У многих режиссёров за годы работы появляется свой яркий, легко отличимый стиль, который не перепутаешь ни с чьим другим. Отчасти из-за того, что они и истории снимают похожие — те, что им самим ближе и понятнее. Но бывает, случается так, что авторы, за которыми, казалось бы, уже закрепился определённый культурный образ, вдруг разрушают все стереотипы и выпускают кино совершенно себе не свойственное, открывают новые грани своего творчества. Сегодня мы вспоминаем о 10 режиссёрах, которые рискнули и сделали кино, которое от них никто не ждал.
Не пропустите телепремьеру киноадаптации всеми любимого диснеевского мультфильма «Аладдин» от Гая Ричи с харизматичным Уиллом Смитом в роли Джинна. Смотрите фильм впервые на российском телевидении в среду, 4 декабря, в 20:30 на телеканале «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!»).
Гай Ричи
Гай Ричи — режиссёр, за фильмами которого прочно закрепился вполне конкретный образ: мы привыкли, что он снимает криминальные комедии с до смешного закрученными сюжетами и динамичными диалогами о тонкостях бандитской профессии. Даже его «Меч короля Артура», снятый, казалось бы, совсем в другом сеттинге, все равно на деле оказался привычной для Гая историей о британской шпане, просто с поправкой на эпоху.
Тем страннее было, когда Disney пригласили режиссёра для постановки «Аладдина» — ремейка их анимационного мюзикла 1992 года. Конечно, и тут у Ричи была точка соприкосновения с историей — как ни крути, а сам Аладдин тоже вор и, следовательно, к криминалу отношение имеет. Но во всём остальном это полная противоположность его прошлым работам: добрый, красочный мюзикл, в который Гай тем не менее вдохнул привычную для себя бойкость и задор.
Мартин Скорсезе
Фильмография Скорсезе, конечно, не ограничивается гангстерскими драмами вроде «Славных парней» и «Казино», по которым его знает большинство: у него были и комедии («После работы»), и костюмированные исторические драмы («Эпоха невинности»), и даже один почти что психологический хоррор («Воскрешая мертвецов»). Но всё это, так или иначе, исключительно «взрослые» картины, представляющие очень пессимистичный взгляд на реальность и людей.
И потому решение Скорсезе в 2011 году снять детский фильм «Хранитель времени» у многих вызвало недоумение и, разумеется, любопытство. В этой эпической сказке и одновременно любовном послании раннему кинематографу (одним из ключевых персонажей в фильме является сам Жорж Мельес) действительно не так просто углядеть почерк режиссёра. Что совсем не плохо, а, напротив, доказывает его кинематографическую гибкость — которую оценили и академики: «Хранитель времени» получил 11 номинаций на «Оскар», из которых выиграл 5.
Тим Бёртон
Ещё один режиссёр, к которому прочно приклеилось конкретное амплуа, — Тим Бёртон, автор причудливых готических картин, в которых странное чувство юмора соседствует с макабрическими декорациями и эпатажными героями. В какой-то момент Бёртон настолько запутался в собственном стиле, что где-то ближе к «Мрачным теням» начал напоминать пародию на самого себя. И тогда он снял «Большие глаза» — фильм, доказывающий, что режиссёр спокойно себя чувствует и в рамках типичного академического байопика.
«Большие глаза» — фильм о художнице Маргарет Кин, чей муж Уолтер долгое время обманывал весь мир, выдавая её картины за свои. Вместо привычных Бёртону мрачных замков и тёмных лесов здесь залитый солнцем Сан-Франциско, вместо истории о монстрах, духах и оживших трупах — камерный сюжет о несправедливости, под конец перерастающий в судебную драму.
Дэнни Бойл
Сразу после сиквела «На игле» оскароносный Дэнни Бойл, к удивлению всех, взялся за чисто студийный проект — комедию Yesterday о незадачливом музыканте, который внезапно оказался в мире, где никто не помнит о существовании группы The Beatles. И который, естественно, решает этим пробелом в знании сограждан воспользоваться.
Сценарий Yesterday написал Ричард Кёртис, автор «Реальной любви», и это хорошо объясняет то, почему фильм совсем не выглядит как работа Бойла, склонного к суровым историям о жизни аутсайдеров. Но тем интереснее наблюдать, как стиль режиссёра, несмотря ни на что, пробивается в пространство картины — в странных ракурсах и бодром клиповом монтаже, которые Кёртису как постановщику совсем не свойственны.
Роланд Эммерих
Имя Роланда Эммериха — практически синоним «фильму-катастрофе». Все его главные работы — «День независимости», «Послезавтра», «2012», «Годзилла» — показывают масштабные разрушения Земли с невероятными для своих времён (да и сейчас неплохо сохранившимися) визуальными эффектами.
И всё же в 2011 году Эммерих отвлёкся от взрывов, унял на секунду свою гигантоманию и снял камерную костюмированную драму «Аноним», чей сюжет крутится вокруг «шекспировского вопроса»: так всё-таки существовал Уильям Шекспир или нет? Со скромным для себя бюджетом в 30 миллионов долларов, совсем без взрывов и глобальных катаклизмов, но со всё той же внимательностью к эстетике и кинематографической выразительности.
