Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

24 лучших фильма 2024 года по версии Film.ru

2024-й стал одним из лучших годов для киноиндустрии за последнее десятилетие. Маленькие инди-фильмы («Бруталист», «Субстанция», «Анора») смело рушат монополию многомиллионных блокбастеров, культовые режиссеры либо радуют нас новыми шедеврами («Комната по соседству»), либо эпично проваливаются («Мегалополис»). А на смену ветеранам приходят новые классики — Брэйди Корбет и Корали Фража. Выбрать 24 лучших фильма оказалось почти невозможной задачей: кажется, на одном вдохе можно было бы добавить еще как минимум дюжину достойных кандидатов.

Сегодня Текст: Film.ru Обсудить
Добавить в закладки
24 лучших фильма 2024 года по версии Film.ru

Деми Мур в роли Элизабет Спаркл на кадре из фильма «Субстанция»

Деми Мур в роли Элизабет Спаркл на кадре из фильма «Субстанция»

Казалось бы, боди-хоррор — далеко не тот жанр, который обсуждают в больших компаниях и социальных сетях, на свиданиях и обедах с подругами. Но «Субстанция» вышла за пределы синефильского кружка: каждый второй слышал фразу «вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?», а каждый третий усвоил, что баланс необходимо соблюдать. «Субстанция» — тот самый пример фестивальной ленты, которая могла остаться в тени громких релизов, но добралась до широкой публики, разлетелась на цитаты и теперь уверенно пополняет коллекцию номинаций на многочисленные премии. 

«Субстанция» оправдывает звание кинематографической сенсации года: детище Корали Фаржа кипит яростью от начала и до конца и точно передает климат в обществе, одержимом молодостью и красотой. Постановщица не церемонится, превращает фильм в апофеоз безобразного и прекрасного, насмехается над Голливудом и дает приговор жестокому миру, состоящему из стереотипов, высоких ожиданий и всевозможных инъекций. Остается надеяться, что эффект «Субстанции» будет заметен в будущем: когда-нибудь все мы отстанем друг от друга и станем чуточку бережнее относиться к себе. 

Гульназ Давлетшина

Мики Мэдисон в роли Аноры на кадре из фильма «Анора»

Мики Мэдисон в роли Аноры на кадре из фильма «Анора»

После присуждения «Аноре» «Золотой Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля на жюри и особенно на председательницу Грету Гервиг публика смотрела кто с восхищением, а кто со снобизмом. «Выпускница» мамблкорской тусовки из Нью-Йорка отдала главный приз коллеге по инди-кинематографу из солидарности и, быть может, личной симпатии, а драмеди о танцовщице с Брайтон-Бич едва ли запомнится на века. В то же время режиссер ленты Шон Бэйкер на Лазурном берегу давно не залётный гость, а старый добрый приятель, который рассказывает байки о самых уязвимых слоях граждан без социальной страховки языком диалога на равных, а не попытками привлечь внимание «смокингов» к несправедливости всех оттенков. У нее и так уже хватает прямого эфира повсюду. 

Удивительным и опрометчивым образом еще полгода назад сложно было даже догадаться насколько сильно нам всем нужна «Анора». Звонкая колядка с цоканьем каблучков. Нежная антисказка с хеппи-не-эндом. Криминальная комедия без выстрелов. Новогодний роуд-муви в черте города (ладно, пускай двух городов). Напоминание, что сбывается не то, что загадываешь, а то, что заслуживаешь. Разбитая вдребезги стразов история Золушки стала осязаемым чудом — только в такое и хватает сил поверить, хотя еще вчера было сложно. И потому, что Юра Борисов проснулся самым трогательным гопником на свете. И потому, что Шон Бэйкер вновь так бьет финалом по сердцу, что точно знаешь — жизнь не заканчивается на титрах. И потому, что гуманизм — не врожденное качество, а воспитанное свойство личности. 

Настасья Горбачевская

Эдриен Броуди в роли Ласло Тодда на кадре из фильма «Бруталист»

Эдриен Броуди в роли Ласло Тодда на кадре из фильма «Бруталист»

Брэйди Корбет начал свою карьеру в кино как актер, но актер очень избирательный — снимался в основном в независимом кино («Забавные игры», «Загадочная кожа»). В 2015 году он дебютировал как режиссер с полным метром «Детство лидера» с Робертом Паттинсоном и Стейси Мартин. Картина получилась амбициозной, но недооцененной. Та же участь постигла и его второй фильм Vox Lux с Натали Портман. В 2024-м все наконец изменилось, но каким трудом: Корбет снял неконвенциональное трех с половиной часовое кино на 77-миллиметровую пленку, уложившись в бюджет до 10 млн долларов. Наконец-то критики пали к его ногам, называя картину «чудом» (бюджеты нынче на рекламу выделяются больше) и «мгновенной классикой» (где-то плачет один Френсис Форд Коппола). 

