Таксист – это не работа и даже не призвание, это особое мировоззрение, стиль жизни и формат восприятия реальности, настоящий таксист не только доставит до нужного места, но и выслушает, и поделится новостями
Пьер Вержен
Французское кино всегда было особенно любимо советским человеком, а его звезды привлекали в кинотеатры ничуть не меньшее количество зрителей, чем отечественные актеры. Криминальную драму «Господин Такси» сегодня многие связывают с именем Луи де Фюнеса, однако знаменитый комик сыграл в ленте лишь эпизодическую роль, а ведущая скрипка досталась очаровательному Мишелю Симону, этакому Юрию Никулину с берегов Сены. Главный герой фильма в исполнении Симона – таксист Пьер – оказывается втянутым в авантюрную историю с крупной суммой денег, которую симпатичная мошенница оставила на заднем сиденье автомобиля. Вместо того чтобы потратить кругленькую сумму на себя и свой драндулет, Пьер решает вернуть купюры, но попадает прямиком в лапы полиции как сообщник большой аферы.
Саша
Героя Олега Ефремова в мелодраме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» по имени не называют, но из оригинального рассказа Александра Борщаговского, положенного в основу сценария, мы знаем о том, что таксист является тезкой писателя. Саша становится случайным «первым встречным» для Нюры, приехавшей на три дня из деревни в Москву, но именно это неожиданное пересечение судеб стало едва ли не самым значимым событием в жизни двух героев. Большая драма, упакованная в тесную кабину автомобиля такси, трогательные искренние разговоры и знаменитая песня «Нежность» – если какая-то картина и романтизировала в СССР таксистов, то это были именно «Три тополя», хотя и «Горожанам» с «Зеленым огоньком» стоит отдать должное.
Трэвис Бикл
Разумеется, для поклонников кино главным экранным таксистом наверняка является герой Роберта Де Ниро из драматического триллера Мартина Скорсезе. Трэвис Бикл впитывает в себя целый спектр проблем и тревог середины 1970-х: здесь и вьетнамский синдром, и социальное расслоение, и рост криминала, и невозможность социализироваться, и монотонная работа, которая подходит далеко не каждому. Редкая лента может столь точно передать с экрана ощущение полного одиночества и неустроенности в мире, как это получилось в «Таксисте», – неудивительно, что картина стала триумфатором Каннского кинофестиваля 1976 года. Бикл, в свою очередь, стал одним из наиболее известных и часто цитируемых персонажей кино, его фраза «Это ты со мной говоришь?!», обращенная отражению в зеркале, известна любому зрителю. Что уж говорить о влиянии картины на жанр и Голливуд в общем – без «Таксиста» мир был бы совсем иным.
Иван Шлыков
Дебютная режиссерская работа Павла Лунгина «Такси-блюз» – одна из самых значимых картин советского перестроечного периода, заслуженно отмеченная не только отечественными критиками, но и жюри Каннского кинофестиваля. На страницах сценария Лунгин изложил глубоко личные переживания о сломе системы, о месте в обществе людей искусства и «приземленных» трудяг, об открывающихся перспективах и тяжелых гирях наследия «совка», и выразилось это столкновение двух миров в странном и неестественном контакте музыканта и таксиста. Водитель Шлыков в исполнении Петра Зайченко – человек практичный, считающий каждый рубль, планирующий жизнь наперед, оказывается соединен судьбой с пьяницей-саксофонистом Лехой, живущим одним днем и не знающим цену деньгам. Два ярких образа, два удивительных героя, два мира, которые после 1990 года расходятся друг от друга все дальше и дальше.
Мика
В свой киноальманах «Ночь на Земле» режиссер Джим Джармуш включил сразу пять историй о таксистах, развернувшихся в пяти разных городах на различных континентах. Всех водителей из этой картины мы включить в список не можем, а выбрать кого-то одного крайне сложно, поэтому мы решили из пяти историй выбрать ту, в которой задействованы самые малоизвестные актеры, ведь это делает новеллу наиболее реалистичной. Финский сегмент ленты рассказывает о таксисте Мике, подвозящем троицу подвыпивших приятелей, объясняющих свое состояние тем, что на долю одного из них сегодня свалились все неприятности мира. В ответ Мика раскрывает трагический сюжет своей жизни, самую настоящую таксистскую историю, которую затем пассажиры обязательно передают знакомым.
Джерри Флетчер
Персонаж Мела Гибсона в триллере «Теория заговора» Джерри Флетчер – «образцовый» таксист, он собирает всевозможные сведения, обрывки разговоров, вырезки из газет, куски информации, из которых Джерри затем создает витиеватые конспирологические теории, до которых в здравом уме не додумаешься. По закону больших чисел однажды Флетчер оказывается достаточно близок к истине, и за него берутся спецслужбы и таинственные неправительственные структуры, но таксисту удается бежать. Как и во многих других фильмах Ричарда Доннера, в «Теории заговора» много перегибов и преувеличений, но таксист здесь получился ровно такой, как все мы любим, – рассказывающий что-то невероятно увлекательное, хоть и путаное, захватывающее, но невероятное. Что-то такое, во что не верится, но что вполне может оказаться правдой.
