«Золотой глобус» – вторая по значимости американская кинопремия, которая присуждается Голливудской ассоциацией иностранной прессы
Одно из главных отличий «Золотого глобуса» от «Оскара» – отдельные наградные категории для комедий и драм. На церемонии 1990 года это позволило в равной степени отметить острую драму Оливера Стоуна «Рожденный четвертого июля» (лучшая драма, лучший режиссер, лучший сценарий, лучший драматический актер) и прекраснодушную трагикомедию Брюса Бересфорда «Шофер мисс Дейзи» (лучшая комедия, лучший комедийный актер, лучшая комедийная актриса). В свою очередь, Киноакадемия наградила «Рожденного» лишь за режиссуру, а «Шофер» был отмечен в категориях «лучший фильм», «лучшая актриса», «лучший адаптированный сценарий». Так политкорректность оказалась важнее политической заостренности. Также любопытно, что в соревновании двух звезд, изображающих калек, журналисты отметили Тома Круза за «Рожденного», а киноакадемики – Дэниела Дей-Льюиса за «Мою левую ногу».
Глядя из 2015 года, трудно представить, что такая потрясающая лента, как триллер «Молчание ягнят», не собрала все призы, которые только ей можно было присудить. И действительно, ее группа вернулась с церемонии «Оскара» с пятью ключевыми статуэтками (лучший фильм, лучший режиссер, лучший ведущий актер, лучшая ведущая актриса, лучший адаптированный сценарий). Иностранные журналисты, однако, не прочувствовали тренд и «раскидали» основные призы по разным картинам: «Багси» (лучшая драма), «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (лучший режиссер), «Тельма и Луиза» (лучший сценарий), «Повелитель приливов» (лучший драматический актер)… «Молчание» было отмечено лишь за игру Джоди Фостер. Напротив, награды в категориях «актеры второго плана» в тот год в точности совпали: Джек Пэланс за «Городских пижонов» и Мерседес Рул за «Короля-рыбака».
Возвращение на экраны вестерна против ремейка популярной итальянской ленты. Догадайтесь с трех раз, какое жюри предпочло какую картину! И в самом деле, голливудские киноакадемики наградили вестерн «Непрощенный» в категориях «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучший актер второго плана» и «лучший монтаж», тогда как «Запах женщины» удостоился лишь «Оскара» для лучшего ведущего актера (Аль Пачино). Напротив, иностранные журналисты присудили «Запаху женщины» «Глобусы» в номинациях «лучшая драма», «лучший сценарий» и «лучший ведущий актер», а «Непрощенный» был отмечен лишь за режиссуру Клинта Иствуда и второплановую игру Джина Хэкмена. Зато и те и другие солидарно предпочли «Индокитай» Режиса Варнье «Урге» Никиты Михалкова. Логично – Вьетнам для западной истории куда важнее Монголии.
Сойдясь во мнении, что лучший драматический актер 1995 года – Николас Кейдж в «Покидая Лас-Вегас», киноакадемики и журналисты не смогли столь же синхронно проголосовать за лучшую драму (лучший фильм). Поэтому продюсерский «Оскар» достался создателям «Храброго сердца», а продюсерский «Золотой глобус» – авторам «Чувства и чувствительности». При этом голосование в номинациях «лучший режиссер» и «лучший сценарий» дало идентичный результат. Мел Гибсон за «Храброе сердце» и Эмма Томпсон за «Чувства и чувствительность». То есть для академиков режиссура оказалась важнее сценария, а для журналистов – наоборот. Также любопытно, что получивший «Оскар» сценарий «Подозрительных лиц» на «Глобус» даже не был номинирован. Остался без «Глобуса» и «оскароносец» Кевин Спейси (лучшая роль второго плана в «Лицах»). Журналисты предпочли Брэда Питта в «12 обезьянах».
На церемонии «Оскара» в 1997 году абсолютным победителем был «Английский пациент», удостоенный девяти «Оскаров» в 12 номинациях (в том числе «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучшая музыка», «лучшая актриса второго плана»). Впоследствии это решение было признано неудачным, и ныне «Пациента» постоянно включают в перечни перехваленных и перенагражденных лент. А что же иностранные журналисты? Они также поддались на обаяние ленты Энтони Мингеллы, но наградили ее лишь в категориях «лучшая драма» и «лучшая музыка». Продемонстрировали «глобусовцы» здравый смысл и в категории «лучший актер второго плана», предпочтя более талантливого Эдварда Нортона («Первобытный страх») политкорректному Кьюбе Гудингу-младшему («Джерри Магуайр»). В чем журналисты с киноакадемиками в тот год сошлись, так это в том, что лучше русский мальчик в Чехии («Коля»), чем русские парни в Чечне («Кавказский пленник»).
«Оскаровская» церемония 1999 года была настоящей комедией ошибок. Семь наград «Влюбленного Шекспира», три награды «Жизнь прекрасна», ноль призов для «Шоу Трумана» и лишь одна ключевая статуэтка для «Спасти рядового Райана» (режиссура Стивена Спилберга). А что же журналисты? Они развели «Спасти рядового Райана» и «Влюбленного Шекспира» по разным номинациям и наградили первого как лучшую драму, а второго – как лучшую комедию. Стивен Спилберг также был отмечен за режиссуру, «Шоу Трумана» удостоилось трех «Глобусов» (лучший ведущий актер в драме, лучший актер второго плана, лучшая музыка), а «Жизнь прекрасна» вовсе не была номинирована, даже как лучший фильм на иностранном языке. «Влюбленный Шекспир» был дополнительно награжден за лучший сценарий и лучшую ведущую комедийную актрису. Как видите, куда более разумное распределение призов.
