В советские времена мы не только осваивали космос, но и снимали о нем фильмы, фантастические и реалистичные. Новый российский блокбастер «Время первых» продолжает советскую традицию
Советско-польский фантастический фильм по мотивам рассказа Станислава Лема был снят на стыке двух ключевых жанровых тем – полетов в космос и искусственных интеллектов. В «Дознании» заглавный герой, опытный и уважаемый космонавт, должен оценить, могут ли разумные роботы быть членами космических экипажей. Для чистоты эксперимента герою не сообщают, кто из его подчиненных внутри металлический… Постановщик «Дознания» Марек Пестрак в дальнейшем снял популярнейшую в позднесоветском прокате польскую картину «Заклятие долины змей».
Советское кино мечтало о космосе задолго до того, как наши люди начали летать на ракетах. В 1935 году режиссер Василий Журавлев поставил на студии «Мосфильм» немую ленту о полете на Луну в ракетоплане «Иосиф Сталин» (как еще он мог в то время называться?). В художественном отношении это была довольно примитивная постановка, но ее эффекты были весьма продвинутыми для своего времени, и они впечатлили многих зрителей. Те, кто видели это кино детьми, позднее стали инженерами и покорителями советского космоса. Консультантом «Рейса» был Константин Циолковский, знаменитый теоретик космонавтики.
«Спокойно, Маша, я Дубровский» – откуда эти слова? Нет, не из пушкинского «Дубровского» и не из его советских экранизаций. Это цитата из подросткового фантастического фильма по сценарию Сергея Михалкова. В «Большом космическом путешествии» советские подростки отправляются в свой первый полет, и им приходится выживать без помощи взрослых. В конце фильма, правда, выясняется, что ребята никуда не летали и что это был наземный эксперимент. Но это все равно космическая история, потому что большинство героев на всем протяжении ленты искренне полагают, что им грозит смертельная опасность.
Советский кинематограф неоднократно обращался к теме советской космической истории, но больших успехов в этой области не добился. Лучшим фильмом этого направления считается двухсерийное «Укрощение огня» Даниила Храбровицкого. К сожалению, в то время история космонавтики еще во многом была секретной, а потому главный герой картины в исполнении Кирилла Лаврова был условным, собирательным образом советских ракетных конструкторов, а не живым портретом Сергея Королева. Тем не менее картина все равно получилась занятной и весьма популярной.
Режиссерскую карьеру Питера Богдановича обычно начинают с драмы 1971 года «Последний киносеанс», которая принесла постановщику номинацию на «Оскар». Однако в реальности его первой работой была лента под названием «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968). Которая на самом деле была перемонтированной советской картиной Павла Клушанцева «Планета бурь». Богданович доснял несколько сцен с белокурыми красотками (какая же Венера без полуголых девушек!), заменил красные звезды на космолетах на американский символ, добавил закадровый текст… И превратил увлекательный советский триллер об исследовании Венеры (с участием робота, динозавров и природных катаклизмов) в кино, не задевающее национальную гордость американских зрителей. По крайней мере, спецэффекты Богданович оставил в неприкосновенности. Они у Клушанцева были на уровне мировых стандартов.
Американские подростки в свое время умирали от зависти, когда видели своих ровесников на борту звездолета в сериале «Звездный путь: Новое поколение». Интересно, что бы с ними случилось, если бы они увидели советскую дилогию Ричарда Викторова, в которой вся команда космолета состояла из школьников? Объективно говоря, это был довольно глупый сюжетный ход (хотя бы пару взрослых космонавтов с ребятами надо было отправить). Но зато он позволил соединить бесшабашный юмор советских школьных комедий с пафосным приключенческим духом советского фантастического кино. Кроме того, всегда интересно смотреть, как из кризиса выпутываются люди, которые к нему не готовы. Потому что еще не успели повзрослеть.
Космические путешествия, клоны, сверхчеловеческие способности, дистанционное управление разумным существом, экологическая катастрофа, олигархическая диктатура, агрессивная биомасса… И все это в одном двухсерийном фильме, который смотрится как цельное повествование, а не как отрывочная энциклопедия фантастических тем. Замечательное достижение сценариста Кира Булычева (кажется, самого часто экранизировавшегося советского фантаста) и режиссера Ричарда Викторова, который снял всего три фантастических фильма – а кажется, что был целой эпохой нашей экранной фантастики.
В то время как сериал «Гостья из будущего» перенес Алису Селезневу в СССР 1980-х, среднеметражный мультфильм «Тайна третьей планеты» показал героиню книг Кира Булычева в ее светлом будущем, когда земляне только и делают, что летают в космос и исследуют уникальные планеты. Обе экранные инкарнации Алисы стали исключительно популярны, и их с удовольствием вспоминают и цитируют до сих пор. Причем «Тайну» цитируют чаще. Режиссер мультфильма Роман Качанов также известен как создатель экранного «Чебурашки».
Блестящая и остроумнейшая фантастическая сатира Георгия Данелии разошлась на цитаты, кажется, еще до того, как завершился ее прокат. Идея картины принадлежала известному итальянскому сценаристу Тонино Гуэрре. Он в шутку предложил Данелии снять кино, которое бы согревало зрителей долгими русскими зимами. Так родился замысел случайного путешествия землян на жаркую планету-пустыню, природу которой уничтожила экологическая катастрофа. Постепенно этот замысел развился в кино, которое мы все знаем наизусть и очень любим.
Вы знаете, что «Солярис» Андрея Тарковского был второй экранизацией романа Станислава Лема? За четыре года до премьеры картины на московском Центральном телевидении был снят двухсерийный телеспектакль с Василием Лановым и Владимиром Этушем в главных ролях. Это были знаменитые актеры того времени, и мы знаем их и сейчас, а вот телевизионный «Солярис» помнят только те, кто глубоко изучает советское кино. В истории остался лишь вариант Тарковского, который был удостоен специального Гран-при жюри на фестивале в Каннах. Этот фильм считается одним из шедевров мировой философской и психологической фантастики. Действие ленты развивается во время попытки установить контакт с разумной планетой Солярис, которая находит весьма необычный способ достучаться до прилетевших к ней в гости людей.