Возрадуйтесь, смертные, кинотеатральные залы заполнил рев моторов четвертого фильма франшизы «Безумный Макс»! Реветь новому фильму есть от чего, с идеей этой картины режиссер Джордж Миллер носился четверть века
3 года
Сегодня принято рассказывать о том, как жестока была советская цензура и какой невыносимый идеологический прессинг испытывали режиссеры второй половины прошлого века, однако вот вам интересный пример – «Сталкер» Андрея Тарковского. Картина не только далека от любимого тогдашним руководством советского реализма, но еще и необыкновенно дорога для своего времени. К тому же на ее съемку ушло почти три года – Тарковский постоянно конфликтовал с операторами, трижды переснимал кино едва ли не с нуля, а сценарий переписывал и вовсе бессчетное количество раз. Бюджет ленты в итоге превысил миллион рублей – немыслимые для СССР цифры. Зато зрители получили настоящий метафизический шедевр.
4 года
Анимационный фильм – это вообще дело не самое быстрое, но творение режиссеров Фила Лорда и Криса Миллера вышло за рамки общепринятых производственных сроков даже для полнометражных мультфильмов. Идея ленты возникла у студии Warner еще в 2008 году, а к концу 2009-го команда аниматоров уже имела готовый сценарий, но «играть в LEGO на камеру» оказалось не так-то просто, в основном потому, что над скриптом пришлось работать дополнительно. Переработка сюжета и сопутствующие досъемки несколько остудили пыл студии, посчитавшей, что большого будущего у проекта нет, но Эммет и команда преодолели недоверие. «Все у нас прекрасно!» – после четырех лет работы звучит особенно ободряюще.
4 года
Нет в современном Голливуде большей проблемы, чем совмещение графиков съемок ведущих звезд актерского и режиссерского мастерства. Порой проектам приходится годами двигаться от даты к дате, чтобы только приступить к съемкам, совместив возможности участников процесса. Что делать, если в вашем фильме должно сняться не два востребованных актера, а два десятка? Разделить фильм на несколько независимых новелл и растянуть съемки на четыре года – так поступил со своим «Муви 43» Питер Фаррелли, выступивший в роли режиссера и продюсера комедийного киноальманаха. Чтобы воплотить в жизнь все сценарные задумки, съемочной группе пришлось четыре года переезжать с места на место ради трех-пяти дней на съемках с очередным актером-звездой. Ничего хорошего из этого не получилось, но опыт команда получила презабавный.
5 лет
Одна из самых распространенных причин кинематографического долгостроя – нехватка финансов, а съемки «Головы-ластика», в свою очередь, пожалуй, лучший пример того, как эту нехватку можно преодолеть, даже не имея большого режиссерского опыта. Дэвид Линч взялся за «Голову-ластик» в 1971 году, когда поступил учиться в Лос-Анджелесскую школу AFI. Студенческого гранта ему хватило всего на пару смен, а после дебютанту пришлось взяться за голову уже буквально – несколько следующих лет Линч и его друзья посвятили зарабатыванию средств для досъемки начатой истории, сам Дэвид, к примеру, развозил газеты. В итоге работа затянулась на пять долгих лет, но оно того стоило – «Ластик» стоит посмотреть хотя бы раз в жизни.
8 лет
Полнометражный мультфильм по мотивам сказки Шарля Перро «Спящая красавица» Уолт Дисней задумал еще в 1938 году, однако Вторая мировая война не позволила осуществиться планам продюсера – слишком много сил отнимало производство учебно-военных картин и агитационных мультяшек. Вернуться к «Красавице» удалось лишь в 1950-м, однако и ставки за это время выросли – классикой стала «Белоснежка и семь гномов», уже готова была «Золушка», последний этап прорисовки проходила «Алиса в Стране чудес». Все это накладывало на «Спящую красавицу» определенные требования: новая героиня должна отличаться от предшественниц, и проработка такой новой героини отняла у студии много времени и людских ресурсов. Восемь лет пролежала Аврора в своем сне, прежде чем зрители смогли пробудить ее аплодисментами в кинозалах.