История о безумно талантливом архитекторе (Эдриен Броуди) из поствоенной Венгрии, приехавшем в Штаты за лучшей жизнью, сравнивает опыт иммигранта с муками творца, чье искусство не вписывается в устоявшиеся общественные рамки. Учитывая, как сложно было Корбету отстоять право на свои картины, тема ощущается болезненной и личной, придавая высказыванию ощутимый вес. Кино делится 15-минутной интермиссией на две части: первая — воодушевляющая «американская мечта», вторая — обезоруживающая «американская реальность». После таких эмоциональных «американских горок» вам может понадобиться собственная интермиссия на пару дней, чтобы переосмыслить жизнь. 

Катя Карслиди

Зендея в роли Таши Доналдсон на кадре из фильма «Претенденты»

Зендея в роли Таши Доналдсон на кадре из фильма «Претенденты»

В этом году теннис вскружил человечеству голову: и без того популярный тренд на поло и плиссированные юбки не сходил с первых полос модных изданий благодаря новой картине Луки Гуаданьино. Если бы на «Оскаре» была номинация за самую будоражащую (горячую, страстную, сексуальную — выбирайте эпитет на свой вкус!) премьеру, то главным претендентом на победу стали бы «Претенденты» — фильм, где Зендея, Майк Фейст и Джош О’Коннор умеют выяснять отношения исключительно на корте. 

Творение Гуаданьино хоть и стало громким событием первой половины 2024 года, но удовлетворило далеко не всех. «Претендентов» успели поругать и за простоту сюжета, и за высокие ожидания, которые не оправдались, — мол, итальянский мастер снял вовсе не эротическую спортивную драму, а мелодраму о любовном треугольнике. Определить жанр картины действительно сложно и попросту бессмысленно: Гуаданьино вместе со съемочной группой плюет на ярлыки, экспериментирует с ракурсами (чего только стоит финальная игра!) и создает наэлектризованное кино о теннисистах, которые на протяжении всего фильма находятся на волоске — от секса, нервного срыва, объятий, драки, победы, поражения. И оторваться от непрекращающегося соревнования трио нет никакого желания. 

Гульназ Давлетшина

Кирстен Данст в роли Ди Смит на кадре из фильма «Падение империи»

Кирстен Данст в роли Ди Смит на кадре из фильма «Падение империи»

«Падение империи» Алекса ГарлендаАннигиляция», «Род мужской») — самый дорогой фильм в истории американской студии А24, что само по себе событие. Для самого Гарленда, который до этого десятилетия отсиживался на месте сценариста, а затем долгие годы снимал камерную фантастику, «Падение империи» стало не просто выходом из зоны комфорта, а настоящим трамплином в мир дорогих коммерческих блокбастеров. Конечно, «Падение империи» сложно назвать блокбастером в привычном понимании. Это бескомпромиссное, в меру циничное кино, которое без лишних прикрас демонстрирует уродливое лицо гражданской войны, захватившей Соединенные Штаты. По сути, Гарленд снял собственную версию «Иди и смотри» Элема Климова, перенеся действие фильма в неопределенное будущее. Особое место в «Падении империи» занимает тема профессиональной этики в работе журналиста. Будучи военными корреспондентами, главные герои в исполнении Кирстен Данст, Кэйли Спэни, Стивена Хендерсона и Вагнера Моура одержимо несутся в горячие точки, забывая не только о собственной безопасности, но и о чувствах тех, кого делают заложниками своих камер.

Оля Смолина

Леа Сейду в роли Габриэль на кадре из фильма «Предчувствие»

Леа Сейду в роли Габриэль на кадре из фильма «Предчувствие»

«Линчевским» опрометчиво называют все, к чему не получается подобрать простого объяснения: от сюрреалистичных образов до сомнамбулической атмосферы. Не буду строить из себя умника и давать якобы правильную трактовку эпитета, которой вполне может и не существовать, но отмечу, что «Предчувствие» — редкий фильм, который не получится обозвать иначе как по-настоящему линчевским. Не просто «странным» или «труднообъяснимым», а линчевским — существующим в плоскости между постмодернистской иронией и экзистенциальным ужасом. Оно и неудивительно: режиссер Бертран Бонеллобольшой фанат третьего сезона «Твин Пикса». 

