Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Раньше было лучше? 20 главных фильмов 2003 года

Подходит время подводить итоги года, и в воздухе опять витает убеждение, что кинематограф «обнищал», фестивальные награды потеряли престиж, а блокбастеры захлебнулись в самоповторах. Мы в редакции Film.ru решили проверить, так ли это, и повернуть время вспять. Весь декабрь мы будем вспоминать главные фильмы 1983, 1993, 2003 и 2013 годов, чтобы отследить тенденции и трансформации в кинематографе и ответить на сакраментальный вопрос: раньше и правда было лучше? 

Добавить в закладки
Раньше было лучше? 20 главных фильмов 2003 года

ЧЕМ ЗАПОМНИЛСЯ 2003 ГОД?

После террористических актов 11 сентября 2001 года администрация Джорджа Буша объявила войну на Ближнем Востоке. Доллар колебался в пределах 29-32 рублей, евро — 33-36 рублей. По делу «Юкоса» был арестован самые богатый человек России Михаил Ходорковский* (*внесен в реестр иноагентов). Другой миллиардер, Роман Абрамович, купил английский футбольный клуб «Челси». В Европе стояло самое жаркое лето за последние 500 лет, полыхали лесные пожары. Губернатором Калифорнии стал Арнольд Шварценеггер. На Красной площади прошёл концерт Пола Маккартни. Первые места в мировых музыкальных чартах занимали 50 Cent, R. Kelly, Sean Paul, Beyoncé и Jay-Z, у нас — Дима Билан и «ВИА ГРА». Появилось первое массовое развлечение XXI века — флешмоб: в Нью-Йорке в магазине мебели 150 человек из так называемого «общества свободных отношений» просили ковёр для любви (на ковре действительно было написано слово LOVE), а 300 человек поклонялись динозавру в магазине игрушек. Первый российский флешмоб — 20 москвичей аплодировали у фонтана в центре ГУМа. Копилку мемов пополнили «толстый китайский мальчик», «Анджелина Джоли смеется», «патихард» и «британские учёные». 

На малых экранах дебютировали «Смешарики». После одного сезона закрыли «Светлячка», начали выходить в эфир «Холм одного дерева», «Части тела», «Два с половиной человека» и «Задержка в развитии». А в кино зрители отправились на первую часть дилогии «Убить Билла», провожали со слезами «Властелина колец» и даже не представляли, какая судьба уготована «Комнате» Томми Вайсо.

ТРИУМФАТОРЫ 2003 ГОДА

«ЗОЛОТОЙ МЕДВЕДЬ» БЕРЛИНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Кадр из фильма «В этом мире»

Кадр из фильма «В этом мире»

В начале 2000-х Майкл Уинтерботтом был одним из самых модных европейских режиссёров, а фильмы постановщика регулярно участвовали в престижных фестивалях. Последние лет 15 британский автор снимает проходные трэвел-комедии со Стивом КуганомПоездка в Италию», «Поездка в Испанию» и «Поездка в Грецию») или откровенно неудачные проекты («Лицо ангела» и «Гость на свадьбе»). Если оглянуться назад, то победа на Берлинале «В этом мире» Уинтерботтома кажется большой сенсацией. Фильм соперничал с «Адаптацией» Спайка Джонса, «Героем» Чжана Имоу, «Гуд бай, Ленин!» Вольфганга Беккера, «Часами» Стивена Долдри и «Жизнью Дэвида Гейла» Алана Паркера. Конкурс в 2003-м собрался сильнейший, сейчас подобной основной программы на Берлинском фестивале не встретишь. 

«В этом мире» — парадокументальная драма о двух афганских беженцах из лагеря в Пакистане, которые отправляются в опасный путь до Лондона в поисках лучшей жизни. Подростки Джамаль Удин Тораби и Энайатулла сыграли сами себя. Награждение «В этом мире», фильма с непрофессиональными актёрами, гуманистического, посвященного важной социальной проблеме, характерно для Берлинале. Что сегодня, что 20 лет назад политически заточенный смотр отдает предпочтение программным драмам. 

«ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ» КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Эрик Дейлен в роли Эрика на кадре из фильма «Слон»

Эрик Дейлен в роли Эрика на кадре из фильма «Слон»

Каннский конкурс 2003 года нельзя назвать исключительным, но и неудачным признать не получится. «Догвилль» Ларса фон Триера, «Таинственная река» Клинта Иствуда, «Отец и сын» Александра Сокурова, «Нашествие варваров» Дени Аркана, «Бассейн» Франсуа Озона и «Отчуждение» Нури Бильге Джейлана — вполне достойные соперники «Слона» Гаса Ван Сента. Драма получила «Золотую пальмовую ветвь», а американский постановщик удостоился приза за лучшую режиссуру. 

Фильм поделён на несколько глав, названных по именам школьников из ничем не примечательного учебного заведения. Пока одни ученики бегают на тренировке и проявляют снимки в фотолаборатории, другие покупают оружие в Интернете и готовят нападение. Мы видим одни и те же случайные встречи с разных точек зрения. Ван Сент никак не накаляет обстановку с приближением трагической развязки, а лишь отрешённо фиксирует реальность. Сценарий «Слона» во многом отталкивается от стрельбы в старшей школе «Колумбайн», случившейся в 1999 году. Главные роли исполняют обычные школьники из родного для режиссёра Портленда. 

Ретроспективно «Слона» можно воспринимать как ответ документальному «Боулингу для Колумбины» Майкла Мура, вышедшему за год до игрового фильма Ван Сента. Если в неигровой картине режиссёр пытается отыскать причины шутингов и связывает трагедии в школе с доступностью оружия и агрессивной внешней политикой США, то в победившей в Каннах драме никаких вердиктов не выносится, страшная проблема с уважением к жертвам просто называется по имени.

«ЗОЛОТОЙ ЛЕВ» ВЕНЕЦИАНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Константин Лавроненко в роли Отца на кадре из фильма «Возвращение»

Константин Лавроненко в роли Отца на кадре из фильма «Возвращение»

Победителем Венецианского фестиваля стала дебютная драма Андрея Звягинцева «Возвращение». Прежде на Мостре россияне побеждали лишь раз — «Золотого льва» удостоилось «Иваново детство» Андрея Тарковского, тоже дебютное кино. Нельзя сказать, что в тот год в Венеции собрался особенный конкурс, но «Возвращение» одолело «21 грамм» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Прибежище дракона» Цай Минляна и «Затойчи» Такеши Китано. 

Братья Андрей (Владимир Гарин) и Иван (Иван Добронравов) знали родного отца только по фотографиям, поскольку родитель ушёл из семьи 12 лет назад. Внезапно на пороге дома появляется человек (Константин Лавроненко), который представляется папой мальчиков и зовёт сыновей в поход по Ленинградской области, желая узнать Ивана и Андрея поближе. «Возвращение» относится к раннему притчевому периоду творчества Звягинцева. Начиная с «Елены» постановщик переходит на реалистичные драмы о современной России. В истории множество недосказанностей, что создаёт на экране дополнительное напряжение.

«ОСКАР» ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ

Вигго Мортенсен в роли Арагорна на кадре из фильма «Властелин колец: Возвращение короля»

Вигго Мортенсен в роли Арагорна на кадре из фильма «Властелин колец: Возвращение короля»

«Возвращение короля» стало эпическим завершением фэнтезийной трилогии Питера Джексона и, вероятно, главным фильмом 2003 года — это подтверждает и рекордное количество «Оскаров», и абсолютно невероятные по своим масштабам прокатные показатели: при бюджете в 94 млн долларов картине удалось собрать более миллиарда. Именно «Возвращение короля» в свое время установило новый стандарт для блокбастеров — студийные продюсеры наконец-то поняли, что по-настоящему хорошее кино никогда не испугает зрителей растянутым хронометражем. Сейчас картины продолжительностью 200 и более минут стали если не нормой, то достаточно распространенным явлением на большом экране. Жанровые ленты не так часто становятся лауреатами в категории «лучший фильм», однако в случае детища Питера Джексона решение выглядит абсолютно оправданным и 20 лет спустя. Самоотверженная преданность режиссера оригинальному тексту, невероятные декорации и съемочная команда из 3000 человек (не считая 20 000 массовки) — все это делает «Возвращение короля» не просто великим фильмом, а настоящим поп-культурным феноменом, на который будут равняться через десятилетия и даже века.

