«Инцидент на 57-й улице», «Здоровяк», «Групповые обнимашки», «Обелиск»… Наверняка, вы не припоминаете, чтобы фильмы с такими названиями собирали внушительную кассу, становились культовыми или приводили в восторг критиков
Рабочее название давно ставшего классическим научно-фантастического фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» больше подходит для какого-нибудь дешевого ужастика, которые в то время обильно снимались для открытых автокинотеатров, – «Как была завоевана Солнечная система». Известно, что знаменитый режиссер, во всем требовавший совершенства, долго искал подходящий заголовок для картины, но все время натыкался на банальности вроде «Путешествия по ту сторону звезд» или «Туннель к звездам», которые не нравились ни ему, ни Артуру Кларку, фантасту, на основе рассказа которого строился сценарий фильма. Пазл сложился, когда Кубрику пришло в головы сравнить астронавтов из своей ленты с древнегреческими героями – тут-то и появилось слово «одиссея», а дальше – дело техники.
История с ложным названием «Возвращения джедая» – одна из самых известных в истории кино, и прежде всего потому, что Джордж Лукас в своем желании скрыть подлинное содержание съемок заставил всех поверить в то, что он снимает нечто под названием «Голубой урожай». У поддельной картины был даже поддельный слоган – «Ужас за гранью воображения»! Ради того чтобы избежать излишнего внимания со стороны фанатов и повышения цен на услуги подрядчиков (а, согласитесь, за доставку пиццы на площадку «Звездных войн» можно затребовать на порядок больше, чем за обслуживание инди-хоррора), Лукас даже заказал несколько комплектов канцелярских предметов с фейковым названием – теперь это предметы особого внимания коллекционеров. Влияние «Звездных войн» на массовую культуру столь велико, что даже название «Голубой урожай» превратилось в культовый артефакт – так, создатели ленты «Симпсоны в кино» использовали для рекламы название «Желтый урожай».
Даже в доинтернетовскую эпоху для настоящих фанатов не было преград, когда впереди маячила перспектива оказаться на съемочной площадке будущего блокбастера. Представляете, какой интерес армия поклонников комиксов проявила к известию о начале съемок сиквела «Бэтмена» Тима Бертона – режиссеру пришлось срочно скрыться от всех и дописывать сценарий в обстановке строгой секретности. Съемочную площадку пришлось прятать еще тщательнее – работа над «Бэтмен возвращается» была прикрыта выдуманным проектом под названием «Диктел». Это слово Бертон вместе с художником-постановщиком Бо Уэлчем придумали еще во время работы над «Эдвардом Руки-Ножницы», придав ему значение чего-то зловещего и диктаторского. По словам самого Бетрона, при одном только произнесении слова «Диктел» люди вокруг пугались и затихали.
Секрет «Титаника» Джеймса Кэмерона хранился не слишком долго, но этого хватило, чтобы в Шотландию съемочная группа уехала снимать айсберги для проекта с названием «Планета льда». Все выглядело вполне логично – режиссер давно проявлял интерес не только к фантастике и приключениям, но и к документальным картинам о природе и человеке, что позже вылилось в удивительные картины Кэмерона о путешествиях в океанские глубины. Причиной работы под поддельным названием студия назвала опасения авторов «Титаника», что идею проекта успеют перехватить конкуренты. И Кэмерон сотоварищи были недалеки от истины – именно в 1997 году родилась студия The Asylum, известная своим умением, пользуясь чужой популярностью, подсовывать свои дешевые поделки.
Питер Джексон – пожалуй, самый большой параноик в представленной сегодня компании режиссеров и продюсеров, секретность вокруг трилогии «Властелин Колец» он сохранял до самой доставки пленки в кинотеатры. «Братство Кольца», например, скрывалось под кодовым именем «Смена времен года», «Две башни» доставлялись в кинотеатры в коробках с названием «Большое путешествие», а «Возвращение короля» было прикрыто наклейками с наименованием «За славу до смерти». Сложно сказать, помогло ли это как-то в битве с фанатами, которые в 2000-х буквально оккупировали Новую Зеландию, где шли съемки. Скорее Джексон использовал фейковые названия в качестве «оберега» и в силу традиции.
Поняв, какой «ящик Пандоры» они открыли первым фильмом, авторы «поттерианы» поспешили засекретить съемки сиквела и спрятали «Тайную комнату» за названием, которое больше подходит полицейскому боевику из 1970-х, – «Происшествие на 57-й улице». Почему в качестве маскировки было использовано название песни Брюса Спрингстина Incident on 57th Street, сегодня никто уже точно сказать не может, возможно, это было импульсивное решение под влиянием включенной радиостанции или же просто случайное совпадение, но лондонский этап работы прошел в относительной тишине. Громкое поддельное название пустило фанатов Гарри Поттера по ложному следу.