«Предчувствие» — экранизация рассказа Генри Джеймса «Зверь в чаще» о мужчине, который так боялся надуманной катастрофы, что отказывался жить, пока не понял, что все было зря. Сюжет про трагическое существование одного человека Бонелло расширил до неутешительного приговора людям, обреченным на вечное одиночество. Правда, пессимистичный итог придется искать под кладезем тем и попурри жанров — вас ждут вездесущий искусственный интеллект и инцелы, костюмированная драма и триллер о вторжении в дом, наконец, отсылки на провокации Хармони Корина и, естественно, наследие Дэвида Линча

Алихан Исрапилов

Дарья Савельева на кадре из фильма «Каникулы»

Дарья Савельева на кадре из фильма «Каникулы»

Дебют Анны Кузнецовой получил Гран-при кинофестиваля «Маяк» в прошлом году, но до проката дошёл только осенью 2024-го (муки и тернии бюрократии). Фильм рассказывает о детской театральной студии из Калуги, приезжающей на фестиваль в Сочи со своим спектаклем «Земляничное вино». Сразу по приезду героев поджидает масса проблем — от смены названия постановки (слишком вызывающее и недетское) до буллинга среди актёров. Детей сопровождают руководительница Таня (Дарья Савельева) и завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) — женщины на первый взгляд разные, но вскоре находящие общий язык на почве любви к утреннему кофе и армянским свадьбам. 

«Каникулы» — явление для российского кино исключительное по нескольким причинам. Это бесстрашное в своей актуальности, ироничное кино о терапевтическом творчестве и прорастающей в сердце меланхолии при всеобщей атрофии чувств. Диалог с поколением на пороге самостоятельности. Прощание с исчезнувшим временем и обращение к будущему без каких-либо гарантий. Закрывает фильм аналогично точная песня «Конфетти» группы «Обе две»: «Я так устала, держись, держись», — просит Кузнецова и себя, и свою аудиторию. Остаётся ждать и жить ради общего лета.

Егор Козкин

Николас Кейдж в роли Лонглегс на кадре из фильма «Собиратель душ»

Николас Кейдж в роли Лонглегс на кадре из фильма «Собиратель душ»

Осгуд Перкинс продолжает катать зрителя на мертвой петле ужаса: в «Собирателе душ» режиссер углубляется в исследование зла как личного и коллективного опыта. В триллере, который уходит корнями в «Молчание ягнят» Джонатана Демми и «Семь» Дэвида Финчера, на первый взгляд хрупкая агентка ФБР Ли Харкер (Майка Монро) противостоит глэм-рокеру-сатанисту (Николас Кейдж). Но тяжело играть в кошки-мышки с чертовщиной, которая зародилась где-то под землей, а потом проникла в твою семью.

«Собиратель душ» соткан из множества страхов: американской агонии из-за всплеска дьяволопоклонничества, женщин как первых мишеней маньяков, угрозы семейному счастью извне. И хотя Перкинс идет по проторенной жанром дорожке — внутренние демоны всегда страшнее внешних, — у него получается погрузить зрителя в хтонический мир, выходцы из которого всегда где-то рядом. «Собиратель душ» не называет виноватых, но и не клеймит всех разом, вместо этого оставляя немой вопрос: как же мы до такого докатились?

Ная Гусева

Исаак Ван в роли Криса Ванга на кадре из фильма «Диди»

Исаак Ван в роли Криса Ванга на кадре из фильма «Диди»

«Сандэнс», лучший кинофестиваль на свете, несмотря на издержки эпохи, продолжает открывать новые имена. Одно из таких имен — Шон Вэн. Его дебютный полный метр «Диди» (или, как его иногда переводят, «Младший брат») — еще одна сцена из школьно-подростковой жизни, но с сильнейшим ностальгическим упором на нулевые. Режиссеру Вэну никто не сказал, что в 2007-й вернуться невозможно, а потому он, не зная ограничений, все-таки вернулся: причем не один, а с немалой публикой. Неловкие переписки в AOLe, допотопный MySpace, YouTube на самой заре — все оживает и служит не просто одним из элементов порождения тоски об ушедшем, а неотъемлемой частью взросления. И совершенно не важно, если у зрителя детство было совсем другим, ощущается все равно оно как собственное. Может быть, все эти детали так хорошо срабатывают только потому, что хватает и других граней. Здесь и сложные отношения в семье, и попытки разобраться в расовом вопросе — юношеские, непосредственные, но тем менее выверенные и более искренние, — и школьная дружба. Обманчиво простая картина устроена чуть сложнее, чем кажется на первый взгляд. А может быть, никакой сложности нет и Шон Вэн просто гений, который по наитию понимает «как надо». На второй ленте будет понятнее, а пока можно только уверенно сказать, что «Диди» — один из лучших, если не лучший дебют 2024 года.