Кеннет Брана
Случай Кеннета Браны в каком-то смысле противоположен Эммериху. Брана, будучи заслуженным актёром и, как и всякий британский театрал, огромным поклонником Шекспира, начал режиссёрскую карьеру с экранизаций пьес великого классика: своим дебютом он снял «Генриха V» (и получил за него номинацию на «Оскар» как лучший режиссёр), затем были «Много шума из ничего» и, конечно, «Гамлет».
Вряд ли кто мог предположить, что в 2011-м Брана выпустит «Тора» — кинокомикс о скандинавском боге и одном из «Мстителей», которого изгнали из Асгарда на землю. Видимо, руководство Marvel решило, что у сюжета про противостояние двух наследников престола есть много общего с шекспировскими историями — не зря же в конце концов режиссёр заставлял бедного Криса Хемсворта на съёмках наизусть учить отрывки из пьес британского классика.
Майкл Бэй
Майкл Бэй — ходячий режиссёр-мем, которого за его любовь к красивым взрывам и американским флагам не пнул только ленивый. Вся его фильмография состоит из адреналиновых боевиков, где визуальная бомбастика стоит сильно выше сценария: и если в «Скале» или «Плохих парнях» это было к месту, то к последним «Трансформерам» начало утомлять даже самых ярых поклонников режиссёра.
Но и в его, казалось бы, монолитной фильмографии есть одно забавное исключение. Фильм с исковерканным локализаторами названием «Кровью и потом: Анаболики», который рассказывает реальную историю о том, как фитнес-тренер и два его не очень смышлёных подопечных решили совершить дерзкое похищение миллионера. Фильм намного более приземлённый, чем прошлое творчество Бэя, и к тому же неожиданно самоироничный: режиссёр здесь впервые открыто смеётся над собой, а единственный взрыв использует как шутку.
Дэвид Линч
Дэвид Линч — пожалуй, главный режиссёр-сюрреалист современности, чьи фильмы легко смотреть, но очень сложно понять. Тот же «Малхолланд драйв» даже с авторскими подсказками дешифровать затруднительно, а правильную интерпретацию «Головы-ластика», по словам Линча, ему так никто и не предложил. Но кроме умения писать запутанные энигматичные сюжеты у Дэвида явно есть и чувство юмора: в 1999 году он снял фильм с издевательским названием «Простая история», отлично понимая, что его имя ассоциируется со словами, прямо противоположными «простоте».
И ведь название не врёт: это действительно очень простая, безо всяких подвохов, история о старике, который отправляется проведать брата в другой штат верхом на газонокосилке. «Простая история» — тихий, милый и невероятно проникновенный фильм, совершенно на Линча не похожий, но снятый так же мастерски, как и все сюрреалистичные картины режиссёра.
Альфред Хичкок
За свою долгую карьеру, тянущуюся от эпохи немого кино, Альфред Хичкок снял более полусотни картин в совершенно разных жанрах: был у него и шпионский триллер «На север через северо-запад», и более бытовое «Окно во двор», психологический хоррор «Психо» и фильм-катастрофа «Птицы». Но всё же во всех его главных работах центральное место в сюжете занимала некая интрига, постоянное чувство опасности, саспенс.
«Неприятности с Гарри» же кино совершенно другого толка. Снятый Хичкоком между двумя культовыми детективами, «Поймать вора» и «Человек, который слишком много знал», этот фильм внезапно оказывается практически слэпстик-комедией об одном трупе, который доставляет жителям маленького городка кучу неприятностей. Сюжет, который в «Верёвке» режиссёр использовал бы для едкого социального комментария, тут становится всего лишь основой для шуток. Сам Хичкок этот фильм не сильно жаловал, но история рассудила иначе: сейчас «Неприятности с Гарри» — культовая комедия, которую любят не меньше других великих работ Альфреда.
Джордж Лукас
До прорыва со своими «Звёздными войнами» Джордж Лукас снял всего два фильма. Первый, научно-фантастический «THX 1138», вполне логично смотрится в контексте его фильмографии. А вот второй — не слишком.
«Американские граффити», которые Лукас снимал под патронажем самого Фрэнсиса Форда Копполы, — это бытовая история об одной ночи 1962 года и колоритном сборище молодых и дерзких, которые занимаются своими молодыми и дерзкими делами. Никаких космических масштабов и причудливых существ: только абсолютно человеческие истории о любви, дружбе и уходящей юности.
«Кинопремьера» – телеканал премьер и новинок мирового кинематографа. Всё самое лучшее, всё самое новое в мире отечественного и зарубежного кинопроката последних двух лет. То, что вы не успели посмотреть в кинотеатре, теперь доступно в удобное время у вас дома. Круглосуточное вещание без рекламы. Спрашивайте у операторов кабельного и спутникового телевидения в своем городе. Задать вопросы об условиях подключения можно здесь.