Мы вспомнили десяток ныне действующих актеров, чьи имена прочно ассоциируется с конкретными режиссерами
Хорошо, когда твой школьный друг – сам Сэм Рэйми! По праву приближенного юный Брюс Кэмпбелл принимал участие еще в первых робких экспериментах будущего режиссера с камерой Super 8, а когда в колледже Рэйми затеял «короткий метр» под названием «В лесах», Брюсу естественным образом отошла одна из главных ролей. Позже Сэм решил снять полнометражную версию своей дебютной ленты, снова позвав на помощь Кэмпбелла – так появились культовые «Зловещие мертвецы», разросшиеся впоследствии до не менее культовой хоррор-трилогии. Брюс с тех пор успел поработать с Сэмом почти над каждым его проектом (включая забытую ныне комедию «Волна преступности», кинокомикс «Человек тьмы», телесериал «Зена - королева воинов», блокбастеры «Человек-паук» и «Оз: Великий и Ужасный»), но для фанатов «ужастиков» он все равно остается Эшем Уильямсом – простым американским парнем, крошащим демонов бензопилой. Вполне соглашаясь с тем, что эта роль сделала его карьеру (пусть это и была по большому счету карьера «класса Б»), Брюс спустя много лет снова ненадолго влез в шкуру Эша, появившись в его обличье после финальных титров ремейка «Зловещих мертвецов». Значит ли это, что нас ждет новое пришествие Эша? Рэйми пока темнит, но его сотрудничество с Брюсом на этом точно не кончится: старая дружба не ржавеет.
Константин Хабенский – Тимур Бекмамбетов
На съемочную площадку «Ночного дозора» Константин Хабенский пришел уже известным актером, игравшим в театре, светившимся на ТВ в сериалах «Линии судьбы» и «Убойная сила», успевшим сняться у Алексея Германа-старшего и Дмитрия Месхиева. А вот режиссер Тимур Бекмамбетов был знаком зрителям разве что серией рекламних роликов Банка «Империал» (хотя были в его фильмографии уже уже и военная картина «Пешаварский вальс», и спродюсированный королем трэша Роджером Корманом малобюджетный боевик «Гладиатрикс»). Экранизация «вампирского» романа Сергея Лукьяненко тоже изначально планировалась в формате телесериала, но, к счастью, концепция на ходу поменялась; как итог, «Ночной дозор» стал первым крупным российским блокбастером, имевшим громкий успех в прокате и сделавшим Хабенского звездой уже без всяких кавычек. Ленту даже взяли в американский прокат. Неудивительно: это было вполне «голливудское» по духу жанровое кино с беспрецедентными для российского кино спецэффектами. По горячим следам Бекмамбетов снял «Дневной дозор» – нашпигованный компьютерной графикой и продакт-плейсментом сиквел с отчаянно запутанным сюжетом, на который, тем не менее, зрители валили толпами. Решив, что исполнитель роли Антона Городецкого приносит его проектам удачу, Бекмамбетов с той поры стабильно снабжает Хабенского ролями: то главными, как в «Иронии судьбы. Продолжении» или «Выкрутасах», то второстепенными, как в американском «Особо опасном». Даже если принять участие в съемках актер никак не может, его голос можно будет услышать за кадром, как, например, в трилогии «Елки». А в спродюсированной Бекмамбетовым голливудской анимационной ленте «Девять» Константин озвучил по-русски главного героя. Мы не будем говорить, что без Тимура Нуруахитовича Хабенский не сделал бы карьеры в кино – талант, как известно, всегда пробьет себе дорогу. Но это, разумеется, была бы совсем другая история, вряд ли хоть наполовину столь же интересная.