Владимир Бурдыгин

Джастис Смит в роли Оуэна на кадре из фильма «Я видел свечение телевизора»

Джастис Смит в роли Оуэна на кадре из фильма «Я видел свечение телевизора»

Трудно поддающийся однозначному анализу хоррор «Я видел свечение телевизора» Джейн Шёнбрун принято сравнивать с творчеством Дэвида Линча — те же полунамеки в качестве сюжетной основы, та же тривиальная, но непостижимая тьма, клокочущая за приоткрытой дверью, и трансцендентность во всем, от подачи материала до структуры. История крутится вокруг нелюдимого подростка Оуэна (Джастис Смит), который однажды находит родственную душу в старшекласснице Мэдди (Бриджетт Ланди-Пейн) — вместе они смотрят макабрический сериал The Pink Opaque. Погружение в реальность шоу, где пара подруг с телепатическими способностями противостоят монстрам недели во главе со злодеем Мистером Меланхолией, становится для Мэдди и Оуэна способом отключиться от травмирующей повседневности.

«Я видел свечение телевизора» говорит со зрителем на языке метафор и даже не пытается объяснить себя, напротив, поощряя приумножение трактовок. Так история Оуэна, выбравшего жизнь, работу, карьеру и большой телевизор, становится только универсальнее, оставляя после просмотра неуютное и едкое чувство необъяснимой горечи — один из признаков того, что картина удалась.

Владимир Ростовский

Барри Кеоган на кадре из фильма «Птица»

Барри Кеоган на кадре из фильма «Птица»

Андреа Арнольд — одна из ведущих современных британских режиссёрок — трижды удостаивалась приза жюри Канн: с фильмами «Аквариум», «Американская милашка» и «Красная дорога». «Птица» осталась без наград, но от любимой проблематики и безалаберных героев с социального дна авторка не отказалась. Двенадцатилетняя девочка Бэйли (Никия Адамс) живёт с молодым отцом Багом (Барри Кеоган), который вот-вот снова женится. Мама школьницы Пэйтон (Жасмин Джобсон) обитает на другом конце города с тремя детьми и парнем-абьюзером (Джеймс Нельсон-Джойс). Однажды в полях девочка встречает странноватого парня в юбке, который представляется Птицей (Франц Роговский). Вместе парочка ищет родителей чужака: новый приятель помогает Бэйли взрослеть и не чувствовать себя одиноко. Арнольд с любовью показывает обшарпанные полузаброшенные дома и грязные улицы юга Англии, где школьница выглядит намного рассудительней родителей. Повествование не останавливается ни на секунду, в кадр проникает всё больше неординарных персонажей. Только режиссёрка, кажется, перестала надеяться на перемены к лучшему и превращает социальную драму в магический реализм. Кен Лоуч и Майк Ли, наверное, сильно удивились.

Максим Ершов

Лили Коллиас в роли Сэм на кадре из фильма «Хорошенькая»

Лили Коллиас в роли Сэм на кадре из фильма «Хорошенькая»

«Хорошенькая» могла затеряться среди множества инди-дебютов, которые каждый год дарит публике фестиваль независимого кино «Сандэнс». На экране практически симулятор похода: Индиа Доналдсон последовательно и методично воссоздает семейную (не)идиллию выходного дня. Девушка-подросток (ошеломительная Лили Коллиас) отправляется хайкать с отцом (Джеймс ЛеГрос) и его лучшим другом (Дэнни МаКарти), невольно становясь катализатором откровенных бесед. Взрослые дядьки сетуют на непонимание со стороны близких и хорохорятся, пока подросток продолжает придерживаться роли рассудительной хорошей девочки, которая избегает конфликтов, но на всякий случай держится настороже. 

Динамика взаимоотношений родителей и детей, а в данном случае отца и дочери в кино привычно набирает градус кипения и приводит к радикальным столкновениям. Дональдсон, положившись на аутентичную обстановку и первую очередь на чуткую драматургию, мастерски орудует интонациями и нюансами. На первый взгляд теплая и доверительная семейная близость оборачивается глобальным непониманием и нежеланием слышать девочку, которая перестала быть ультимативно «хорошей».

Тихое, но уверенное кино, несмотря на немногословность, видится одним из самых конкретных высказываний 2024 года.

«Хорошенькая» выйдет в российский прокат в 2025 году.