Съемки продолжения «Матрицы» – событие куда более заметное, чем съемки первого фильма. Зрители ожидали сиквел с большим интересом, от вопросов журналистов у братьев (в то время еще братьев) Вачовски не было отбоя, поэтому, дабы сосредоточиться на работе, а не волноваться об утечках, тандем объявил о начале работы над фильмом, который был ими задуман еще много лет назад. Сценарий под названием «Здоровяк» действительно лежал в ящике стола Энди и Ларри, но из скрипта постановщики взяли только заголовок, поместив ничем не примечательное слово на титульную страницу рабочих документов второй «Матрицы».
Дав своему грандиозному детищу – «Трансформерам» – рабочее название «Главная директива», режиссер Майкл Бэй отвесил тонкий поклон другому проекту, которым восхищался многие годы, – «Звездному пути». Именно «главной директивой» называется инструкция, предостерегающая землян от вмешательства в дела инопланетных цивилизаций. Если бы на этом режиссер остановился, получилась бы красивая история, какие очень любят фанаты, но Бэй не из тех, кому ведомо чувство меры. Взявшись за съемки сиквела «Трансформеров», Майкл распорядился именовать продолжение секретным титулом «Главная директива 2». Если вам казалось, что Бэй не отличается особенной фантазией, то это лишнее тому подтверждение.
Мистификация Кристофера Нолана с «Темным рыцарем» – самая короткоживущая и очевидная из представленных в списке, разгадать загадку пронырливым журналистам не составило никакого труда. Первое упоминание о проекте «Первый поцелуй Рори» (именно таким образом прикрывали второй фильм новой трилогии о Бэтмене) возникло в объявлении, размещенном от имени студии WB, где указывалось, что компании для съемок требуются действующие полицейские, патрульные, шерифы и надзиратели. Но дымовая завеса была развеяна порталом IMDb, который указал, что «Последний поцелуй Рори» – новый фильм Нолана с участием Кристиана Бэйла, Майкла Кейна и Хита Леджера. Бэтмен выдал себя, как мальчишка.
Иногда ложные названия и природу имеют весьма банальную, и звучат довольно глупо. Так, вторая часть «Хроник Нарнии» получила секретное название «Тост» (не алкогольный, а хлебный). Да-да, картина буквально прикрылась бутербродом, а весельчаки-продюсеры объяснили это тем, что тосты были настолько популярным лакомством на съемочной площадке первого фильма, что традицию мазать поджаренный хлеб вареньем было решено не только продолжить, но и «увековечить» в названии. Пусть и маскировочном.
Случай маскировки мистического триллера «Ангелы и демоны» режиссера Рона Ховарда отличается от остальных, указанных нами сегодня, тем, что этот фильм прятать пришлось не от назойливых репортеров и вездесущих зевак, а от весьма высокопоставленных руководителей Ватикана. Дело в том, что Ховард отлично понимал: с подобным материалом он вряд ли получит одобрение Церкви на съемки внутри христианских святынь. Пришлось режиссеру хитрить с представителями Бога на земле и выпрашивать возможность съемок в Святом Городе для выдуманного проекта «Обелиск». Обман, впрочем, быстро вскрылся – хранить столь масштабные съемки в тайне в течение двух месяцев не удалось бы даже дьяволу.
Джей Джей Абрамс вполне может претендовать на медаль «Самый секретный режиссер» – ему удавалось довольно долго скрывать факт съемок «Звездного пути», и это в век Твиттера и Инстаграма! Проект, получивший фальшивое название «Корпоративная штаб-квартира», несколько раз был на грани провала – сначала в Сеть просочились требования кастинг-директора найти актера, которому шли бы «вулканские брови», затем некий инсайдер сообщил, что под серым названием скрывается долгожданный перезапуск космической франшизы. Абрамс защищался как мог, например, напечатанный экземпляр сценария всегда сопровождал охранник, актерам доставались только отдельные страницы, а съемочные локации ограждались максимально жестко. И все же шила в мешке не утаишь, ловкий папарацци умудрился заснять ту самую «штаб-квартиру» – в здании Калифорнийского университета группа актеров расхаживала в мундирах, поразительно похожих на форму Академии звездного флота. Тут уж пришлось сознаваться.
Рабочие названия фильмов кинематографической вселенной Marvel – это даже не попытка спрятаться или пустить кого-то по ложному следу. Скорее это часть игры с фанатами, примерно такая же, как микрофиналы или камео Стэна Ли. Подопечные Кевина Файги, кажется, специально придумывают такие ложные названия, чтобы они звучали как подсказки к сюжету. Так, второй фильм о Железном человеке прятался под кодовым именем «Распутин», намекая на российское происхождение антагониста, «Первого мстителя» во время работы называли «Замороженным», а «Мстители» получили милейшее прикрытие «Групповые обнимашки» – и правда, все супергерои наконец-то встретились и познакомились. Ну разве это не весело? Разве не подходит стилистикой к микрофиналу с шаурмой?