С точки зрения актеров знаменитые костюмы порой выглядят настоящим орудием пытки, они неудобны, в них жарко и темно, порой самые известные кинокостюмы оказываются настолько дискомфортны, что их вспоминают с особенной ненавистью
Харуо Накадзима
Вряд ли, давая согласие на съемки в фильме «Годзилла», японский актер Харуо Накадзима представлял себе, в какую историю ввязался, – ему буквально на своих плечах пришлось нести сквозь годы гигантского монстра, порожденного радиацией и страхом японцев перед агрессией. Накадзима со всей восточной почтительностью часто говорил о том, как он горд ассоциироваться с в прямом смысле крупнейшей иконой японского кино, однако каждый выход в кадр в тяжелом костюме монстра давался ему с огромным трудом. Первый костюм, к примеру, весил почти 100 килограммов, и сил актера хватало только на пару шагов, к тому же резина быстро приводила к обезвоживанию, от которого Накадзима пару раз терял сознание.
Энтони Дэниелс
Исполнитель роли робота С-3РО, конечно, немного лукавит, заявляя, что никто, кроме него, в здравом уме не подумает надеть на себя подобный наряд – на мероприятиях, посвященных «Звездным войнам», фанатов в блестящем костюме более чем достаточно, причем на мучения эти люди идут совершенно бесплатно. Но в чем актер совершенно точно прав, так это в том, что неудобнее одежду придумать сложно – состоящий из пластиковых частей наряд не располагает к резким движениям и быстрой ходьбе. На съемках в Тунисе Дэниелсу приходилось особенно тяжело: с одной стороны, его мучило то, что на солнце костюм быстро нагревался, а с другой – пластик регулярно ломался, нанося острыми краями обломков тяжелые раны. Одну такую актер получил на второй день съемок и до конца работы над «Новой надеждой» вынужден был ходить с перебинтованной ногой.
Питер Кушинг
Это звучит несколько странно, но актер Питер Кушинг гордился огромным размером своей ноги, настолько большим, что костюмерам обычно приходилось заказывать для него специальную обувь или приглашать сапожников прямо на съемочную площадку. По каким-то причинам на съемках «Звездных войн» вместо специальной обуви Гранд-Моффу Таркину прислали обычные сапоги, которые вызывали у Кушинга мучительную боль каждый раз, когда он их надевал. Актер терпел недолго и в одном из перерывов обратился к Джорджу Лукасу с просьбой снимать его так, чтобы ноги в кадр не попадали, а Кушинг мог сниматься босиком. Лукас удивился, но уступил звезде – фактически Гранд-Мофф Таркин на командном мостике находился в обычных домашних тапочках.
Джефф Бриджес
Отношение Джеффа Бриджеса к его костюму в фильме «Трон» можно узнать в любом интервью, данном в связи с выходом этого фильма на экраны, – каждый раз актер не забывал рассказать, что штаны в его облегающем комбинезоне были настолько плотно сидящими, что шрамы от швов остались на его теле навсегда. Действительно, актера перед съемками облачали в специальный бандаж и «закатывали» в лайкру так, что Джефф не мог ни наклониться, ни повернуться. В числе прочего такой жесткий подход к облачению требовался и для «обезличивания» персонажа Бриджеса – тело компьютерного Флинна не должно было содержать и намеков на половые признаки, поэтому актеру пришлось терпеть на себе специальные утягивающие стринги.
Патрик Стюарт
Поклонники сериала «Звездный путь» наверняка заметили, что в третьем сезоне «Следующего поколения» вся команда «Энтерпрайза» сменила мундиры. Оказывается, канал был вынужден отказаться от предыдущих костюмов, иначе Патрик Стюарт и другие актеры грозили устроить забастовку. В чем же дело? Только в том, что в погоне за футуристичостью оригинальные мундиры были сделаны из лайкры и имели на два пункта меньший, чем требовалось актерам, размер. Форма якобы должна была демонстрировать демократичность и равноправие, но на деле съемки превратились в настоящую пытку. Во-первых, лайкра быстро впитывает запах, поэтому уже через пару недель съемок в павильоне стоял крепкий дух пота и моющих средств, а во-вторых, ношение одежды меньшего размера откликнулось актерам болями в спине и пояснице. После двух лет мучений лайкру сменили на шерсть и синтетику на радость всему экипажу.
Питер Уэллер
В середине 80-х костюм робота-полицейского, созданный для фильма Пола Верховена «Робокоп», считался одним из самых дорогих в кино – легендарный мастер спецэффектов Роб Боттин проектировал настоящее механизированное произведение искусства, но сжатые сроки не позволили исполнить задуманное. К началу съемок Питер Уэллер получил нечто, в чем едва мог двигаться, а продюсерам пришлось нанять специального хореографа, который помог актеру научиться держать равновесие. Облачение в костюм и скованность движений в нем настолько «напрягали» Уэллера, что Питер даже подумывал покинуть проект, но тут помощь пришла откуда не ждали – оказалось, что в своих металлических штанах Робокоп не помещается в полицейскую машину, а поскольку время Верховена поджимало, он решил снимать Уэллера только по пояс. Актер получил передышку и возможность хотя бы нормально сидеть и ходить.