9 лет
За двадцать шесть лет в эфире команда, придумывающая, рисующая, снимающая и выпускающая мультсериал «Симпсоны», казалось бы, должна была научиться выполнять свою работу с закрытыми глазами, но нет, каждое новое появление Гомера и его семьи – все еще тяжелое испытание, требующее концентрации. О полнометражном фильме о Симпсонах разговор повелся еще в 1997 году, но последующие девять лет оказались непростой дорогой – немало времени заняли переговоры с актерами озвучания, для картины было написано более 160 вариантов сценария (большая их часть затем получила свое воплощение в сериале), наконец, сама прорисовка отняла гораздо большее время, чем телевизионные двадцатиминутки. Девять лет – и почти полумиллиардные сборы!
10 лет
Свой долгострой случается и в Болливуде, где, казалось бы, производство кино не требует особенных размышлений – дерись, люби, танцуй. Одним из исключений в пулеметной очереди одинаковых мелодрам принято считать историческую драму «Великий Могол» режиссера К. Азифа. Еще в 1944 году постановщик начал присматриваться к истории царствования императора Акбара, но до съемок группа была допущена только в 1950-м. Далее последовали многократные превышения рамок бюджета, переписывания сценария (а с ним и хореографических номеров наверняка), кропотливая работа операторов (в съемке некоторых сцен использовалось 14 камер одновременно!) и тщательный подбор саундтрека. Результатом стал самый дорогой индийский фильм своего времени. Самый дорогой, но и самый любимый – более пятнадцати лет «Великий Могол» удерживал звание самой кассовой ленты Болливуда. Десять лет не пропали втуне.
10 лет
Признанный мастер компьютерных спецэффектов Джеймс Кэмерон неоднократно говорил о том, что его замыслы часто обгоняют технологии, а потому ему приходится «тормозить» свою фантазию, чтобы дождаться средств, способных ее реализовать на экране. Примерно так случилось и с главным на сегодня творением этого режиссера – фантастическим боевиком «Аватар». Полет на Пандору Кэмерон задумал еще в 1997 году, как только затопил «Титаник», но одно дело представлять космооперу в своем воображении, и совсем другое – перенести ее на экран. Последующие несколько лет ушли на разработку новых технологий съемки в 3D-формате, проработку языка На-Ви, совершенствование методик захвата движений актеров. Да, собственно съемки начались лишь в 2006 году, но предыдущую технологическую работу впустую потраченным временем назвать нельзя. Десять лет трудов принесли «Аватару» звание самой кассовой ленты в мире.
12 лет
Задумка режиссера Ричарда Линклейтера была сколь очевидно простой, столь и дерзко невыполнимой, как могло показаться, – снимать одних и тех же актеров в течение 12 лет по паре дней в год, пытаясь выстроить из этого какую-то историю. Зрителю, слава богу, для того чтобы узнать о ключевых событиях жизни главного героя «Отрочества» Мейсона, ждать дюжину лет не нужно, трехчасовая драма, в которой актер, играющий центрального персонажа, из мальчишки превращается в подростка, спрессовывает годы, дни, часы, секунды. Картина, кстати, не имела окончательного сценария, из года в год Линклейтер что-то переписывал, продвигал сюжет, мотивировал актеров и их героев. Критики экспериментальный фильм отметили шестью оскаровскими номинациями и призом Берлинского кинофестиваля лучшему режиссеру.
11 лет
Съемки драматического триллера «Рев» режиссера Ноэля Маршалла стали одной из самых драматичных страниц в истории Голливуда, и связано это не только и не столько с коммерческим крахом картины. Производство ленты затянулось на 11 лет, из которых основные съемки продлились около четырех лет. Связано это было с тем, что на площадке использовалось более ста опасных хищников, которые то и дело доставляли неприятности съемочной группе. За время съемок нападению львов подвергся едва не каждый из съемочной группы – Мелани Гриффит пришлось наложить 50 швов после атаки дикого животного, оператор Ян Де Бонт едва не лишился скальпа, режиссер был несколько раз весьма ощутимо покусан. Словно этого было недостаточно, место съемок в Южной Африке сначала подверглось атаке лесного пожара, а затем было смыто наводнением, убившим несколько львов. Проклятие, а не фильм.