САМЫЙ КАССОВЫЙ ФИЛЬМ ГОДА

Кадр из анимационного фильма «В поисках Немо»

Кадр из анимационного фильма «В поисках Немо»

Звание самого кассового фильма 2003 года безапелляционно уходит к завершению трилогии «Властелин колец», однако анимационный шедевр студии Pixar «В поисках Немо» от режиссера Эндрю Стэнтона не так далеко ушел от «Возвращения короля» — при бюджете в 94 млн долларов картина собрала более 940 млн в международном прокате. Трогательная история об отце, потерявшем единственного сына где-то в бескрайних просторах океана, стала первым большим коммерческим успехом Pixar, которые к тому моменту еще даже не вошли в состав студийного гиганта Disney. Для примера: первая «История игрушек» и даже «Корпорация монстров» могут похвастаться куда более скромными сборами — 373 и 577 млн долларов. Кассовый рекорд «В поисках Немо» удалось побить лишь «Истории игрушек 3» в 2010 году. Впрочем, оба мультфильма в свое время разбили достаточно зрительских сердец, причем в случае с «В поисках Немо» основной удар пришелся скорее по озабоченным взрослым, которые то и дело боятся расстаться с любимыми детьми.

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ ПО МНЕНИЮ КРИТИКОВ 

Шон Пенн в роли Джимми Маркума на кадре из фильма «Таинственная река»

Шон Пенн в роли Джимми Маркума на кадре из фильма «Таинственная река»

Одним из триумфаторов 2003 года также стала «Таинственная река» Клинта Иствуда, в основу которой лег одноименный роман Денниса Лихейна («Остров проклятых»). Спустя годы запутанная история расследования убийства 19-летней девушки определенно затерялась среди других, более громких картин Иствуда, вышедших в десятые и нулевые годы: «Малышка на миллион», «Подмена», «Гран Торино», «Чудо на Гудзоне». И это несмотря на участие таких актеров, как Тим Роббинс, Шон Пенн, Кевин Бейкон и Лоуренс Фишборн. Даже о «Мостах округа Мэдисон» как будто вспоминают чаще. Впрочем, отсутствие «Таинственной реки» в памяти мирового кинематографа не мешает ленте оставаться качественным и крайне интригующим криминальным триллером, который способен заткнуть за пояс большинство новинок в жанре. 

Джонни Депп в роли Капитана Джека Воробья на кадре из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины»

Джонни Депп в роли Капитана Джека Воробья на кадре из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины»

Приключенческий экшен режиссера Гора Вербински — единственный блокбастер 2003 года, который имел силы и возможности побороться с детищем Питера Джексона в мировом прокате. И все же покачнуть первенство «Возвращения короля» Вербински так и не удалось. Зато в последующие годы «Пиратам Карибского моря» определенно было где развернуться, пусть и основной успех франшизы всегда держался на добром имени Джека Воробья. 

Говорить о «Черной жемчужине» и франшизе в целом в отрыве от имени Джонни Деппа просто невозможно. В свое время именно «Пираты» перезапустили карьеру актера, долгие годы пребывавшего на ставке главной музы Тима Бёртона. Впрочем, подчеркнуто экспрессивный образ Джека Воробья едва ли чем-то качественно отличается от того же Эдварда Руки-ножницы или Икабода Крейна из «Сонной лощины». Сменились декорации, гонорары и, вероятно, охват зрительской аудитории, но Джонни Депп, по сути, остался тем же. Его опыт в независимом кино внезапно отлично сработал и в стандартном студийном блокбастере. Еще более примечателен тот факт, что первые «Пираты Карибского моря», как и «Возвращение короля», смогли объединить любовь критиков и зрителей.

Николь Кидман в роли Грэйс Маргарет на кадре из фильма «Догвилль»

Николь Кидман в роли Грэйс Маргарет на кадре из фильма «Догвилль»

«Догвилль» остался без наград на Каннском фестивале, но уверенно вошёл в число самых радикальных киноэкспериментов XXI века. В фильме почти отсутствуют декорации, актёры ходят по театральной сцене, а улицы и дома размечены на полу мелом. В «Догвилле» фон Триер переносит в кино принципы эпического театра Бертольда Брехта. Время действие — 1930-е годы, Великая депрессия. 