Майкл Китон
В комиксах все просто – Темный рыцарь носит такой костюм, который одновременно и достаточно крепок, чтобы отражать пули и удары ножом, и гибок настолько, что Бэтмен может прыгать по крышам, использовать приемы из восточных единоборств и управлять автомобилем. На съемках фильма Тима Бертона облачение Майкла Китона было полной противоположностью того, что показано в бумажных комиксах: это были настоящие доспехи, в которых тяжело было даже вдохнуть, вдобавок голова актера была увенчана резиновой маской, в которой Китон не мог повернуть голову даже на сантиметр. Изящным такого Бэтмена назвать было сложно, но самого смешного зритель не видел – в перерывах между дублями Майкл Китон был вынужден использовать специальные деревянные «ходунки», чтобы не упасть в костюме. И этому человеку мы доверили спокойствие Готэма!
Мэттью Льюис
Фантастическая история преображения Мэттью Льюиса из неуклюжего толстячка в мечту девушек всего мира многократно описана, в том числе и на наших страницах. Однако того, с чем столкнулся молодой актер, снимаясь в «поттериане», не пожелаешь и врагу – Льюис благодарен за старт кинокарьеры, но ненависть к костюму Невилла Долгопупса будет жить в нем вечно. Для придания его герою более жалкого и унизительного вида Мэттью наряжали в специальный утолщающий костюм под мантию Хогвардса, причем знали об этом далеко не все, большинство коллег на площадке действительно считали мальчишку толстым. Драматизма добавил возраст актера. «Представляете, мне 15, вокруг столько девчонок, и все они думают, что я жирный, и обходят меня стороной, – вспоминает Льюис. – Ненавижу те времена!»
Рон Перлман
За свою карьеру Рону Перлману неоднократно приходилось облачаться в сложный грим, но мучений, подобных работе над образом Хеллбоя, не было больше ни у него, ни у кого-либо еще. Гильермо Дель Торо принципиально отказался от использования компьютерной графики в работе с актерами, и костюм актера в «Хеллбое» пришлось делать вручную – процесс «упаковывания» Перлмана в чертов наряд каждый раз длился более четырех часов, а процедуру эту пришлось повторять 86 раз только для первого фильма. Можно понять чувства актера, которому после всех этих мучений предлагают сняться в продолжении, – да у него не будет ни малейшего желания снова садиться перед гримерами еще лет десять.
Майкл Чиклис
Бен Гримм, член «Фантастической четверки», – супергерой, мощи, силе и выносливости которого можно только удивляться, однако внешний вид его оставляет огромное поле для не самых тонких шуток. В экранизации комикса 2005 года Существо довелось играть Майклу Чиклису, и актер был обречен на настоящие мучения – костюм человека из камня был сделан не специалистами по компьютерной графике, а портными и гримерами, Чиклис наряжался в кошмарную оранжевую шубу, в которой было жарко, как в печи. Актер называл свою работу «седьмым кругом ада», но не только сумел вытерпеть съемки в оригинальной картине, но и согласился на участие в сиквеле. «Да, удовольствие от костюма было такое же, как от духовки в жаркий день, но я слишком люблю кино, чтобы отказываться от подобных предложений», – признается Майкл.
Роберт Дауни-младший
Начиная работу над «Железным человеком», в Marvel отдавали себе отчет в том, что придется много работать с графикой – никакой реальный костюм и грим не позволят достичь нужных для фильма результатов. Поэтому Роберту Дауни-младшему, исполнившему роль Тони Старка уже несколько раз, не приходится сидеть в жестяной банке в ожидании команды «Мотор!», актер носит на площадке что-то вроде каркаса игроков в американский футбол, на который потом накладывается графика. Впрочем, в первой ленте Дауни все-таки «затолкали» в тот первый прототип доспехов, который Старк сделал в афганском плену, и на актера это произвело большое впечатление. «Я тренировался перед съемками целый год и думал, что выдержу все, – вспоминает Роберт. – Но когда меня запечатали в костюм, я был на грани срыва. Я не страдаю клаустрофобией, однако после пары часов в этой одиночной камере я подумал: “Да пошло оно все к черту! Зовите дублеров!”»
Чарли Кокс
Супергерой Мэтт Мердок, более известный как Сорвиголова, в детстве потерял зрение и впоследствии всегда вынужден был опираться на слух и осязание. Это позволяло ему драться буквально с закрытыми глазами – изначально Сорвиголова вместо костюма носил свободного кроя штаны и рубаху, а на голову повязывал платок, скрывающий лицо. Такой костюм исполнителя роли Мердока в сериале Netflix Чарли Кокса вполне устраивал, а вот с переходом на специально изготовленную для Сорвиголовы броню начались проблемы – актер утратил свободу движений. По словам Кокса, в новом наряде ему не удавалось выполнить и десятой части того, что легко достигалось в свободной одежде, и никакие тренировки не помогали. В какой-то момент создателям шоу даже пришлось незаметно возвращать герою штаны более свободного покроя, а в «Защитниках» Мердок снова предстал перед зрителями в «гражданском».
Бен Аффлек
Только тот, кто носил настоящий костюм Бэтмена на съемочной площадке, может со всей ответственностью заявлять, насколько это «круто». Многим хотелось бы облачиться в доспехи «Летучей мыши», но Бен Аффлек, который сыграл Брюса Уэйна в «Бэтмене против Супермена», говорит о работе в наряде Темного рыцаря как о самой смешной и унизительной работе в мире. В отличие от Майкла Китона, Аффлеку почти не приходилось носить на себе громоздкие конструкции и резиновые накладки, наоборот, в большой мере фильм снимался с использованием технологии захвата движений, а потому актеру приходилось сниматься в специальном комбинезоне, который Аффлек прозвал «пижамой Бэтмена». «Вы не представляете, как это нелепо выглядело, а ведь мне нужно было чувствовать себя крутым и принимать героические позы во всем этом», – смеется актер.