Сегодня любой поклонник «ужастиков» знает актера Джеффри Комбса и по календарным праздникам пересматривает его «Реаниматора», «Извне», «Робота Джокса», «Страшил»… Хоррорное направление карьере начинающего актера придал в середине 80-х годов театральный режиссер Стюарт Гордон, осуществивший ряд недорогих кинопостановок по мотивам рассказов Говарда Лавкрафта и Эдгара По с Комбсом в главной роли. Когда позиции режиссера в Голливуде упрочились, и ему доверили крупную постановку – сай-фай «Крепость» – он и туда захватил с собой Комбса. Этого оказалось достаточно, чтобы выковать из Джеффри икону хоррор-жанра, востребованную как на ТВ, так и на большом экране, а киносериал о реаниматоре приобрел культовую славу и периодически прирастает новыми сиквелами. Вот только с Гордоном их пути в 21-м веке разошлись: деньги на фильмы находить становится все сложней, в результате чего Стюарт почти перестал снимать и вернулся к корням – сегодня он больше внимания уделяет театру. Исключением стали поставленный им эпизод сериала «Мастера ужасов» под названием «Черный кот» (2007), в котором Комбс сыграл Эдгара По, и драма «Счастливчик Эдмонд», где Джеффри досталось небольшое камео. Дружба их все так же крепка, и желание работать вместе никуда не пропало. Роль Эдгара По из «Черного кота» даже толкнула Стюарта и Джеффри на эксперимент: вдвоем они поставили монопьесу «Невермор» о жизни По, а теперь ищут способ перенести ее с театральных подмостков на пленку, но попытки собрать денег через интернет пока успехом не увенчались. «Стюарт – настоящий друг, – рассказывает Комбс. – Нам очень весело работать вместе, очень комфортно, у нас есть общие шутки, которых больше никто не понимает. Мы оба пришли из театра, а там считается, что если у тебя есть труппа, которой ты доверяешь, то все проблемы преодолимы – надо просто почаще работать с любимыми актерами, и они всегда прикроют тебе задницу, если что-то пойдет не так. Вот, например, Орсон Уэллс привел на «Гражданина Кейна» из театра актеров, с которыми перед тем поставил много спектаклей. Дэвид Мамет тоже так работает… Что сказать: конечно, Стюарт временами меня страшно злит. Но и рассмешить он умеет».
Дэвид Хьюллет – Винченцо Натали
Актер Давид Хьюлетт родился в Великобритании, но вырос в Канаде. Режиссер Винченцо Натали, напротив, был американцем с итальянскими корнями. Они познакомились и подружились, когда семья Натали переехала в канадский Ванкувер. Коледж сплачивает: когда Натали надумал снимать дебютную короткометражку «Лифт» об инопланетной угрозе, Хьюлетту в ней досталась одна из ролей. За «Лифтом» последовал полнометражный «Куб» и другие фантастические ленты, принятые на ура любителями сай-фая: «Кодер», «Пустота», «Химера», «Лимб»… И ни один из «полных метров» Натали не обошелся без участия Хьюлетта, которому у Винченцо достаются если не центральные партии, то как минимум западающие в память яркие эпизоды. Справедливости ради надо заметить, что роли доставались британцу не просто по дружбе, а ввиду наличия у него таланта и неподдельной любви к научной фантастике: за 30 лет вращения на голливудской орбите он успел переиграть во множестве сай-фай сериалов типа «Звездных врат: Атлантиды» и засветиться в ряде нестыдных жанровых лент от «Треугольника» до «Восстания планеты обезьян», а также попробовать себя в качестве сценариста и режиссера. Но все же именно в проектах Натали он выглядит наиболее интересно, и представить эти фильмы без него так же сложно, как творчество Роберта Родригеса без участия Денни Трэхо. Впрочем, мы забежали вперед: об этих господах подробней – на cледующей странице.
Неправдой будет сказать, что когда Денни Трэхо познакомился с Робертом Родригесом, он был никем: за плечами бывшего рецидивиста имелось уже, на минуточку, более сорока ролей, хотя и в основном телевизионного свойства. Но все же с этим режиссером у Денни сложились особенно тепле отношения. Во-первых, их совместная работа началась с «Отчаянного» – первой крупной картины Роберта, во-вторых, Родригес и Трэхо оказались дальними родственниками, что уже само по себе кое к чему обязывает (особенно если учесть, что кино мексиканец снимает по большей части весьма подходящее – суровый гангстерский фэйс Трэхо смотрится там как у себя дома). И началось: «От заката до рассвета» (плюс два сиквела), «Дети шпионов» (плюс два сиквела), «Мачете» (плюс сиквел, и еще один обещан), «Однажды в Мексике», «Хищники»… Везде для Дэнни находилась роль, пусть даже жил его перонаж на экране совсем недолго. Своей активностью он в итоге даже потеснил другого любимца режиссера – Антонио Бандераса. Не беда, что в кино Дэнни пришел после сорока, когда многие актеры уже оказываются выпихнуты на пенсию, ведь возраст таланту не помеха! При содействии Родригеса карьера сурового татуированного парня раскрутилась до совершенно удивительных масштабов: сегодня он уже играет в «Маппетах 2» самого себя, его приглашают в российские фильмы как крупную голливудскую звезду, количество киноролей в фильмографии достигло 250, а одних только будущих проектов на настоящий момент анонсировано более двух десятков. Это ли не успех? Да, это он.