Настасья Горбачевская

Лили-Роуз Депп в роли Элен Хуттер на кадре из фильма «Носферату»

Лили-Роуз Депп в роли Элен Хуттер на кадре из фильма «Носферату»

«Носферату» Эггерса — один из самых ожидаемых хорроров года, и эти самые ожидания кино более чем оправдывает. Сюжет опирается на одноименный фильм Фридриха Вильгельма Мурнау, немного подглядывая в первоисточник — «Дракулу» Брэма Стокера. Эггерс не добавляет знакомой истории новых неожиданных поворотов, но полностью переизобретает форму. Дотошность режиссера — то качество, которое делает фильм идеальным: каждая малейшая деталь соответствует эпохе до такой степени, что в зале чувствуется запах Англии XVIII века. Граф Орлок (Билл Скарсгард) меняет лысину и привычные острые ушки на усы и шубу — все-таки мертвый, но аппетитный вампир жил в Румынии. Эггерс буквально вернул его к восточноевропейским корням. Орлок становится олицетворением подавленных желаний Эллен (Лили Роуз Депп), жены главного героя, — в приличном обществе мысли женщины о сексе считались грязными и небогоугодными. Полусгнившее, похотливое тело Орлока буквально становится центральным образом истории, символизируя демонизацию естественных желаний Эллен.

«Носферату» нельзя назвать пугающим в привычном понимании современного хоррора, но он леденит кровь и щекочет нервы. Это, пожалуй, самый красивый фильм года — да, временами мерзкий, но оттого не менее завораживающий.

Катя Карслиди

Николас Холт в роли Джастина Кемпа на кадре из фильма «Присяжный №2»

Николас Холт в роли Джастина Кемпа на кадре из фильма «Присяжный №2»

Клинт Иствуд, 94-летний ветеран американского кинематографа, снял фильм в своих лучших кондициях – с таким же тщанием и профессионализмом, с каким ставил главные режиссерские хиты в 90-х. «Присяжный номер два» – процессуальная драма, в которой важен не исход, а сама постановка моральной дилеммы. Фемида слепа и беспощадна, и для нее нет ничего важнее торжества справедливости — даже ценой мира и жизни. Николас Холт изумителен в роли присяжного, который виновен в гибели человека и теперь поставлен перед выбором: обезопасить себя или спасти ошибочно обвиненного человека. Работу мэтра можно сравнить с «Анатомией падения», где тоже образовывался зазор между мирами правды и правосудия – Иствуд решает эту дилемму максимально тактично, а драматургию раскрывает через серию процедуральных диалогов. Если в прошлом году нас порадовал Уильям Фридкин в судебном жанре, поставив свою последнюю картину «Военный трибунал по делу о мятеже на „Кейне“», то в этом все лавры явно принадлежат Иствуду.

Константин Мышкин

Зендея в роли Чани на кадре из фильма «Дюна: Часть 2»

Зендея в роли Чани на кадре из фильма «Дюна: Часть 2»

«Дюна» Фрэнка Герберта — литературный цикл, который слабо поддается экранизации. В свое время на «Дюне» спотыкались и Алехандро Ходоровски, и Дэвид Линч. Тем удивительнее, что канадский режиссер Дени Вильнёв, будучи большим поклонником творчества Герберта с самого детства, смог превратить «Дюну» в массовое кино, снятое на стыке коммерческого и авторского. И если первая «Дюна» ощущалась как долгий тизер к предстоящему фильму, то ее сиквел выглядит как осмысленная, самостоятельная история, которая способна вовлечь даже тех, кто никогда не читал Герберта и понятия не имеет, о чем идет речь в книгах. Более полугода сиквел «Дюны» держался в тройке лидеров мирового проката, люди выстраивались в гигантские очереди в кинотеатрах, чтобы посмотреть медитативный, снятый крупными планами блокбастер, бесконечно далекий от динамичных кинокомиксов Marvel. «Дюна 2» стала внезапным социальным феноменом и явным отражением настроения современного массового зрителя, который устал от бесконечного экшена и находится в поиске интенсивного философского кино.

Оля Смолина

Кадр из анимационного фильма «Коронный бросок. Фильм»

В последние годы авторы все чаще лично переносят свои литературные творения на большие и малые экраны (в этом году — допустим, сериалы «Внутренний Чайнтатаун» и «Темная материя»). И все же мало кому выпадает шанс не просто написать сценарий, а выступить режиссером и полноценно адаптировать свою идею под другой медиум. Такэхико Иноуэ удалось это сделать. Его «Коронный бросок» про попытку гопника попасть в школьную баскетбольную команду ради возлюбленной — одна из самых популярных манг в истории. В 1990-е она получила соразмерную своему статусу экранизацию, но комедийно-спортивное аниме для подростков закрыли преждевременно, оставив зрителей без финала. 

«Коронный бросок. Фильм» — не просто долгожданное логическое завершение истории, которого некоторые зрители ждали 30 лет. Это самостоятельная полнометражка, заточенная под новую аудиторию. Дано: нелюбимая всеми 3D-анимация, баскетбольный матч старшеклассников и параллельно всплывающие трагичные воспоминания одного из игроков о кончине брата, обожавшего кидать мяч в кольцо. В итоге получился один из лучших спортивных фильмов, мастерски улавливающий сложную внутрикомандную динамику и драматизм баскетбола, но в то же время поэтическое и удивительно красивое аниме о том, как горе трансформируется в мотивацию и вдохновение.

