9 лет назад, 11 апреля 2012 года, состоялась премьера «Мстителей» — шестого фильма киновселенной Marvel и триумфального финала ее первой фазы. Его успех трудно переоценить: сейчас кажется, что именно «Мстители» превратили фильмы студии в международный феномен, а кинокомиксы — в главный тренд 2010-х.
По такому поводу мы решили вспомнить все фильмы поставленной на паузу киновселенной и выбрать из них лучший.
Сейчас уже как-то непривычно вспоминать о временах, когда Marvel прокатывали своё кино сами и не принадлежали Disney, а их фильмы не отличались стилистическим единством и не пытались строить большие нарративы. «Невероятный Халк» вышел всего через несколько месяцев после «Железного человека» и выглядел этаким шагом назад для киновселенной.
Вслед за свежей и забавной историей о Тони Старке нам показали невыразительный и легко забывающийся сюжет о противостоянии науки и армии. Светлым пятном во всём этом, конечно, был Эдвард Нортон, но из-за своей врождённой строптивости он отказался дальше сниматься в MCU. Да и, в общем-то, ладно: с приходом Марка Руффало персонаж Халка стал только интереснее.
После успеха первых «Мстителей» многие ожидали триумфа и от второй части — в которой, ко всему прочему, появились новые герои, а также один из (на бумаге) любопытнейших злодеев, искусственный интеллект Альтрон, созданный на основе разработок самого Тони Старка. На деле получилось, мягко говоря, разочарование: сюжет про уничтожение Заковии до сих пор удивляет своей абсурдностью, харизматичному антагонисту в фильме уделили слишком мало времени, а Ртуть, например, и вовсе безнадёжно «слили». Самая лучшая часть в картине, как ни странно, — дружеские перепалки команды в сцене, где они по очереди пытаются поднять молот Тора.
Режиссёр Джосс Уидон позже жаловался, что студия сильно мешала его работе и вырезала значительную часть хронометража. После «Эры Альтрона» он ушёл из MCU и следующую часть «Мстителей» уже не снимал. Иронично при этом, что ушёл он к Warner Bros., которые вместо обещанной «Бэтгёрл» поставили его доделывать «Лигу справедливости» — из огня, как говорится, в полымя.
Осилить один мрачный фильм про злоключения Тора мы ещё могли, но, когда скандинавский бог-супергерой вновь отправился крушить врагов, зрительское терпение иссякло. Персонаж Криса Хемсворта, будем честны, в рядах протагонистов Marvel занимает последние места, а раскрываться начинает только во взаимодействии с чужой средой, как это было в первом «Торе», где комизм складывался из непонимания героем особенностей земной жизни. В сиквеле молотоносец покидает планету и теряет ту незначительную, но всё же непосредственность, что была у него в предыдущем фильме. Одному из самых невзрачных супергероев пришлось ждать несколько лет, прежде чем его не подобрал Тайка Вайтити, который более человечным его, может, и не сделал, но зато здорово поиронизировал над скандинавским Мстителем.
Нет сомнений, Капитан Марвел и Черная пантера делят между собой звание самого нелюбимого героя Marvel среди отечественных фанатов киновселенной. Причины хейта нелепы, но очевидны: первая — персонификация феминистских идей, вторая — далекий российскому зрителю африканец-националист. Если позицию по поводу Черной пантеры можно оспорить, то с критикой Капитана Марвел приходится согласиться: за два полноценных появления на больших экранах сценаристы так и не смогли обнаружить нерв героини, создать личность или хотя бы копнуть глубже образа непобедимой супервумен, которая общается исключительно плакатными репликами. Достаточно обратиться к ее сольному фильму, который всего за два года полностью стерся из памяти: помните ли вы скруллов, происхождение героини, меметичного кота или хотя бы то, что там был Джуд Лоу? Наверное, нет. Хочется верить, что второй сольник спустит Капитана Марвел с небес на землю и превратит ее из «важной» героини в ту, которая хотя бы не будет теряться в компании двух десятков разнообразных — нелепых и серьезных — персонажей.