Молодая Грейс (Николь Кидман) убегает от гангстеров и полиции и прячется в затерянном среди Скалистых гор Догвилле. В городке два-три десятка обитателей. Поначалу Грейс нанимают на мелкие работы и встречают скорее радушно, но потом под угрозами выдачи преследователям жители насилуют чужачку и сажают на цепь. «Догвилль» открывает трилогию «США — страна возможностей», правда, последняя часть — «Вашингтон» — так и не была снята. Датский постановщик в намеренно условном мире наглядно показывает, куда сегодня пришли человеческие идеалы. Ни идеи христианства, ни американская мечта, кажется, больше не действуют. Остаются только законы рынка: кому что выгодно и за какую цену. «Догвилль» уверенно прошёл проверку временем и за 20 лет нисколько не утратил актуальности.

Чхве Мин Сик в роли Даэ‑Су О на кадре из фильма «Олдбой»

Чхве Мин Сик в роли Даэ‑Су О на кадре из фильма «Олдбой»

«Олдбой» — важнейшее для Южной Кореи кино. После Гран-при Канн картина стала международным хитом и заставила обратить внимание на кинематограф азиатской страны. Может быть, без успеха «Олдбоя» не было бы триумфа «Паразитов» и сегодняшней моды на корейские фильмы.

В 1988 году неизвестные заточают мелкого бизнесмена-пьянчугу О Дэ-су (Чхве Мин-сик) на 15 лет в частную тюрьму. Заключённый питается одними пельменями, смотрит в телевизор или в стену и постепенно теряет человеческий облик. В 2003-м, когда О неожиданно выпускают, бывший предприниматель, с одной стороны, хочет отомстить неизвестному обидчику, а с другой — докопаться до причин заточения. В результате правда оказывается страшнее всего. «Олдбой» соединяет устоявшийся киножанр фильмов о мести с сюжетом древнегреческой трагедии. Отдельные эффектные сцены — поедание живого осьминога, бой с молотком и развязка — навсегда остаются со зрителями.

Ума Турман в роли Беатрикс Киддо  на кадре из фильма «Убить Билла»

Ума Турман в роли Беатрикс Киддо  на кадре из фильма «Убить Билла»

В 2003-м в кино тема мести была особенно популярна. До «Олдбоя» на экраны вышла первая часть дилогии Квентина Тарантино «Убить Билла». Если в 1990-е американский автор был законодателем мод, то в следующем десятилетии, пользуясь громким именем, реализовывал давние мечты. «Убить Билла» — сплав лихих гонконгских боевиков, немногословных вестернов и классических самурайских фильмов. Беременной наёмной убийце по кличке Чёрная Мамба (Ума Турман) пустили пулю в голову во время бракосочетания в церкви. Все гости и жених убиты. Проведя четыре года в коме, Чёрная Мамба приходит в себя и начинает мстить всем, кто лишил невесту семьи и будущего. Наемница знает, что за резнёй стоит её бывший, Билл (Дэвид Кэррадайн). 

«Убить Билла» — по меркам Тарантино драматургически простое кино. На сей раз автор концентрируется исключительно на экшене и вычленяет всё лишнее. Фильм превращается в увлекательнейший головокружительный файтинг, от которого захватывает дух. Годом позже вышло продолжение — «Убить Билла 2», но всё же и зрители, и критики больше любят первую часть дилогии.

Скарлетт Йоханссон в роли Шарлотты на кадре из фильма «Трудности перевода»

Скарлетт Йоханссон в роли Шарлотты на кадре из фильма «Трудности перевода»

На фоне массовой зрительской и критической любви к «Властелину колец», «Олдбою» и «Убить Билла» абсолютно беспрецедентным кажется триумф «Трудностей перевода» — маленького фильма Софии Копполы, рефлексирующего на тему тоски и одиночества в большом городе. Победа тихой, опустошающей своим безмолвием драмы в категории «лучший сценарий» на «Оскаре» кажется шуткой судьбы. Тем не менее признание киноакадемиков поставило новую точку отсчета в карьере самой Копполы, ставшей одной из немногих женщин в индустрии, удостоенных такой почетной награды. Сама Коппола неоднократно намекала на автобиографичность сюжета фильма, в основу которого легли ее отношения с другим кинематографистом, Спайком Джонзом. Но с вершины прожитых лет «Трудности перевода» кажутся лентой не сколько о связи с любимым мужчиной, сколько об отношениях с отцом, титаническая фигура которого долгое время лежала тенью на любом творческом начале Копполы. 