Алихан Исрапилов

Кадр из фильма «Степной волк»

Кадр из фильма «Степной волк»

Режиссер из Казахстана Адильхан Ержанов сделал невероятное с жанром вестерна — очистил его от смысловых наростов, вгляделся вглубь кино. Для препарирования жанра он не обратился к классическому вестерну, где бравые ковбои-фронтиры двигают границу Дикого Запада и борются с коренными жителями Америки, а использовал сюжет поствестерна — борьба за территорию закончилась, теперь потасканные временем шерифы защищают горожан от бандитов. В «Степном волке» Ержанова больше нет ни поселения с добрыми людьми, просящими о помощи, ни смелого полицейского, олицетворяющего собой верховенство закона, а есть только преступники-головорезы, торгующие органами детей и управляющие борделями, и силовики, пытающие и убивающие подозреваемых в преступлениях людей. В этом страшном мире пустынных степей заикающаяся Тамара (Анна Старченко) встречает осведомителя Брайюка (Берик Айтжанов) и спасает ему жизнь — женщина обладает сверхспособностью, ее и близких ей людей не может ранить никакая пуля. Вместе они отправляются в большое путешествие на поиски пропавшего сына Тамары Тимки. 

В «Черном, черном человеке» 2019 года героиня Адильхана Ержанова читала труд итальянского философа Маккиавелли и цитировала его рассуждения о природе человека, а в «Степном волке» само название отсылает к одноименному роману немца Германа Гессе, часть которого посвященного одиночеству и миру, где лишь сила имеет значение. Если всего несколько лет назад герои режиссера верили в свет и доброту, выживающие среди вездесущий тьмы и зла, то в новой работе есть место только жестокости. В мире «Степного волка» нет добра и зла, нет черного и белого, а только борьба за жизнь. Вестерн Ержанова — кино не про подвиги «хороших» мужчин, силу духа и справедливость, а трагедия о власти, о бесчувственной схватке насмерть, где самый зубастый побеждает.

Дмитрий Елагин

Кадр из фильма «Закройте глаза»

Кадр из фильма «Закройте глаза»

После тридцатилетнего перерыва режиссер «Духа улья» Виктор Эрисе завершил работу над четвертым полнометражным фильмом. Премьера картины «Закройте глаза» состоялась еще в 2023 году в Каннах, но показ был омрачен тихим разочарованием режиссера — он хотел видеть картину в конкурсе, но, так и не получив ответа от генерального директора Тьерри Фремо, спустя время обнаружил, что попал во внеконкурсную программу, тем самым потеряв возможность отправить фильм, например, в Венецию или Локарно. В качестве протеста Виктор Эрисе написал Фремо открытое письмо и пропустил премьерный показ. До российского зрителя фильм дошел обходными путями в начале 2024-го — посмотреть почти трехчасовое полотно можно только онлайн. 

«Закройте глаза» — это медленно разгорающееся, красивое и нежное послание, полное любви к кино. Фильм рассказывает об испанском кинематографисте Мигеле Гарае (Маноло Соло), который много лет назад хотел снять игровую картину под названием «Прощальный взгляд», но не смог, потому что исполнитель главной роли Хулио Аренас (Хосе Коронадо) бесследно исчез прямо во время съемок. Спустя почти 20 лет к Мигелю обращаются представители телешоу, которые решили посвятить новый выпуск пропавшему актеру. От режиссера они хотят не только личных свидетельств — для полноты картины не хватает катушек с отснятыми сценами «Прощального взгляда». Желая помочь, Мигель вскрывает коробки с забытыми материалами и отправляется в путешествие по волнам памяти. В сердце героя вновь появляется надежда: что если благодаря телепередаче удастся выйти на новый след и наконец найти Аренаса? 

Яна Телова

Кадр из фильма «Ibelin: Невероятная жизнь геймера»

Кадр из фильма «Ibelin: Невероятная жизнь геймера»

Норвежец по имени Матс Стен родился с необычной болезнью: из-за миодистрофии Дюшенна его мышцы атрофировались каждый год все сильнее — в итоге парень оказался прикован к инвалидному креслу. Несмотря на ограничения, он нашел способ социализироваться и годами играл в World of Warcraft. А когда умер, его родители получили письмо от интернет-друзей Матса. Там хранились десятки тысяч сообщений из геймерского чата. В большинстве из них Стен просто отыгрывал частного детектива Ибелина: но этого хватило, чтобы понять, каким человеком он был и что на самом деле чувствовал вдали от глаз родных.