Первая часть «Тора» действительно лучше сиквела, но в рамках всей вселенной Marvel они плетутся где-то рядом, в концах фанатских и журналистских списков о лучших и худших фильмах студии. Персонаж Криса Хемсворта попадает на Землю, влюбляется в Джейн Фостер (Натали Портман) и пытается адаптироваться в новом, неизведанном им мире. Такой могущественный герой, как Тор, выглядит интересно именно в комическом контексте — стоило Бране начать подтрунивать над закостенелостью персонажа и отправить его на бытовые «битвы» с земными гаджетами, как пафос персонажа сразу поумерился. Всё ещё не самый нужный фильм Marvel, но, в общем-то, небезынтересная попытка сделать то, что через несколько лет сделает Тайка Вайтити с его безжалостно самоироничным «Рагнарёком».
Худшее, что может сделать сиквел, — растерять все достоинства оригинала, при этом пытаясь приумножить его незначительные детали. Именно это и произошло с «Железным человеком 2», который не просто лишился задора предшественника и разменял хулиганский тонистарковский вайб, но и зачем-то добавил в повествование аж двух злодеев. И даже экшен здесь какой-то вторичный, пожалуй, менее изобретательный, чем раньше. Вспоминается разве что сражение на трассе в Монте-Карло с Иваном Ванко (Мики Рурк), однако оно происходит, мы напомним, чуть ли не в самом начале. А дальше — тёмное пятно, забытое воспоминание под названием «Железный человек 2». До «Тора», впрочем, всё равно далеко — харизма Дауни-младшего так и не позволила фильму стать совсем уж безнадёжным.
Второй «Человек-муравей» не растерял, в общем-то, комедийного шарма первой части, но вышел уж в слишком неудачное время — вклинился между двумя эпохальными эпизодами «Мстителей». К тому же, хоть здесь и достаточно изобретательных экшен-сцен с уменьшением разных предметов (машин и даже домов), злодей опять получился максимально невзрачным — настолько, что вы вряд ли вспомните, а кто там вообще был антагонистом, не прибегая к помощи Гугла. А семейная драма Скотта Лэнга работает даже вполовину не так хорошо, как в первой части — с появлением в его жизни Мстителей героя стало сложнее воспринимать как неудачника-андердога.
Лишнее напоминание о том, что именно «Черная пантера», а не какой-нибудь «Темный рыцарь» стала первым кинокомиксом, отмеченным номинацией на «Оскар» в категории «лучший фильм», вызывает небольшое недоумение. А вот финансовые успехи, восторженные оценки прессы и мешок наград кажутся вполне закономерным итогом для фильма, который еще до выхода получил статус культурно важного. Стоит признать, что все могло быть намного хуже: несмотря на типичный для киновселенной финал с масштабной невзрачной битвой, «Черная пантера» — смелый сольник, у которого достаточно преимуществ. Здесь есть сомневающийся в себе и даже переживающий смерть герой, бондовские примочки, братоубийство, несколько действительно визуально красивых сцен, а главное — Киллмонгер, не классический злодей, а редкий для Marvel расположенный в серой зоне антагонист с доступной и близкой многим позицией. Как ни странно, но вторым таким антигероем можно считать не борца с перенаселением Таноса, а обиженного на Тони Старка Стервятника из фильма «Человек-паук: Возвращение домой».
Во многом проблемы «Первого мстителя» перекликаются с проблемами двух «Торов»: Крис Роджерс, как и асгардский супергерой, уж слишком идеальный. Капитан Америка — именно что классический персонаж комиксов середины XX века, взращённый травмой поствоенного времени. Честный, готовый отдать жизнь за любимую страну и едва догадывающийся о том, что же такое самоирония.
