Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

10 лучших советских фильмов о космосе

В советские времена мы не только осваивали космос, но и снимали о нем фильмы, фантастические и реалистичные. Новый российский блокбастер «Время первых» продолжает советскую традицию

Добавить в закладки
Ключ на старт!

Кадр из фильма "Дознание пилота Пиркса"

Советско-польский фантастический фильм по мотивам рассказа Станислава Лема был снят на стыке двух ключевых жанровых тем – полетов в космос и искусственных интеллектов. В «Дознании» заглавный герой, опытный и уважаемый космонавт, должен оценить, могут ли разумные роботы быть членами космических экипажей. Для чистоты эксперимента герою не сообщают, кто из его подчиненных внутри металлический… Постановщик «Дознания» Марек Пестрак в дальнейшем снял популярнейшую в позднесоветском прокате польскую картину «Заклятие долины змей».

Кадр из фильма "Космический рейс"

Советское кино мечтало о космосе задолго до того, как наши люди начали летать на ракетах. В 1935 году режиссер Василий Журавлев поставил на студии «Мосфильм» немую ленту о полете на Луну в ракетоплане «Иосиф Сталин» (как еще он мог в то время называться?). В художественном отношении это была довольно примитивная постановка, но ее эффекты были весьма продвинутыми для своего времени, и они впечатлили многих зрителей. Те, кто видели это кино детьми, позднее стали инженерами и покорителями советского космоса. Консультантом «Рейса» был Константин Циолковский, знаменитый теоретик космонавтики.

Кадр из фильма "Большое космическое путешествие"

«Спокойно, Маша, я Дубровский» – откуда эти слова? Нет, не из пушкинского «Дубровского» и не из его советских экранизаций. Это цитата из подросткового фантастического фильма по сценарию Сергея Михалкова. В «Большом космическом путешествии» советские подростки отправляются в свой первый полет, и им приходится выживать без помощи взрослых. В конце фильма, правда, выясняется, что ребята никуда не летали и что это был наземный эксперимент. Но это все равно космическая история, потому что большинство героев на всем протяжении ленты искренне полагают, что им грозит смертельная опасность.

Кадр из фильма "Укрощение огня"

Советский кинематограф неоднократно обращался к теме советской космической истории, но больших успехов в этой области не добился. Лучшим фильмом этого направления считается двухсерийное «Укрощение огня» Даниила Храбровицкого. К сожалению, в то время история космонавтики еще во многом была секретной, а потому главный герой картины в исполнении Кирилла Лаврова был условным, собирательным образом советских ракетных конструкторов, а не живым портретом Сергея Королева. Тем не менее картина все равно получилась занятной и весьма популярной.

Кадр из фильма "Планета бурь"

Режиссерскую карьеру Питера Богдановича обычно начинают с драмы 1971 года «Последний киносеанс», которая принесла постановщику номинацию на «Оскар». Однако в реальности его первой работой была лента под названием «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968). Которая на самом деле была перемонтированной советской картиной Павла Клушанцева «Планета бурь». Богданович доснял несколько сцен с белокурыми красотками (какая же Венера без полуголых девушек!), заменил красные звезды на космолетах на американский символ, добавил закадровый текст… И превратил увлекательный советский триллер об исследовании Венеры (с участием робота, динозавров и природных катаклизмов) в кино, не задевающее национальную гордость американских зрителей. По крайней мере, спецэффекты Богданович оставил в неприкосновенности. Они у Клушанцева были на уровне мировых стандартов.

Кадр из фильма "Москва-Кассиопея"

Американские подростки в свое время умирали от зависти, когда видели своих ровесников на борту звездолета в сериале «Звездный путь: Новое поколение». Интересно, что бы с ними случилось, если бы они увидели советскую дилогию Ричарда Викторова, в которой вся команда космолета состояла из школьников? Объективно говоря, это был довольно глупый сюжетный ход (хотя бы пару взрослых космонавтов с ребятами надо было отправить). Но зато он позволил соединить бесшабашный юмор советских школьных комедий с пафосным приключенческим духом советского фантастического кино. Кроме того, всегда интересно смотреть, как из кризиса выпутываются люди, которые к нему не готовы. Потому что еще не успели повзрослеть.

Кадр из фильма "Через тернии к звездам"

Космические путешествия, клоны, сверхчеловеческие способности, дистанционное управление разумным существом, экологическая катастрофа, олигархическая диктатура, агрессивная биомасса… И все это в одном двухсерийном фильме, который смотрится как цельное повествование, а не как отрывочная энциклопедия фантастических тем. Замечательное достижение сценариста Кира Булычева (кажется, самого часто экранизировавшегося советского фантаста) и режиссера Ричарда Викторова, который снял всего три фантастических фильма – а кажется, что был целой эпохой нашей экранной фантастики.

Кадр из мультфильма "Тайна третьей планеты"

В то время как сериал «Гостья из будущего» перенес Алису Селезневу в СССР 1980-х, среднеметражный мультфильм «Тайна третьей планеты» показал героиню книг Кира Булычева в ее светлом будущем, когда земляне только и делают, что летают в космос и исследуют уникальные планеты. Обе экранные инкарнации Алисы стали исключительно популярны, и их с удовольствием вспоминают и цитируют до сих пор. Причем «Тайну» цитируют чаще. Режиссер мультфильма Роман Качанов также известен как создатель экранного «Чебурашки».

Кадр из фильма "Кин-Дза-Дза!"

Блестящая и остроумнейшая фантастическая сатира Георгия Данелии разошлась на цитаты, кажется, еще до того, как завершился ее прокат. Идея картины принадлежала известному итальянскому сценаристу Тонино Гуэрре. Он в шутку предложил Данелии снять кино, которое бы согревало зрителей долгими русскими зимами. Так родился замысел случайного путешествия землян на жаркую планету-пустыню, природу которой уничтожила экологическая катастрофа. Постепенно этот замысел развился в кино, которое мы все знаем наизусть и очень любим.

Кадр из фильма "Солярис"

Вы знаете, что «Солярис» Андрея Тарковского был второй экранизацией романа Станислава Лема? За четыре года до премьеры картины на московском Центральном телевидении был снят двухсерийный телеспектакль с Василием Лановым и Владимиром Этушем в главных ролях. Это были знаменитые актеры того времени, и мы знаем их и сейчас, а вот телевизионный «Солярис» помнят только те, кто глубоко изучает советское кино. В истории остался лишь вариант Тарковского, который был удостоен специального Гран-при жюри на фестивале в Каннах. Этот фильм считается одним из шедевров мировой философской и психологической фантастики. Действие ленты развивается во время попытки установить контакт с разумной планетой Солярис, которая находит весьма необычный способ достучаться до прилетевших к ней в гости людей.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?