Ibelin — необычный документальный фильм. Больше половины хронометража состоит из анимированных вставок в стилистике World of Warcraft, а диалоги Матса с друзьями озвучили профессиональные актеры. Такое художественное решение лучше погружает в сознание Стена и дает понять, как он видел мир: пускай парень не мог выйти на улицу, но за компьютером он бесконечно бегал по игровой карте, отправлялся на опасные авантюры и даже был дамским угодником. То, что казалось бы банальным и манипулятивным в рамках классического документального кино, здесь работает по-новому: сложно сдержать слезы, когда фэнтези-персонажи обсуждают депрессию, одиночество и страх не оставить после себя следа в истории.

Это уникальная репрезентация геймеров в кино. В фильме они не асоциальные и токсичные, а сломленные и очень одинокие люди. Игры становятся для них единственным способом получить психологическую поддержку и завести знакомства. А комьюнити оказывается той самой семьей, которая дарит любовь и заставляет почувствовать себя нужным. Как минимум из-за этого нежного посыла картину стоит посмотреть всем, кто со скепсисом относится к виртуальным мирам и мультиплееру.

Владислав Шуравин 

Адам Пирсон в роли Освальда на кадре из фильма «Другой человек»

Адам Пирсон в роли Освальда на кадре из фильма «Другой человек»

Уходящий 2024-й стал годом Себастиана Стэна. Американский актёр, родившийся в Румынии, исполнил сразу две выдающиеся драматические роли — в «Другом человеке» Аарона Шимберга и в «Ученике. Восхождении Трампа» Али Аббаси. За обе работы Стэн получил номинации на «Золотой глобус». 

Сюжет фильма Шимберга крутится вокруг начинающего и не слишком удачливого нью-йоркского актёра Эдвард (Стэн), который пытается построить карьеру, несмотря деформированное редкой болезнью лицо. В соседнюю квартиру въезжает симпатичная драматургиня Ингрид (Ренате Реинсве). Чтобы понравиться новой знакомой, Эдвард решается на испытание экспериментального аппарата. Через несколько дней на лице у актёра нет никаких наростов и опухолей. Всем окружающим артист рассказывает, что его зовут Гай, а Эдвард покончил с собой. Ингрид пишет пьесу о несчастном соседе. И роль должна была бы достаться Гаю, но тут из ниоткуда появляется страдающий нейрофиброматозом Освальд (Адам Пирсон). Режиссёр Адам Пирсон во втором полном метре (дебют «Связанные по жизни») снова говорит о конвенциональном представлении о красоте и уродстве. В «Другом человеке» хватает и серьёзных рассуждений о важности внутреннего мира. Открытый и остроумный Освальд прекрасно чувствует себя в своём теле, а зажатый и неловкий Эдвард, даже превратившись в Гая, воспринимает себя аутсайдером. В то же время вышла и злая трагикомедия о доппельгангерах и абсурдности нашего мира. Шимберг иронично противопоставляет подлинник и копию, жизнь на сцене и вне её, красоту и уродство, искусственность и органичность и задаёт крайне провокационные вопросы.

Максим Ершов

Кадр из фильма «Сотни бобров»

Кадр из фильма «Сотни бобров»

Строго говоря, «Сотни бобров» нишевого гения Майка Чеслика бродят по фестивалям с 2022 года. Однако лишь в 2024-м фильм добрался до относительно широкого проката. Режиссер предлагает зрителям погрузиться в уморительный немой черно-белый слэпстик-эксперимент, повествующий о жизни простого американского предпринимателя Джина Каяка (Райланд Тьюз). Тот после взрывного инцидента, повлекшего за собой крах бизнеса по производству яблочного бренди, решает переквалифицироваться в охотника, а целью выбирает главных виновников своего обнищания — коварных бобров. 

Картина Чеслика — ничем не разбавленная монохромная вечеринка в честь американского кинематографа и анимации, скрещенная с понятной историй успеха с примесью саркастичной романтики. Впрочем, под капотом у дурашливой комедии положений скрывается гигантский пласт работы, проделанной всеми причастными к созданию «Сотен бобров», и абсолютное понимание предмета вкупе с блестящим техническим исполнением.

Владимир Ростовский

Тильда Суинтон в роли Марты на кадре из фильма «Комната по соседству»

Тильда Суинтон в роли Марты на кадре из фильма «Комната по соседству»

«Комнате по соседству» — полнометражный англоязычный дебют Педро Альмодовара, основанный на книге What are you going through американской писательницы Сигрид Нуньес. Живой классик мирового кино с уверенностью показывает, что у него еще есть чем нас удивить. Обычно от Альмодовара ждешь повторения прошлых тем, только в новой упаковке, однако «Комната по соседству» оказалась гораздо меланхоличнее и спокойнее его предыдущих работ.