Правда, от откровенного провала «Первого мстителя» спасает сеттинг: мир времён Второй мировой, нацисты, милитаристская пропаганда, эксперименты в тёмных коридорах, наконец, чуть ли не первое появление легендарной Гидры на экранах. Герой, может, и не задался, но вот саму вселенную студии удалось заполонить кучей сюжетных линий, которые продолжат развиваться в следующих фильмах. Да и сам Капитан Америка ближе к финалу «Мстителей» (не без багажа этой картины) станет чуть ли не главным персонажем франшизы.
Как и любой первый фильм разделенного на две части финала (среди других «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» или «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть I), «Война бесконечности» ощущается как лишенная саспенса и чрезмерно растянутая завязка чего-то большего. С другой стороны, нужно отдать Кевину Файги и компании должное: они уместили десятилетнее наследие киновселенной в одном фильме, показав почти всех появившихся за это время героев, а главное — придумали один из величайших клиффхэнгеров в истории кинематографа. Никто не сомневался, что любимые герои обязательно воскреснут после Щелчка, но только вспомните, как шокировала сцена, в которой Питер Паркер превратился в прах на руках у плачущего Тони Старка. А сколько мемов она нам подарила…
Последний сольный выход Роберта Дауни-младшего открыл вторую фазу и сделал это на удивление неоднозначно, поэтому «Железный человек 3» до сих пор остается самым поляризующим фильмом в киновселенной Marvel. Он отлично работает как сиквел провального «Железного человека 2», но если рассматривать его как первый эпохи пост-«Мстителей», то он скорее показал, что Кевин Файги и Ко не понимали, что им делать дальше. Тони Старк страдает ПТСР из-за битвы за Нью-Йорк, впервые предстает перед зрителем в образе грустного клоуна и противостоит поддельному злодею. «Железный человек 3» — это филлер, который по очевидным причинам разочаровал многих. Впрочем, сейчас ему хочется дать второй шанс, ведь на бумаге он кажется первым авторским проектом в киновселенной — пускай и типичным для создателя «Смертельного оружия» Шейна Блэка бадди-муви.
Конечно, сейчас, семь лет спустя, «Первый мститель: Другая война» кажется скорее переходным фильмом в рамках киновселенной: после него, например, был кульминационный третий фильм о Капитане Америке — экранизация комикса о Гражданской войне. Однако в 2014 году «Другая война» казалась чуть ли не первым «взрослым» фильмом Marvel: вдохновленный политическими триллерами 1970-х сольник Стива Роджерса, который хоть и поверхностно, но рассуждал о государственной слежке и обратной стороне продвинутых технологий, попутно демонстрируя нам попытки 70-летнего бумера ассимилироваться в современном мире. Наконец, фильм подарил нам великую сцену в лифте (отлично поставленный бой и классный шаблон для мемов) и представил Зимнего солдата, который семь лет спустя дорос до собственного сериала.
Удивительным образом очередной фильм о похождениях Капитана Америки превратился в эдакий DLC «Мстителей», который даже лучше оригинальной версии. Формально зритель наблюдает за личным конфликтом Стива Роджерса, но публику не обманешь: в эти разборки оказываются втянуты все центральные персонажи франшизы — от Тони Старка до Человека-паука. Проблема одного героя с каждой минутой становится всё масштабнее, а в финале Мстители сражаются чуть ли не стенка на стенку.
Почти каждый фильм Marvel берёт какой-то жанровый шаблон: «Человек-паук» — coming-of-age, школьная драма о взрослении, «Первый мститель» — военное кино, а «Противостояние» скорее тяготеет к олдскульным шпионским триллерам. Мрачная параноидальная атмосфера окутывает кино, а вместе с ним и затуманивает разумы протагонистов, которые начинают сражаться друг против друга на полях настоящей гражданской (хотя скорее супергеройской) войны.
Идеальное и долгожданное завершение главного супергеройского эпоса XXI века. Все сюжетные арки пришли к своему знаменателю, все вопросы исчезли, а некоторые из героев, увы, покинули вселенную. Размах «Финала» чувствуется даже на уровне повествования: несколько параллельных линий, путешествия во времени и альтернативные реальности.