Без сомнения, самый известный случай многолетней коллаборации – это тандем Тима Бертона и Джонни Деппа. Восемь совместных фильмов – не шутка! С такой любовью Бертон относится разве что к своей жене – актрисе Хелене Бонэм-Картер, которую, впрочем, снял пока только в семи ролях, так что у Деппа преимущество. Пути таланливого киносказочника и не менее таланливого актера пересеклись в 1990-м году, когда Депп сыграл Эдварда Руки-ножницы в одноименной ленте Бертона. Здесь стал ясен грандиозный потенциал Деппа-фрика, поэтому в своих следующих фильмах режиссер щедро черпал из этого драгоценного колодца, припасая для Джонни роли разных вывихнутых персонажей – вампиров, убийц, трансветитов, вплоть до Безумного Шляпника. Многие зрители в связи с этим начали высказывать недовольство: мол, Джонни, конечно, актер хороший, но сколько можно брать его на главные роли? Тим, в последнее время впавший в некоторый творческий кризис, внял советам и после провалившихся в прокате позапрошлогодних «Мрачных теней» решил отдохнуть от Деппа (равно как и от своей жены): на грядущей «Алисе в Зазеркалье», продолжающей линию «Алисы в стране чудес», он значится только продюсером.
Вы все видели этого смешного лобастого француза, и скорей всего, видели его в фильмах Жана-Пьера Жене (вообще-то в его фильмографии около 150 лент разных режиссеров, но по большей части это короткометражки, которые поди найди еще). Впервые появившись в главной роли в семимиминутном «коротком метре» Жене «Пустяки» (1989), Доминик Пинон так смешно сыграл мужичка, который не любит «бородачей без усов», «трупы елочек на следующий день после нового года» и «заниматься любовь с женщиной, думая о том, какие у нее внутренности», что создатель фильма ни на секунду не усомнился в том, что его надо позвать в свой полнометражный дебют «Деликатесы». Решение подкреплялось тем, что «Пустяки» собрали много кинопремий по всему миру, и в итоге Жене поступил правильно: «Деликатесы» – сюрреалистическая история о жителях многоквартирного дома, задумавших съесть своего нового соседа – сделали знаменитым и Пинона, и режиссеров ленты (вторым постановщиком выступил дизайнер Марк Каро). Актер был очень рад, что нашлись люди, взявшиеся раскрыть его комедийный потенциал – до этого несколько лет Пинону приходилось тянуть не очень близкую ему «трагическую» лямку. Вскоре Жене и Каро снова сняли Пинона в стильном стимпанке «Город потерянных детей», причем сразу в пяти ролях (подводника-отшельника и его четверых клонов), а когда после этого Жене позвали в Голливуд снимать хоррор «Чужой: Воскрешение», он прихватил с собой из Франции Пинона – тот сыграл весьма колоритного члена команды космических пиратов, бортмеханика Врисса на инвалидном кресле. С триумфом вернувшись из Америки, Жене дальше работал уже без своего «мрачного» коллеги Каро, результатом чего стала феноменально популярная комедия «Амели» (в которой был использован старый прием «нравится – не нравится» из «Пустяков»), военная драма «Долгая воскресная помолвка», сатирическая лента «Неудачники» (Пинону снова достались две роли – одна новая, и одна старая, из «Деликатесов») и приключенческий фильм «Невероятное путешествие мистера Спивета». Последняя картина снималась в Голливуде, но в ней, как и во всех остальных проектах Жене, нашлось местечко для Пинона. «Кажется, я единственный французский актер в этой картине, – подытоживает актер. – А с Жене мы еще наверняка поработаем. Боюсь, он не сможет этого избежать, даже если захочет!»