Корбен Даллас
В отличие от многих работников, чьи профессии стремительно теряют свою актуальность и постепенно уходят в прошлое, таксистам беспокоиться не о чем – даже если машины станут летающими, кому-то все равно придется ими управлять, доставляя вас из одного конца супермегаполиса XXIII века в другой. Не верите? Посмотрите «Пятый элемент» Люка Бессона – главный герой в исполнении Брюса Уиллиса работает самым обычным таксистом с положенными стандартному работяге финансовыми проблемами и личными неурядицами. Даже его военная подготовка – обычное дело для сегодняшнего дня, у нас тоже многие отправляются таксовать после армии, только вот инопланетянки к ним не прилетают. Показать чудеса вождения в картине Корбену Далласу не особо позволяют, но это и не обязательно – настоящий таксист, если что, умеет и врукопашную.
Даниэль Морале
Если вы, ожидая премьеру «Такси 5», предвкушаете встречу с полюбившимися персонажами оригинального фильма, то мы вынуждены вас огорчить – в продолжении не задействованы ни Сами Насери, ни Фредерик Дифенталь, ни Марион Котийяр, лишь персонаж Бернара Фарси будет связывать две части одного целого, разделенные двумя десятками лет. Потому нелишним будет вспомнить, как все начиналось, как неуправляемый Даниэль бросил работу доставщика пиццы и сменил ее на управление такси, как был модифицирован вполне себе «домашний» Peugeot 406, как проходили первые погони и как из противников полицейский и таксист превратились в лучших друзей. Персонаж у Насери, конечно, получился колоритным, сейчас таких не делают. Даже во Франции.
Макс Дюроше
Как и многие ведущие звезды Голливуда, Том Круз не слишком охотно соглашается исполнять роли отрицательных персонажей – это, дескать, может повредить его имиджу, да и молодым поклонникам актера может показать дурной пример. И все же Круз не смог устоять перед предложением сыграть наемного убийцу в триллере Майкла Манна «Соучастник», однако лента не получилась бы столь впечатляющей и убедительной, не составь Крузу компанию Джейми Фокс, которому достался образ таксиста Макса, мечтающего открыть свой салон лимузинов. Согласившись посетить с респектабельным седовласым пассажиром пять мест, Макс и не подозревал, что превратится в водителя, доставляющего киллера к местам его «работы». И «соскочить» с заказа ему уже не удастся, остается лишь пройти весь маршрут до конца.
Белль Уильямс
Американский ремейк классического «Такси» Жерара Пиреса, возможно, и не заслуживает вашего внимания – кассу картина собрала не самую впечатляющую, а критиками так и вовсе была уничтожена, – но мы решили все-таки разбавить сугубо мужскую компанию единственной женщиной-таксистом. Да, образ взрывного Сами Насери в Нью-Йорке на себя примерила Куин Латифа, дама, весьма выдающаяся во всех смыслах, и ее Белль – это, пожалуй, самое впечатляющее, что есть в фильме, остальное откровенно подкачало: и погони можно было снять посочнее, и юмора добавить, а уж работу Джимми Феллона в фильме иначе как фиаско и не назовешь. Все-таки некоторым европейским картинам лучше оставаться в Старом Свете, американцы их только испортят, даже заменив мужчин на женщин.
Водитель
Может ли таксист быть не только добрым самаритянином, доставляющим вас до нужного места, но и смертельной опасностью, поджидающей на сумрачной дороге? Конечно, правда, все здесь зависит от вашего собственного поведения. И лучший пример тому – сюжет французского триллера «Ночной тариф», рассказывающего о приятелях, которые решили убежать от подвезшего их таксиста, не заплатив. Возможно, кто-то из водителей просто выругался бы, кто-то попытался выйти на мошенников через службу заказа, но герой картины был не в настроении откладывать дела в долгий ящик, а потому обманутый шофер устроил на хитрецов настоящую облаву. Весьма скромный, низкобюджетный фильм режиссера Жюльена Сери, снятый на средства краудфандинга, оказался достаточно атмосферным и благодаря пугающему образу зловещего таксиста заработал несколько профессиональных наград.
Джафар
Иранец Джафар Панахи – человек крайне изобретательный. Оно и понятно, родное правительство запретило ему вести профессиональную деятельность, не выпускает из страны и все чаще настаивает на домашнем аресте. Из-за этого каждая новая картина Панахи превращается в приключение – он то отправляет флешки с фильмом контрабандой, то снимает свои ленты тайком, то превращает в кино собственную жизнь. «Такси» – это зарисовка из жизни самого Панахи, режиссер разъезжает на стареньком авто и подвозит нуждающихся, а те взамен рассказывают ему свои истории. Скромный, снятый без каких бы то ни было изысков фильм о попутчиках улыбчивого радушного таксиста пришелся по душе и простым зрителям, и критикам – на Берлинском кинофестивале «Такси» получило главный приз.