Таким масштабам требуется и соответствующий хронометраж — последние «Мстители» даже идут больше обычного кинокомикса (в этом плане с ними может посоревноваться только Снайдеркат), а сам по себе опыт просмотра в кинозале в кои-то веки по-настоящему становится коллективным. И тут важнее размышление не о том, что это за фильм, а о том, что это за явление. Опять же, подобный резонанс спустя пару лет смогла создать лишь многострадальная «
Наверное, в конце нулевых никто бы не поверил, что релиз «Мстителей» станет событием не только для гик-сообщества, но и для всей киноиндустрии. Собравший полтора миллиарда долларов в прокате (первый в истории Marvel) фильм продемонстрировал, что будущее голливудских блокбастеров принадлежит кинокомиксам, продуманным на 5 сольных фильмов вперед вселенным и масштабным кроссоверам. Эту модель с запозданием попробует перенять главный конкурент — DC, но в итоге провалится и тем самым докажет, что уникальность киновселенной Marvel не в звездах первой величины, а в творческом видении Кевина Файги, человека, который практически в одиночку построил многомиллиардную империю. Что касается самих «Мстителей», то они и девять лет спустя выглядят неплохо: «Семью самураями» XXI века так и не стали (да, кто-то в это верил), но девятого места в общем рейтинге точно заслуживают.
Вот уж возвращения какого персонажа зрители ждали всей душой! Третья попытка перенести на экраны сюжет о Паучке, кажется, наконец-то завершилась удачно, и впервые за долгое время публика не станет свидетелем очередного обидного закрытия проекта. «Возвращение домой» в свои бытовые, несупергеройские моменты выглядит как подростковое кино Джона Хьюза («Клуб “Завтрак”»), но и экшен здесь на удивление чуть ли не лучший в киновселенной: чего стоит финальный эпизод битвы со Стервятником.
За что действительно стоит хвалить нового «Человека-паука», так это за то, что юношескую непосредственность, возможно, даже наивность своего героя создателям удалось перенести в сам фильм. Шероховатое и ребяческое «Возвращение домой» возвращает кинокомиксы к истокам — в тонистарковское баловство из первого «Железного человека» (ещё и поэтому Паркер выступает в некоторой степени наследником знаменитого миллиардера и плейбоя).
Вторая часть марвеловского «Паука» сделала работу над ошибками и заметно улучшила формулу оригинала. Это вновь яркая супергероика, прикидывающаяся подростковой комедией — теперь не о школьных буднях, а об экскурсионном туре по Европе, во время которого Питер Паркер пытается отдохнуть от происходившего с ним безумия (напомним, действие происходит уже после «Мстители: Финал»), свыкнуться со смертью Тони Старка и завоевать любовь Эм-Джей. У фильма неплохо получается курсировать между жанрами, а ещё он содержит одну из самых визуально впечатляющих сцен в истории, наверное, супергероики вообще — в ней Человек-паук теряется в иллюзорном мире, созданном Мистерио. К слову, злодей тут бесподобный — Джейк Джилленхол явно развлекался в этой роли, как мог. Обидно, что мы его в MCU, судя по всему, больше не увидим.
На вторых «Стражах» Джеймс Ганн явно получил ещё больше творческой свободы — и это заметно. Фильм стал визуально смелее и в какие-то моменты даже напоминает о «трешевом» прошлом своего создателя: особенно выделяется сцена, где Ракета прыгает по гиперпространству, и при этом у него сюрреалистично искривляется морда, — и неожиданно меланхоличный для «Стражей» финал. Своеобразной платой за свободу становится куда более «раздутый» по сравнению с первой частью сюжет об отношениях Звёздного Лорда и его отца-планеты (замечательный Курт Расселл). Ну и мораль о важности семьи, пожалуй, стоило проговорить чуть менее навязчиво.