Кадр из фильма «Коктебель»

Кадр из фильма «Коктебель»

2003-й был богат на запоминающиеся российские дебюты. Помимо Звягинцева первую совместную работу сняли Борис Хлебников и Алексей Попогребский. Позднее постановщики стали работать порознь, но обоих причисляли к сформировавшемуся в нулевые течению «новых тихих». «Коктебель» — классический пример направления. 

После смерти жены и матери безымянные отец (Игорь Черневич) и сын (Глеб Пускепалис) отправляются в путь из Москвы в Коктебель. Скорбящий муж пропил квартиру в столице, так что прошлого нет, а надежда на будущее связана с посёлком на берегу Чёрного моря. Отец с сыном то идут пешком, то едут на товарном поезде, то подсаживаются к дальнобойщику. Денег нет, так что приходится браться за любую работу. Коктебель становится метафорой нового начала, возможности счастья. Длинные планы, серость, бессобытийность — приметы фильмов «новых тихих» вроде «Охотника» Бакура Бакурадзе, «Волчка» Василия Сигарева, «977» Николая Хомерики и «России 88» Павла Бардина. Главными героями становятся неприкаянные люди, ищущие себе место до сих пор.

ЭТО ПРОВАЛ!

Томми Вайсо в роли Джонни на кадре из фильма «Комната»

Томми Вайсо в роли Джонни на кадре из фильма «Комната»

2003 год также стал точкой отсчета для «Комнаты» Томми Вайсо — знаменитой романтической драмы из категории «так плохо, что даже хорошо». Культовый статус и любовь поклонников к противоречивому творчеству Вайсо пришли далеко не сразу. В 2003-м «Комната», которую на протяжении двух недель крутили лос-анджелесских кинотеатрах Laemmle, худо-бедно заработала всего 2000 долларов. При этом большая часть зрителей требовала вернуть деньги за потраченный билет после показа. Критики «Комнату» также безжалостно разнесли — фильм ругали за откровенно слабый сценарий, отвратительную актерскую игру и музыку, называя чуть ли не худшей картиной за всю историю кинематографа. Забавно, что «Комната» оказалась настолько непримечательна и откровенно плоха, что даже организаторы «Золотой малины» отказались ее пиарить. Еще более забавно, что спустя два десятка лет дебютная работа Вайсо превратилась в настоящее культурное событие — со своим собственным кругом почитателей и набором флешмобов.

В ТЕНИ ТРИУМФАТОРОВ

Сон Кан Хо  на кадре из фильма «Воспоминания об убийстве»

Сон Кан Хо  на кадре из фильма «Воспоминания об убийстве»

Слава к «Воспоминаниям об убийстве» пришла далеко не сразу. В отличие от «Олдбоя», к шедевру Пон Джун-хо критики и зрители обратились спустя несколько лет после премьеры, в 2010-х — на волне общего интереса к корейскому кино и в связи с пересмотром ранних работ автора триумфальных «Паразитов». Сегодня основанные на реальных событиях «Воспоминания об убийстве» наряду с «Зодиаком» являются эталонными триллерами, на которые равняются современные режиссёры по всему миру. 

В 1986 году Хвасон потрясла серия убийств женщин. Преступления происходят дождливыми вечерами, на жертвах непременно красная одежда, а по радио кто-то заказывает одну и ту же грустную композицию. Корейский режиссёр не просто снимает увлекательный триллер о поисках маньяка, но также фиксирует некомпетентность и беспомощность полиции и показывает жестокость и нищету общества, которое в тот момент жило в условиях военной диктатуры Чон Ду-хвана. Постановщик, подобно Алексею Балабанову в «Грузе 200», связывает появление серийного убийцы с разложением страны. Совпадает и время событий — конец 1980-х. 

