Многие знаменитые постановщики лишь изредка заходят в мир странного кино. Кто отдал должное этому направлению искусства?
В фильмографии голливудского классика Фрэнсиса Форда Копполы есть несколько сюрных лент, но ни одна из них не обошла по странности «реалистичную» сентиментальную трагикомедию «Джек». В этом фильме Робин Уильямс сыграл маленького мальчика, который из-за редкого заболевания выглядит как сорокалетний мужчина и часто испытывает взрослые чувства. Хотя сценарий был вдохновлен реальным генетическим отклонением, фильм получился не имеющим никакого отношения к медицине и совершенно бредовым. Снятый на схожую тему «Большой» Пенни Маршалл был куда удачнее, успешнее и логичнее.
Какой вестерн снял с собой в главной роли Клинт Иствуд, когда начал не только сниматься в кино, но и ставить его? Весьма нестандартный. По крайней мере, с точки зрения жанрового мейнстрима. «Наездник с высоких равнин» – сверхъестественная история об убитом федеральном агенте, который возвращается из мертвых и принимает новый облик, чтобы убить прикончивших его бандитов и отомстить жителям города на Диком Западе, которые были пособниками убийства. Это картина, где герой Иствуда в самом начале действия насилует женщину и в дальнейшем издевается почти над всеми, кто подворачивается ему под руку. Лента получилась столь жесткой и необычной, что ее ныне причисляют к классике «нетипичного вестерна».
Сняв в советские времена такие знаменитые картины, как школьная драма «Розыгрыш», мелодрама «Москва слезам не верит» и романтическая комедия «Любовь и голуби», Владимир Меньшов в разгар 1990-х отметился безумным фарсом, где в центре событий находятся выросшие в разных семьях братья-близнецы – уголовник-аферист, знаменитый дирижер, борец за права цыган… Несмотря на царящий в кадре хаос, «Ширли-мырли» – одна из самых смотрибельных постсоветских лент, и ее до сих пор регулярно показывают по ТВ. Фраза из фильма про «деревянные члены» уже в наше время стала популярным интернет-мемом.
Сделав себе имя на своеобразных, но сравнительно вменяемых сентиментальных хоррорах, М. Найт Шьямалан решил экранизировать сказку, которую он сочинил для своих дочерей. Так родилась «Девушка из воды» – история об обитателях жилого комплекса, которые должны защитить потустороннюю водяную нимфу от похожего на волка монстра с травой вместо шерсти. Чтобы сделать ленту максимально причудливой, Шьямалан придумал множество эксцентричных магических правил и вписал в сюжет кинокритика, комментирующего происходящее. Сам Шьямалан сыграл великого писателя, чья книга должна в будущем изменить мир к лучшему. Режиссер надеялся впечатлить зрителей своей фантазией, но вместо этого «Девушка из воды» была осмеяна как несуразное кино, которое смотрится как комедия, хотя снималось как драма.
В прошлом году создатель «Черного лебедя» и «Реквиема по мечте» Даррен Аронофски выпустил эксцентричную и пугающую метафорическую интерпретацию Библии под названием «мама!». Однако высшим достижением Аронофски в мире странного кино осталась его дебютная полнометражная лента «Пи». В ней рассказывалось об одержимом математике-затворнике, который с помощью компьютера выводит некое число, возможно, являющееся истинным именем Бога в иудейской традиции. Картина обошлась всего в 60 тысяч долларов, но она сделала Аронофски знаменитостью среди артхаусных постановщиков.
Мэтр видеоклипов и будущий постановщик «Адаптации» и «Она» Спайк Джонз начал режиссерскую карьеру в большом кино с причудливейшей картины «Быть Джоном Малковичем». Она рассказывала о людях, которые получили возможность проникать в сознание актера Джона Малковича и на 15 минут становиться его «кукловодом». Картина привлекла внимание не только к Джонзу, но и к сценаристу Чарли Кауфману, который за «Быть Джоном Малковичем» удостоился номинации на «Оскар». Интересно, что создатели фильма с самого начала были уверены, что ключевую роль должен сыграть Джон Малкович. Они не видели никого другого в качестве заглавной знаменитости.
Устав снимать романтические драмы и триллеры вроде «9½ недель» и «Рокового влечения», британский голливудец Эдриан Лайн снял сюрный психологический хоррор об американском солдате Вьетнамской войны, которого посещают пугающие и причудливые видения. Картина была вдохновлена религиозной литературой и ночным кошмаром, который однажды увидел и запомнил сценарист Брюс Джоэл Рубин. «Лестница Иакова» не была особенно успешна в прокате, но она стала культовым хитом и вдохновила множество позднейших хорроров – как в кино, так и в мире видеоигр. В частности, игровой цикл Silent Hill многим обязан ленте Лайна.
Проведя значительную часть своей творческой жизни в мире причудливой и ужасающей фантастики, Дэвид Кроненберг добился наибольшего художественного успеха, когда снял «глючную» картину «Видеодром». Лента рассказывала о том, как телевещание и видеозаписи проникают в человека и перепрограммируют его, приводят к зомбированию и мутации. Картина стала культовым хитом, и ее до сих пор с готовностью вспоминают, когда рассуждают о техно-сюрреализме.
Пятикратный британский номинант «Оскара» Джон Бурмен преимущественно известен благодаря социальному хоррор-триллеру «Избавление», трагикомедии о детстве во время войны «Надежда и слава» и эпическому фэнтези о короле Артуре «Экскалибур». Однако Бурмен также поставил нелепейшую постапокалиптическую антиутопию «Зардоз», в которой Шон Коннери разгуливал в высоких ботфортах и красных трусах и общался с огромной летающей каменной головой. Это, кстати, далеко не самая невменяемая часть постановки, которую Бурмен придумал, когда не смог найти деньги на экранизацию «Властелина Колец».
Почти все творчество Дэвида Линча в той или иной степени странно, начиная с его дебюта «Голова-ластик» и кончая перевернувшим телевидение сериалом «Твин Пикс». Но среди этой россыпи драгоценностей есть огромный бриллиант – последняя на настоящее время кинолента режиссера «Внутренняя империя». Это настолько сюрная постановка, что она практически не поддается описанию. Можно сказать, что главная героиня фильма – актриса, которая пытается вернуться на голливудский олимп, но это мало что сообщит вам о ленте, где, например, существенную сюжетную роль играет семья антропоморфных кроликов. Некоторые критики называют «Империю» одним из лучших фильмов XXI века, в то время как другие находят ленту попросту невменяемой.