Возможно, самый визуально изощрённый фильм Marvel — о циничном хирурге, который после страшной аварии отправляется в Тибет, а там становится могущественным магом и защитником Земли. Простой по фабуле сюжет нужен, чтобы запустить цепь сюрреалистичных экшен-сцен, каких вы не найдёте ни в одной другой супергероике (да и нигде, наверное, вообще). «Доктор Стрэндж», в первую очередь, эффектный шоурил, показывающий, что и затхлый жанр супергероики порой может удивлять новыми креативными решениями. А ещё кино очень остроумное: метод, которым главный герой побеждает злодея, и вовсе без пяти минут гениален.
Есть, как говорится, два типа людей: те, кто идут в MCU за масштабными схватками Мстителей с очередной всемирной угрозой, и те, кому интереснее маленькие истории о персонажах, обычно остающихся на периферии больших сюжетов. Как вы можете понять, мы принадлежим ко второй категории — и поэтому не стоит удивляться, что «Человек-муравей» оказался у нас так высоко.
Здесь и супергероев как таковых нет. Скотт Лэнг начинает фильм в качестве освобождённого из тюрьмы вора, который кое-как пытается наладить жизнь — а в итоге соглашается на очередное «дело», лишь чтобы обнаружить себя в доме учёного Хэнка Пима. «Человек-муравей» — непривычно приземлённая (ха!) для Marvel комедия, которая отбрасывает героический пафос ради истории о маленьком человеке (ха! ладно, простите), сражающемся не за Землю и Вселенную, а за возможность заново интегрироваться в общество. Единственное, что обидно, — фильм не дали снять Эдгару Райту, как изначально планировалось (впрочем, даже так его влияние на картину чувствуется). Причём именно этот опыт потом убедит Marvel давать своим режиссёрам больше творческой свободы.
Лучший фильм Marvel для тех, кому не нравится Marvel. Именно «Стражи галактики» в своё время обратили на киновселенную внимание тех, кому были по барабану все эти «Мстители» и прочие Железные человеки. Фильм Джеймс Ганна существует как бы вне всех остальных событий франшизы и кардинально отличается по стилю. Это красочная космоопера, напоминающая больше не собратьев по MCU, а весёлое приключенческое кино из прошлого — не зря единственный местный землянин, Звёздный Лорд, душой застрял в восьмидесятых. «Стражи галактики» наглядно показали, что Marvel могут быть очень разными: впрочем, настолько колоритного фильма больше всё равно ни у кого не получилось.
Еще до Щелчка, уничтожившего половину живого, скандинавских богов и суперсолдат, был он — лишенный суперспособностей высокомерный миллиардер и прожигающий жизнь гедонист Тони Старк. Начни Marvel строить свою вселенную с фильмов о Торе или Капитане Америке, все было бы иначе, но они рискнули не только сделать ставку на второстепенного героя комиксов, но и отдать его роль проблемному, но харизматичному актеру. Роберт Дауни-младший с первого фильма нащупал стержень Тони Старка и превратил его в самого близкого зрителям героя, железное сердце киновселенной. Первый фильм киновселенной Marvel до сих пор не устарел: это предельно реалистичная и лишенная фансервиса история перерождения и становления, украшенная не только взвешенными рассуждениями о цене войны, но и изобретательными экшен-сценами.
Едва ли после выхода двух фильмов о «Торе» кто-то мог подумать, что новая часть о приключениях асгардского супергероя станет лучшей картиной не только в трилогии, но и во всей франшизе. Тайка Вайтити реанимирует персонажа Криса Хемсворта и, подобно Бране, решает почаще ставить идеального мстителя в неловкое положение. Только теперь вместо Земли — Сакаар, мусорная планета, где устраивают бои на выживание, а вместо комедии положений — слэпстик в духе фильмов Бастера Китона и Чарли Чаплина. К Тору, лишённому былого могущества и вынужденному биться с чудищами на стадионе в угоду толпе, присоединяется Халк. Этот дуэт никогда не выглядел комичным, но в руках Вайтити одни из самых незамысловатых героев вселенной Marvel разыгрывают чуть ли не цирковое представление под рок-шлягеры, превращая весь фильм в один цветастый балаган.