Киану Ривз в роли Нео на кадре из фильма «Матрица: Перезагрузка»

Киану Ривз в роли Нео на кадре из фильма «Матрица: Перезагрузка»

Еще одно продолжение большой трилогии, которое получилось, увы, не таким триумфальным, как «Две башни» или «Приключения Паддингтона 2». «Матрица: Перезагрузка», несмотря на относительно приемлемые сборы в мировом прокате, переплюнуть оригинальную картину так и не смогла и идеальным сиквелом не стала. Более того, ко второму фильму от религиозно-эзотерической концепции Вачовски фактически не осталось и следа: «Матрица» превратилась в стандартный, достаточно предсказуемый блокбастер, впечатляющий разве что виртуозными динамическими сценами — автомобильная погоня на шоссе до сих пор смотрится интереснее чудес на виражах в «Форсажах» — и абсолютно разочаровывающий в сюжетном плане. Возможно, художественная безыдейность «Перезагрузки» связана с тем, что Вачовски не планировали сиквел изначально, к продолжению студию подтолкнули большие сборы и бешеная популярность первого фильма. В отличие от зрителей, критики «Перезагрузку» безусловно любить не стали — вторую «Матрицу» даже номинировали на «Золотую малину».

ВЫБОР ЗРИТЕЛЕЙ

Хью Грант в роли Премьер-министра на кадре из фильма «Реальная любовь»

Хью Грант в роли Премьер-министра на кадре из фильма «Реальная любовь»

Задолго до того как стать самым рождественским фильмом в мире, «Реальная любовь» Ричарда Кёртиса была милой, но ординарной мелодрамой, затерявшейся среди фаворитов 2003 года. Даже блестящий актерский состав в лице Колина Фёрта, Хью Гранта, Эммы Томпсон, Лоры Линни, Мартина Фримана, Алана Рикмана и многих других не позволил творению Кёртиса достучаться до наградного сезона. И на родине, в Великобритании, «Реальная любовь» получила достаточно скромные лавры (премия BAFTA за лучшую мужскую роль Биллу Найи), уступив основные призы «Трудностям перевода» Софии Копполы и все тому же «Возвращению короля». Забавно, что отсутствие большого признания не помешало «Реальной любви» стать по-настоящему народным кино, сцены из которого даже спустя десятки лет заставляют трепетать сердце.

Эштон Кутчер в роли Эвана Трэборна на кадре из фильма «Эффект бабочки»

Эштон Кутчер в роли Эвана Трэборна на кадре из фильма «Эффект бабочки»

Еще один безапелляционный зрительский фаворит — научно-фантастический триллер «Эффект бабочки» режиссеров Джея Меки Грубера и Эрика Бресса — на старте получил достаточно прохладные отзывы кинокритиков. На сегодняшний день рейтинг фильма на агрегаторе Rotten Tomatoes составляет всего 34%. Пресса, в частности, назвала сюжет картины, отсылающий к теории хаоса и детским травмам, «метафизическим беспорядком», у которого нет ни логики, ни четких, правдоподобных оснований. Впрочем, абсолютно всех, а в первую очередь зрителей, покорило актерское перевоплощение Эштона Кутчера, который до этого снимался преимущественно в ситкомах и комедийных мелодрамах. Несмотря на достаточно обоснованную критику, фантастическая концепция Грубера и Бресса получила продолжение в еще двух сиквелах «Эффекта бабочки», которые, увы, не смогли побить популярность оригинала. Однако первый «Эффект бабочки» все еще можно назвать одним из самых любимых фильмов поколения миллениалов наряду с «Бойцовским клубом» и «Реквиемом по мечте».

СКРЫТЫЕ СОКРОВИЩА: ЛЕНТЫ, КОТОРЫЕ С ГОДАМИ СТАЛИ КУЛЬТОВЫМИ 

Людивин Санье в роли Джули на кадре из фильма «Бассейн»

Людивин Санье в роли Джули на кадре из фильма «Бассейн»

Плодовитость и мнимая легковесность в последние годы играют с Франсуа Озоном злую шутку — француза редко причисляют к большим авторам и точно не ставят в один ряд с Ларсом фон Триером, Дэвидом Линчем и Вонгом Карваем. «Бассейн» — возможно, самый мастеровитый фильм режиссёра. 

Построившая карьеру на однотипных детективах писательница Сара Мортон (Шарлотта Рэмплинг) приезжает осенью в дом своего издателя Джона (Чарльз Дэнс). Тишину и покой нарушает появление дочери Джона Жюли (Людивин Санье). Поначалу Мортон недовольна присутствием молодой и раскованной хозяйки, но вскоре приглядывается к француженке и решает сделать её героиней романа. «Бассейн» — психологический триллер, который резко набирает обороты к финалу, а ещё прекрасный образец фильма о творчестве и переплетении реальности и фантазий. Озон убаюкивает, чтобы в конце поразить сразу двумя неожиданными сюжетными поворотами.

