Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

10 фильмов о женщинах на войне

Война – традиционно неженское занятие, и большинство фильмов о войне ставят в центр повествования мужчин. Большинство, но не все

Добавить в закладки
Неженское лицо

Кадр из фильма "Небесный тихоход"

Изучая советские военные фильмы, легко заметить, как меняется их тон по мере удаления от событий Великой Отечественной. Чем дольше временное расстояние, тем трагичнее полотно и тем чаще оно подчеркивает колоссальные жертвы, которые принесла наша страна, чтобы одержать победу. Напротив, в военные годы режиссеры стремились поднимать настроение сограждан, а не напоминать им о пережитых трагедиях. Поэтому выпущенный в 1945 году «Небесный тихоход» Семена Тимошенко – не драма, а почти что романтическая комедия о военных летчиках и военных летчицах, пилотирующих «ночные бомбардировщики» У-2, которые летали сравнительно медленно, но зато почти бесшумно. Благодаря этому они были ничуть не менее важны, чем куда более мощные и быстрые машины.

Кадр из фильма "Гусарская баллада"

Слышали анекдоты про поручика Ржевского? Они появились благодаря одной из самых популярных советских комедий, которая была поставлена Эльдаром Рязановым по мотивам пьесы Александра Гладкова «Давным-давно». Ржевский, впрочем, был лишь вторым главным героем фильма о войне 1812 года. Центральным персонажем картины была Шурочка Азарова, бойкая девушка из военной семьи, которая решила защитить Родину от французского вторжения и для этого переоделась в мужской военный мундир. Создатель пьесы всегда подчеркивал, что Азарова не была напрямую списана со знаменитой «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой. Но он также никогда не отрицал, что образ героини был вдохновлен воспоминаниями первой в русской армии женщины-офицера. Роль Шурочки стала кинодебютом Ларисы Голубкиной, будущей жены Андрея Миронова.

Кадр из фильма "Комиссар"

Александр Аскольдов принадлежит к числу тех немногих режиссеров, кто вошел в историю мирового кино, сняв за всю жизнь всего один фильм. Последнее, правда, случилось не по вине постановщика. Когда Аскольдов экранизировал рассказ Василия Гроссмана «В городе Бердичеве» и рассказал с экрана историю «непоколебимой» комиссарши, которая во время Гражданской войны рожает ребенка и впервые за многие годы чувствует себя женщиной, а не солдатом революции, картину буквально «зашикали» коллеги, а Аскольдова уволили со студии, исключили из партии и официально объявили профессионально непригодным. Фильм лег на полку, и его начали показывать лишь в конце 1980-х, когда стало ясно, что это одна из мощнейших психологических и политических драм за всю историю мирового кинематографа.

Кадр из фильма "А зори здесь тихие"

Когда Борис Васильев начинал писать вдохновленную реальными событиями повесть о маленьком отряде, который почти полностью погиб, но не пропустил в тыл немецких диверсантов, он собирался сделать главными героями мужчин. Однако он быстро осознал, что история будет пронзительнее и ярче, если шестью героями будут девушки-зенитчицы, которым по должности не полагалось отбивать наземные атаки. Кроме того, писатель хотел отдать должное женщинам, чье участие в войне часто оказывалось в тени мужских подвигов. Так родилась знаменитая книга, которую три года спустя Станислав Ростоцкий превратил в еще более популярный двухсерийный фильм. Также повесть Васильева была экранизирована в 2005 году китайским режиссером Мао Вэйнином (поскольку это был совместный проект, в нем играли российские актеры).

Кадр из фильма "Мужество в бою"

Как выявить по-настоящему удачные американские военные фильмы? Достаточно посмотреть, помогал ли авторам картины Пентагон. Если помогал, то это значит, что лента прославляет американских солдат и не затрагивает никаких больных тем. Если же продюсеры с Пентагоном договориться не смогли, то это значит, что их кино глубже и пронзительнее, чем у договорившихся конкурентов. «Храбрость под огнем» – именно такая лента, в которой вместо американских танков снимали британские боевые машины. А все потому, что картина описывает расследование инцидента времен «Бури в пустыне», в ходе которого в героической гибели женщины-офицера оказались виновны не только иракцы, но и ее сослуживцы-мужчины. Главную героиню ленты сыграла Мег Райан. Это был весьма необычный карьерный ход для актрисы, известной по романтическим комедиям.

