Ушел из жизни великий режиссер Эльдар Рязанов, но остались его картины – не только в истории кинематографа, но и в русском языке. В память о блистательном комедиографе мы вспомнили десять самых популярных цитат из фильмов Рязанова, ставших расхожими поговорками
«Тепленькая пошла!»
Эльдар Рязанов был выдающимся сценаристом, и он работал с талантливыми соавторами, однако не все крылатые фразы из его фильмов были придуманы за письменным столом. Так, вошедшие в поговорку слова пьяного Ипполита из «Иронии судьбы» родились совершенно случайно. Игравший этого персонажа Юрий Яковлев произнес их во время съемки, потому что из душа, под которым он стоял, в самом деле вдруг полилась теплая вода (ранее она в студийном павильоне была отключена, и актер «мылся» ледяной водой). Хотя Яковлев вышел из образа, Рязанову так понравился этот дубль, что режиссер включил его в картину.
«Я за машину родину продал!»
Внимательному сатирику не нужно специально искать темы для фильмов – они сами его находят. «Гараж» был написан на основе реальных событий, произошедших на заседании гаражно-строительного кооператива «Мосфильма», членом которого был Рязанов. Когда оказалось, что гаражей удастся построить меньше, чем планировалось, и что несколько пайщиков будут «обездолены», градус обсуждения зашкалил, и Рязанову оставалось лишь превратить увиденное и услышанное в один из самых печально-смешных фильмов советского кино. Интересно, был бы фильм еще смешнее, если бы его персонажами были, как в жизни, кинематографисты, а не сотрудники вымышленного НИИ? Впрочем, совершенство обычно улучшить невозможно…
«Свободу Юрию Деточкину!»
В основу «Берегись автомобиля» была положена популярная в 1960-х «городская легенда» о благородном преступнике, который угонял машины у взяточников и спекулянтов, продавал их и переводил деньги детским домам. Легенда эта была столь популярна, что Эльдар Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский поначалу были уверены, что такой человек действительно существовал. Однако милицейские консультанты убедили сценаристов, что «Юрий Деточкин» – народный вымысел. Кстати, сценарий одно время был забракован из страха, что люди в самом деле станут совершать такие преступления. Съемки начались лишь после того, как читатели одобрили повесть, которую Рязанов и Брагинский написали на основе сценария.
«Начальство надо знать в лицо!»
Комическое трио Трус, Балбес и Бывалый прочно ассоциируется с фильмами Леонида Гайдая. Однако в советском кино «копирайта» на них у режиссера не было, и потому Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов засветились и в картинах других постановщиков. В частности, у Эльдара Рязанова, где они снялись еще до появления на экране в «Операции “Ы”», их первом полнометражном фильме Гайдая (троица дебютировала в короткометражках). Ставшую поговоркой фразу «Начальство надо знать в лицо!» произносит персонаж Вицина.
«У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба»
Во время заседания кооператива, которое вдохновило «Гараж», Рязанов повел себя, как он считал, трусливо – промолчал и не заступился за тех, кого приговорили к исключению. В фильме свое поведение и свои самокритичные мысли режиссер «передал» профессору Смирновскому, одному из самых уважаемых персонажей в институтской табели о рангах. Рязанов хотел, чтобы этого героя сыграл Вячеслав Тихонов, но «Штирлиц» отказался от роли, так как счел, что столь антисоветскую картину не выпустят на экран. Действительно, фильм едва не был запрещен, но аккурат перед обсуждением его судьбы Брежнев заявил на пленуме ЦК КПСС, что надо безжалостно критиковать общественные недостатки. Запретить «Гараж» в такой ситуации значило бы пойти против партии.
«Ерунда. Бандитская пуля»
В те годы, когда Эльдар Рязанов работал над «Стариками-разбойниками», ему было лишь немного за 40, но «стариковские» проблемы со здоровьем у него уже начались. Попав в больницу, режиссер познакомился с пожилым мужчиной, который пожаловался Рязанову, что сослуживцы выгнали его на пенсию. Вдохновившись этой историей, постановщик придумал «Стариков-разбойников». Исполнитель главной роли Юрий Никулин играл своего персонажа в «седом» парике. Когда его экранная партнерша Ольга Аросева спросила его, почему он просто не перестал красить свои седеющие волосы, цирковой актер ответил, что клоун не может быть седым. Ведь если дети смеются над седым клоуном, то получается, что они смеются над старичком, а это аморально.
«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно»
«Карнавальная ночь» была дебютной постановкой Эльдара Рязанова. Все его подчиненные, кроме некоторых актеров, были более опытными специалистами, и начинающему режиссеру пришлось поначалу потратить немало сил, чтобы заставить группу ему подчиняться, а не просто действовать так, как они считали нужным. Однажды, например, оператор-постановщик без ведома Рязанова снял одну из сцен. Из-за подобных неурядиц фильм выбился за рамками бюджета, и на студии полагали, что картина выйдет бездарной. Рязанова не сняли с работы лишь потому, что никто не хотел его заменять в «безнадежном деле». Тем не менее фильм после выхода стал одним из главных советских новогодних хитов.
«Мафия бессмертна!»
«Невероятные приключения итальянцев в России» не задумывались как совместный проект. Эльдар Рязанов просто хотел поставить кино, вдохновленное душевными итальянскими комедиями 1950-х. Его затея изначально не была одобрена, но затем итальянский продюсер Дино ди Лаурентис задолжал «Мосфильму» кругленькую сумму из-за финансового провала поставленного Сергеем Бондарчуком «Ватерлоо» и предложил снять еще одно совместное кино, но теперь уже в беспроигрышном комедийном жанре. Именно по настоянию итальянцев в фильм были добавлены многочисленные трюки, которые Рязанов снимать отнюдь не рвался. Однако ради дружбы народов пришлось постараться. Вообще, режиссер был чрезвычайно недоволен сотрудничеством с итальянцами, поскольку те свели к минимуму съемки в Италии и наняли дешевых актеров, а не звезд, с которыми Рязанов надеялся поработать.
«Какая гадость эта ваша заливная рыба!»
Как это ни удивительно, «Ирония судьбы» была основана на реальной истории. Некий знакомый Рязанова и его соавтора Эмиля Брагинского как-то раз после бани напился и заснул в доме друзей, а те, тоже подшофе, «догадались» в качестве шутки погрузить бедолагу на поезд в Ленинград. Изначально Брагинский и Рязанов сочинили пьесу, а когда она стала популярной, соавторы переработали ее в сценарий. Поскольку текст был слишком длинным для односерийного фильма, а для двухсерийной кинокартины сюжет «Иронии судьбы» считался слишком мелким, Рязанову пришлось снимать телефильм. Что, как мы знаем, только помогло «Иронии» стать главным советским хитом «под оливье». Кстати, еда в кадре была настоящей, и заливная рыба действительно была невкусной. Барбара Брыльска, обычно очень любящая это блюдо, даже не стала его пробовать, когда увидела, как кривятся коллеги.
«Тебя посодют, а ты не воруй!»
Эльдар Рязанов видел «Берегись автомобиля» не комедией, а трагикомедией – печальной историей о человеке, который слишком хорош и наивен для окружающего его мира. Поэтому он пригласил на ведущие роли не комических, а драматических звезд, и поэтому он был недоволен тем, как Анатолий Папанов играет своего персонажа. Режиссер полагал, что этот герой получается слишком ярким и комичным – особенно когда он произносит придуманные самим Папановым фразы вроде «Тебя посодют, а ты не воруй!». Рязанов планировал переснять «неудачные» сцены, но руки до этого у него не дошли – и фильм только выиграл от папановской самодеятельности.