Режиссер Кевин Смит любит возвращаться к своим старым персонажам – из-за этого в его фильмах постоянно всплывают то Бен Аффлек, то Джейсон Ли, получившие первую известность благодаря участию в ранних проектах бородача и продолжающие заскакивать к нему «на чай» по старой дружбе. Однако кто является наиболее частым гостем в придуманной Смитом вселенной «View Askewniverse», так это Джейсон Мьюз. Напарник Смита по комическому дуэту «Джей и Молчаливый Боб», последовательно сыгравший почти во всех фильмах Кевина почти что самого себя, т.е. сексуально озабоченного сквернослова и наркомана, никогда не собирался становиться актером; его на пушечный выстрел не подпустил бы к себе ни один серьезный режиссер, но образ Джея после многих лет «раскрутки» сделался настолько популярен, что теперь ему нет-нет, да и обламывается роль в каком-нибудь фильме или сериале. В середине нулевых годов Смит похоронил Джея и Молчаливого Боба, объявив, что они с Мьюзом стали слишком старыми для этих ролей. Но совсем оставлять друга без хлеба он не стал: сначала выделил Джейсону второплановую роль в комедии «Зак и Мири снимают порно», а теперь вдобавок обещает снять его в спин-оффе своего нового хоррора «Бивень».
Скандальный датский режиссер Ларс фон Триер не считает зазорным постоянно работать со своими старыми знакомыми, потому актеры вроде Стеллана Скарсгарда, Уиллема Дефо или Жана-Марка Бара – постоянные гости на его съемочной площадке. Но им далеко до трудоголика Удо Кира: начиная с 1987-го года арийский блондин с льдистыми глазами успел сняться у Ларса в 11 ролях, начиная с крайне запутанной ленты «Эпидемия» и заканчивая полупорнографической «Нимфоманкой» (добавьте сюда же мини-сериалы «Королевство» и «Королевство 2»). К моменту знакомства с датчанином Кир имел уже 20-летний кинематографический опыт, и по сей день его нордическая внешность весьма востребована Голливудом на разного рода инфернальных отрицательных ролях (фильмография актера насчитывает более 200 пунктов и продолжает расти), однако подсобить старому другу при необходимости он всегда готов, пусть даже экранного времени ему будет выделено совсем немного. По его словам, на съемках «Медеи» (1987) он получил от Ларса ценный совет насчет того, как вести себя перед камерой – «просто быть усталым королем» – и с тех пор только этим в его фильмах и занимается. Свою лояльность к создателю «Догвилля» и «Танцующей в темноте» немец объясняет просто: «Ларс – один из моих любимых режиссеров». И добавляет, что если для спасения его жизни потребуется отсечь себе мизинец, он это сделает. К счастью для напрягшихся поклонников Удо, господин фон Триер ничем таким не болеет.
Макс фон Сюдов – Ингмар Бергман
Макс фон Сюдов – шведский полиглот почти двухметрового роста, представитель «старой гвардии», поборник театральных традиций в кинематографе, вписавший свое имя в историю кино ролью священника Ланкестера Мерина в «Изгоняющем дьявола». А еще – любимый актер Ингмара Бергмана, снявшийся в его лентах «Седьмая печать», «Лицо», «Девичий источник», «Земляничная поляна» и многих других. «Мы встретились в 53-м году, – вспоминает актер. -- Он уже тогда был знаменит, и я знал его фильмы. Самый интенсивный период нашего общения -- вторая половина 50-х годов, время, когда зимой мы вместе работали в муниципальном театре в Мальме, а летом снимали кино. В кино все продолжилось в 60-е, а последняя наша совместная картина появилась в 72-м». В начале 70-х Бергман ушел из кинематографа, а актер перебрался в Голливуд, где его принялись рвать на части. «Понятно ведь, что великий Бергман не станет брать пустышку, – усмехается актер. – Ага, говорили многие, этот парень, наверное, чего-то стоит. После "Седьмой печати" каждый режиссер, решивший снимать что-то философское, приглашал меня. Потом я сыграл Иисуса, да и вообще я сыграл много религиозных ролей. Сейчас даже не могу сосчитать, сколько предложений посыпалось сыграть Бога, черта, на худой конец – какого-нибудь библейского персонажа. Но я вовремя остановился. Не люблю однотипности ни в чем, в искусстве – особенно». Хотя театр Макс фон Сюдов по-прежнему любит больше, чем кино, среди своих киноработ он выделяет «бергмановские» особо. Даже после того, как Бергман ушел из кино, актер еще долгое время играл в телепостановках по его сценариям роли, сочиненные великим шведским режиссером специально для своего любимца. «Я без него ничто, – говорит фон Сюдов. – Вернее сказать, я не знаю, кем и чем бы я был, не случись в моей жизни Ингмара Бергмана. Наверное, актер может считаться удачливым и чувствовать себя счастливым, если хоть раз сыграл у Бергмана. А я снялся у него 11 раз».