13 лет
Если считать судьбу картины от момента появления идеи, то «Трудно быть богом» Алексея Германа мог бы стать самым «возрастным» фильмом в этом списке. О своем желании перенести роман братьев Стругацких на экраны режиссер заявил еще в 1968 году, но премьера фильма случилась лишь спустя 45 лет – в 2013 году. Впрочем, не станем заглядывать в те далекие времена, когда Герман еще только примерялся к тексту Стругацких, возьмем за точку начала отсчета съемки в Чехии, стартовавшие в 2000 году. Работа с камерой режиссера-перфекциониста завершилась только в 2006-м, а затем на шесть лет растянулся постпродакшен, который самому постановщику было не суждено пережить. Герман скончался в феврале 2013 года, широкому зрителю же картина была представлена лишь через год.
14 лет
Еще один азиатский представитель в нашем списке – индийская мелодрама «Куртизанка». Создание фильма Камала Амрохи сопровождало столько печальных событий, что кажется, будто каждый кадр этого музыкального фильма пропитан слезами. Задержка в производстве «Куртизанки» оказалась весьма банальной – у создателей закончились деньги, однако перерыв в работе прошел для ленты очень болезненно. Во-первых, за время простоя умерли композитор и оператор фильма. Во-вторых, в вынужденном перерыве случился развод режиссера с актрисой Миной Кумари, исполнявшей главную роль, а следовательно, и отношения на съемочной площадке, мягко говоря, изменились. Несколько актеров, наконец, просто не стали ожидать возобновления съемок и покинули проект в его тяжелые времена. Съемки, однако, были доведены до конца, а фильм стал культовым для индийской публики.
17 лет
Включение в данный список ленты «Кофе и сигареты» Джима Джармуша – это, безусловно, некоторый подлог с нашей стороны, однако все формальности нами соблюдены, лента действительно снималась 17 лет, пусть причиной этому и послужило то, что изначально набор короткометражек и не планировалось выпускать в формате полнометражного альманаха. Балансирующая на границе художественности и документальности лента, где актеры носят свои подлинные имена, а по их речи непонятно, читают ли они авторский текст или импровизируют, состоит из 11 новелл, первая из которых была снята еще в 1986 году. Никаких серьезных наград по сравнению с другими фильмами Джармуша «Кофе и сигареты» не добились, но в среде киноманов стали эталоном экранной болтовни, которую можно слушать бесконечно.
20 лет
Если Уолту Диснею пришлось прервать работу над «Спящей красавицей» ради помощи стране во Второй мировой войне, то Лени Рифеншталь в ее творческом порыве не смогли бы остановить даже все пушки мира. Еще в 1934 году начала Лени работу над музыкальной драмой «Низина», но приход к власти нацистов прервал ее романтическое настроение и на какое-то время сделал рупором эпохи, снимающим патриотические агитки, воспевающие фюрера и Рейх. Дружбу с Гитлером, впрочем, Рифеншталь успешно монетизировала, приступив к полноценным съемкам «Низины» уже в 1940-м. Война несколько раз заставила съемочную группу Рифеншталь сменить локации съемок, а затем наработки режиссера были конфискованы союзниками, оккупировавшими Берлин. Несмотря на это и потерю нескольких бобин пленки с уже отснятым материалом, Лени выпустила-таки фильм в 1954 году. Вот только время тогда было уже другое.
28 лет
Рекордсменом по длительности производственного процесса сегодня принято считать анимационную картину Ричарда Уильямса «Вор и сапожник», переработанную историю Ходжи Насреддина, которую автор начал снимать еще в 1964 году, а в свет выпустил лишь в 1992-м. Работать над «Вором и сапожником» Уильямс начал на собственной студии и трудился едва ли не в одиночку, в итоге к началу 80-х у него было готово не более 15 минут отснятого материала. Впрочем, эти несколько сцен сыграли большую роль – увидев их, Роберт Земекис пригласил Уильямса поработать в своем фильме «Кто подставил кролика Роджера», что позволило аниматору пополнить финансы собственного проекта. Увы, использовать этот шанс Ричард не смог, заключил ряд кабальных соглашений и в 1992 году утратил права над собственным еще не снятым фильмом. Студия Warner Bros., получившая контроль над материалом, фильм доделала своими силами и выпустила, невзирая на все попытки автора повлиять на прокатную судьбу детища. Двадцать восемь лет жизни и уплывшее из рук наследие – это вам не в офисе дэдлайны срывать.