Кадр из фильма "Жанна д'Арк"

Традиционно лучшим фильмом о Жанне д’Арк считается немая французская драма «Страсти Жанны д’Арк». Фильм Карла Теодора Драйера обязателен для просмотра в любой уважающей себя киношколе. Однако это влиятельнейшее полотно (шедевр использования крупных планов) изображает лишь суд над средневековой воительницей, а не ее предшествующие военные подвиги. Поэтому мы включили в наш перечень менее удачную, но зато более известную, более привычную для современного зрителя и более масштабную эпическую драму Люка Бессона, в которой главную роль исполнила его тогдашняя жена Милла Йовович. Порой говорят, что фильм не вполне получился, поскольку отношения между супругами в то время дали течь. Однако у Бессона было более существенное оправдание. В начале съемок картины погиб каскадер, и режиссер очень тяжело пережил смерть, за которую он отчасти был в ответе.

Кадр из фильма "Последние дни Софии Шолль"

Если война Жанны д’Арк была войной феодальных кланов, то Вторая мировая война была в значительной степени войной идей. Войной, которая велась не только огнем, но и словом. Поэтому немецкое кино в нашем перечне представляет картина Марка Ротемунда о последних днях германской антифашистки Софии Шолль и об ее противостоянии с «Левиафаном» нацистского государства. Героиня ни в кого не стреляет и никуда не передает никакие тайны, но все же она героически противостоит гитлеровцам, потому что открыто признает себя диссиденткой и не умоляет о пощаде. Картина была удостоена множества немецких кинонаград и номинирована на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».

Кадр из фильма "Черная книга"

Когда голливудская карьера Пола Верховена дала течь, он вернулся в родную Голландию и снял, возможно, лучший фильм в истории страны – эпопею о голландской красавице-еврейке, которая перекрашивает волосы, выдает себя за «арийку» и становится незаменимой шпионкой для местного Сопротивления. Подобно «Семнадцати мгновениям весны», «Черная книга» примечательна тем, что не изображает нацистов однородной злобной массой и что видит в борцах с нацизмом не только положительные стороны. Впрочем, в этом отношении Верховен куда откровеннее, чем Татьяна Лиознова. Его лента всем сестрам раздает по серьгам и выстраивает драматичное и непредсказуемое повествование. «Черная книга» была представлена Голландией на соискание «Оскара», но была не включена в номинацию.

Кадр из фильма "В краю крови и меда"

Пожалуй, трудно найти в истории более бессмысленные войны, чем те, которые закипели после распада СССР и Югославии. Люди, еще недавно жившие душа в душу, ополчились друг против друга из-за искусственно раздутых противоречий и ничего не добились, кроме жестоких кровопролитий. Режиссерский дебют Анджелины Джоли превосходно дает это почувствовать. Картина изображает отношения сербского офицера и боснийской женщины, которые могли бы стать обычной романтической парой, если бы не началась Боснийская война. Роман между героями, правда, все равно начинается, но война ни на секунду не дает им забыть об их национальностях и о кровавых границах, разделивших их несчастные народы.

Кадр из фильма "Цветы войны"

Когда в страну приходит война, героями порой становятся те, от кого этого не ждут даже они сами. Кто мог предположить, что во время японского вторжения в Китай в начале Второй мировой войны героями могут оказаться китайские «публичные женщины»? Однако именно такую историю рассказывает военная драма Чжана Имоу, посвященная так называемой «Нанкинской резне», кошмарной расправе японских солдат над жителями Нанкина, тогдашней столицы Китая. В «Цветах войны» проститутки, укрывшиеся в католическом монастыре, подменяют юных воспитанниц заведения, чтобы спасти их от изнасилования и, вероятно, жестокого убийства. Чтобы картину заметили на Западе не только профессиональные критики, режиссер отдал главную мужскую роль Кристиану Бейлу.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?