В знакомых безупречных интерьерах и в своей обычной интеллектуальной манере с многочисленными отсылками к искусству и литературе испанец, чье творчество всегда было сосредоточением жизни, рассуждает о смерти всего сущего. И в этом ему помогает блестящий актерский дуэт Джулианны Мур и Тильды Суинтон, которые изящно ведут повествование, не давая скатиться действию в мелодраму. Однако Альмодовар изменил бы себе, если бы не добавил в фильм большую долю юмора и неубиваемый оптимизм. Он призывает нас не упиваться жалостью к себе, а насладиться напоследок красотой окружающего мира. Подход оценили на Лидо, и фильм получил «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля.

«Комната по соседству», наверно, самый хрупкий и деликатный фильм Альмодовара. На землю безмолвно ложится снег, режиссер не повышает голоса, и нам тоже хочется вместе помолчать и полюбоваться на впадающую в спячку природу.

Тамара Ходова

Кадр из фильма «Семя священного инжира»

Кадр из фильма «Семя священного инжира»

Некоторые фильмы становятся символом страны и ее культуры, аккумулируют мысли и переживания нации. Это случай «Семени священного инжира», кино, снятого вопреки цензуре, насилию, тюремным срокам и запретам. Иранские фестивальные режиссеры за многие годы после Иранской революции выработали уникальный киноязык, с помощью которого через фигуры умолчания и намеки говорят о социальных и политических проблемах. Мохаммад Расулоф в «Семени священного инжира» сломал привычные для иранского кинематографа рамки самоцензуры, снял открыто политическое кино на самую горячую в стране тему. В 2022 году после убийства Махсы Амини из-за «неправильного ношения хиджаба» в Иране на протяжении полугода шли протесты, их жестоко подавляли власти. Режиссер показывает, какой эффект оказывают репрессии на людей.

В качестве подопытных Мохаммад Расулоф выбрал семью Имана (Миссаг Зарех), получившего повышение по государственной службе и ставшего судебным следователем, проверяющим доказательства вины подозреваемых в преступлениях. Иман хотел честно служить стране, но ему сразу же объясняют, что никому правда не нужна, нужно лишь помогать подписывать смертные приговоры. Хотя большая часть сюжета разворачивается вокруг двух дочерей, Резван (Махса Ростами) и Саны (Сетаре Малеки), и их взаимоотношений с отцом и мамой Наджме (Сохейла Голестан), в «Семени священного инжира» большего всего впечатляет трансформация Имана. Типичный семьянин быстро превращается в безжалостного и холодного монстра, готового применить пыточные практики допроса на родственниках, подозревая их в краже служебного пистолета. Мужчина считает, что он может быть настолько жесток, потому что нет ничего выше «правосудия». Своей глубоко гуманистической картиной Расулоф оплакивает судьбы тысяч и миллионов репрессированных людей, напоминая всем тем, кто верит в собственную безопасность, что от зла и насилия невозможно отгородиться. Их разрушительная энергия поражает всех — как жертв, так и палачей.

Дмитрий Елагин

Дивья Прабха в роли Ану на кадре из фильма «Все, что нам кажется светом»

Дивья Прабха в роли Ану на кадре из фильма «Все, что нам кажется светом»

В пересказе сюжет ленты кинематографистки из Индии Паял Кападии может показаться слишком простым и даже прямолинейно банальным: зрителей плавно и бесшовно погружают в быт медсестер-соседок (Кани Кусрути и Дивья Прабха) из Мумбаи с противоположными характерами. Тяжелые пациенты, долгая дорога домой, тягостные и радостные секреты, у каждой свой, у каждой — касающийся любимого мужчины. При общей бесструктурности и будто бы произвольности «Все, что нам представляется светом» — одна из самых осмысленных и наполненных картин уходящего года. Рутинные тревоги и чаяния двух маленьких женщин из большого Мумбаи кажутся знакомыми, понятными и абсолютно универсальными. Кападиа, которая дебютировала в документалистике, заходит на территорию художественного кино с оптикой туристки в родном городе. Режиссерка видит жизнь в мерцающем свете уходящих и приходящих моментов — не великих, а самых обыкновенных. В конце концов всем нам иногда под гнетом измучившей усталости хочется просто сесть на пол и крепко обнять пароварку (звучит как план на новогодние каникулы!).

«Все, что нам представляется светом» выйдет в российский прокат 6 марта.

Настасья Горбачевская

Текст: Film.ru
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?