Ева Грин в роли Изабель на кадре из фильма «Мечтатели»

Ева Грин в роли Изабель на кадре из фильма «Мечтатели»

Романтическая драма Бернардо Бертолуччи, ставшая, ко всему прочему, дебютным появлением Евы Грин на большом экране, наряду с «Ускользающей красотой» и «Последним танго в Париже» считается одной из главных, если не самых важных работ скандально известного итальянского режиссера. Впрочем, в отличие от того же «Последнего танго в Париже», сквозь года и даже десятилетия «Мечтатели» остаются фильмом максимально естественным в своем природном эротизме. 

Трое студентов (Майкл Питт, Луи Гаррель, Ева Грин) ведут богемную жизнь в одной из квартир Парижа: пьют вино, курят сигареты, занимаются сексом и, конечно, говорят о кино. Где-то на фоне творятся важные исторические события — гремит студенческая революция. Монструозный двухчасовой хронометраж «Мечтателей» на фоне полного отсутствия конфликта и какой-либо динамики оказался для аудитории тех лет чрезмерно изматывающим. Однако с годами медитативность «Мечтателей» идеально вписалась в ритм времени, а многочисленные синефильские отсылки Бертолуччи на Годара, Браунинга, Уайлдера и многих других классиков кино XX века нашли своих почитателей не только в тесном кругу любителей европейского артхауса.

Изабелла Росселлини в роли леди Хелен на кадре из фильма «Самая грустная музыка в мире»

Изабелла Росселлини в роли леди Хелен на кадре из фильма «Самая грустная музыка в мире»

Канадец Гай Мэддин — один из самых оригинальных и всё ещё недостаточно известных современных авторов. Ранняя «Самая грустная музыка в мире» содержит все черты фирменного почерка режиссёра. 1933 год, Виннипег, разгар Великой депрессии. В соседних Штатах действует сухой закон, а в Канаде пьют за двоих. Леди Порт-Хантли (Изабелла Росселлини), безногая владелица пивной компании, устраивает конкурс и зовёт музыкантов со всего мира. По итогам соревнования не всегда трезвым участникам и зрителям предстоит выявить самую печальную музыку на свете. 

Мэддин стилизует фильмы под немое чёрно-белое и несколько наивное кино с редкими цветными всполохами. Сюжеты абсурдны, декорации намеренно фальшивы, а странноватые персонажи катаются на эмоциональных американских горках в сюрреалистической Канаде. Очаровательные кустарные фильмы Мэддина во многом тоже остаются для зрителей загадками — следующую сцену предсказать невозможно, правил сюжетостроения нет.

P.S. ОТ РЕДАКЦИИ

2003-й киногод можно смело признать удачным, о чём свидетельствует итоговая двадцатка. Было непросто ограничиться лишь двадцатью фильмами. Не хватило места «Бумеру» Петра Буслова, «Прогулке» Алексея Учителя, «Кофе и сигаретам» Джима Джармуша, «Крупной рыбе» Тима Бёртона и многим другим замечательным картинам, которые стали всеобще любимыми. Можно спорить с решениями жюри крупных фестивалей, но и без «Золотых медведей» и «Золотых пальмовых ветвей» достойные фильмы остаются в зрительских сердцах. «Реальную любовь» мы пересматриваем и сегодня, к «Трудностям перевода» обращаемся в тревожные времена, а корейское кино стало одним из самых интересных современных направлений, и именами Пон Джун-хо и Пак Чхан-ука уже никого не удивишь.

Текст: Оля Смолина, Максим Ершов
2 комментария
А
А урожайный-то был годик. И "Олдбой", и Пираты, и "Возвращение короля".
Сейчас такое не снимают, или снимают, но с целым ансамблем транс-расово-инклюзивных ложечников на балалайках , так что лучше бы и не снимали.
(А "Матрица. Перезагрузка" все равно позор, даже не уговаривайте.)
К стыду своему смотрел только про хоббитов и "Возвращение", сильный и тревожный фильм.
Недавно узнал, что мальчик, который играл старшего брата Андрея, утонул незадолго до премьеры фильма. Такая трагедия
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?