм ощущается как трибьют: сердечный, интеллигентный, но не претенциозный, оправданно злой, но не пораженческий. Герман фиксирует мир ленинградских интеллектуалов с потрясающей детальностью и, как обычно, движется по сюжету в своём неспешном темпе», — Variety.
Имя Кирилла Серебренникова стало известно всему кинематографическому миру в связи с его продолжительным домашним арестом, но и без этого его картины привлекали внимание западной прессы. С «Летом» всё, в общем, понятно — премьера фильма прошла в Каннах, без особых, кстати, восторгов, уж слишком кино про Цоя привязано к географии. Поэтому мы решили взять «Ученика» — фильм чуть более универсальный и потому репрезентативный: при 38 рецензиях у него 87% «свежести» на Rotten Tomatoes и даже неплохой рейтинг от зрителей, 68%.
Критики хвалят Серебренникова за то, что его фильм, начинаясь как приземлённая и суровая бытовая драма о школьной жизни в России, со временем постепенно становится всё более сюрреалистичным. Это отличная сатира, чьи корни уходят в традиции русской литературы, «завораживающее предупреждение против вечного очарования догм».
«Его [Серебренникова] социальная критика, возможно, тяжеловесна, но его работа с актёрами (многие из которых до этого не появлялись на большом экране) бесподобна; Пётр Скворцов потрясающ в главной роли», — Chicago Reader.
Кантемир Балагов, вероятно, главный молодой фестивальный режиссёр страны: его «Дылда» заслужила стоячие овации на премьере в секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля и позже с успехом прошлась по более мелким киносмотрам (правда, так и не добралась до «Оскара»). Дебютная и, к слову, более удачная «Теснота» привлекла чуть меньше внимания, но оценили её ничуть не хуже: у обеих картин одинаковый рейтинг в 91% на Rotten Tomatoes.
Сразу несколько зарубежных критиков называют «Тесноту» не иначе как «лучшим дебютом года». Картину хвалят за цветовое решение и режиссёрское чутьё Балагова, который каждую маленькую сцену ставит с невероятным вниманием и чувством вкуса. Также фильм, по словам прессы, обладает специфичным «агрессивным» шармом и предлагает убедительный, жуткий взгляд на постсоветскую действительность с потрясающей актрисой Дарьей Жовнер в главной роли.
Правда, критик Variety при всех заслугах фильма ругает его за чисто этическую сторону: за включение скандального снафф-видео времён Чеченской войны, которое в одной из сцен смотрят герои.
«Фильм, чьё оригинальное название подразумевает состояние удушливости и стеснённости, — это беспорядочная драма, где напряжённые и убедительные эпизоды сменяются проходными и/или плоскими сценами, которые не двигают нарратив и эмоционально не окупаются», — The Hollywood Reporter.
Народный хит Бориса Хлебникова не получил особого признания за рубежом — по большей части потому, что его там, видимо, почти никто не смотрел. У фильма всего 5 рецензий на Rotten Tomatoes, и не от самых ведущих критических изданий. Зато 100% рейтинга «свежести» и 86% от зрителей — те, кто всё же добрались до картины, оценили ее очень хорошо.
«Аритмию» хвалят за то, как она объединяет концептуальную простоту и эмоциональную глубину, и, конечно же, сравнивают с другими «врачебными» картинами и сериалами, включая «Скорую помощь» и, внезапно, «Клинику», но только в российской картине «намного больше попоек». Режиссуру Хлебникова сравнивают с другими «чувствительными» европейскими авторами, которым прежде всего интересен быт их соотечественников, — французами братьями Дарденн и румыном Кристианом Мунджиу.
«Это крепко сбитая драма, которая, несмотря на сеттинг современной России, смотрит на универсальные проблемы отношений и связей между людьми».