«Оскар» 2002 года известен как год исправления голливудской несправедливости по отношению к темнокожим актерам. Лучшим актером 2001 года был объявлен Дензел Вашингтон за «Тренировочный день», а лучшей актрисой – Холли Берри за «Бал монстров». Первая награда обычно считается заслуженной, а вторая – данью политкорректности. А что же иностранные журналисты? Их предки негров особенно не угнетали, и они в 2002 году предпочли белых звезд. Лучшими ведущими актерами по версии «Глобуса» стали Расселл Кроу (драма «Игры разума») и Джин Хэкман (комедия «Семейка Тененбаум»), а лучшими ведущими актрисами – Сисси Спейсек (драма «В спальне») и Николь Кидман (мюзикл «Мулен Руж!»). Дензел Вашингтон довольствовался номинацией, а Берри на церемонии вовсе не упоминалась.
Кино о холокосте считается надежной заявкой если не на награды, то по крайней мере на многочисленные номинации. Однако, проигнорировав в 1999 году «Жизнь прекрасна», жюри «Золотого глобуса» четыре года спустя лишь немногим лучше обошлось с «Пианистом». В то время как киноакадемики присудили драме Романа Полански три «Оскара» в семи номинациях (лучший режиссер, лучший ведущий актер, лучший адаптированный сценарий), журналисты отметили ленту лишь двумя номинациями (лучший актер и лучшая драма). Полански, как видите, даже не был включен в режиссерскую номинацию, которую выиграл Мартин Скорсезе за «Банды Нью-Йорка». Других наград, впрочем, «Банды» не удостоились. Так, в номинации «лучший драматический актер» Эдриена Броуди из «Пианиста» и Дэниела Дей-Льюиса из фильма Скорсезе обошел Джек Николсон из «О Шмидте». Последний, кстати, этому очень удивился. Николсон считал, что «О Шмидте» – комедия.
Вновь продемонстрировав нежелание награждать темнокожих исполнителей, жюри «Золотого глобуса» промахнулось и отметило Леонардо Ди Каприо за «Авиатора» вместо более убедительно сыгравшего в «Рее» Джейми Фокса. Киноакадемия этот промах исправила… И заодно не вполне заслуженно отметила Моргана Фримена за игру второго плана в «Малышке на миллион». «Золотой глобус» в этой категории получил Клайв Оуэн за «Близость». Не удостоилась «Глобуса» «Малышка» и в категории «лучшая драма». Эта награда ушла «Авиатору». Аналогичный «Оскар», напротив, получила «Малышка». А вот режиссура Клинта Иствуда и игра Хилари Суонк были отмечены обеими наградами. Также интересно, что номинированный на «Оскар» как лучший иностранный фильм немецкий «Бункер» (источник видеомема про разъяренного Гитлера) в номинацию на «Глобус» не попал. Победитель категории при этом на обеих церемониях был один и тот же – «Море внутри» Алехандро Аменабара.
Как мы уже убедились, жюри «Золотого глобуса» не слишком переживает по поводу американских расовых отношений. А вот геи и в Европе геи. Даже если это геи-ковбои. Поэтому чуть позже получившее три «Оскара» «Столкновение» Пола Хаггиса довольствовалось одной-единственной «глобусной» номинации (лучший сценарий), а вот «Горбатая гора» принесла своим создателям «Глобусы» в категориях «лучшая драма», «лучший режиссер» и «лучший сценарий». Впрочем, «Гору» не обидели и во время церемонии «Оскара»: лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий и лучшая музыка. А вот «лучший фильм» – это для «Столкновения». Не сошлись в политике два жюри и тогда, когда присуждали награды лучшему фильму на иностранном языке. Журналисты выбрали провокационный палестинский «Рай сегодня» о террористах-самоубийцах, а киноакадемики – более «тихую» ленту из ЮАР о юном уличном бандите «Цоци».
«Отступники», ремейк гонконгского триллера «Двойная рокировка», в 2007 году были награждены четырьмя «Оскарами», среди которых была и давно ожидаемая режиссерская статуэтка для Мартина Скорсезе. Наградили классика и «Золотым глобусом», а вот других «Глобусов» «Отступникам» не досталось. Вместо них лучшей драмой предыдущего года был объявлен «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. «Лучший сценарий» же (еще один «Оскар» «Отступников») на церемонии «Глобуса» ушел «Королеве» Стивена Фрирза. Что интересно, если лучшим фильмом на английском языке стала мексиканская постановка, то лучшим фильмом на иностранном языке стало творение голливудского режиссера! Клинт Иствуд получил «Золотой глобус» за японоязычные «Письма с Иводзимы». При этом среди его конкурентов был Мел Гибсон со снятым на языке майя «Апокалипсисом». «Оскара» же в этой категории в тот год удостоилась немецкая «Жизнь других».
В 2008 году очередная лента братьев Коэн «Старикам тут не место» была номинирована на восемь «Оскаров» и удостоена четырех (лучший фильм, лучшие режиссеры, лучший адаптированный сценарий, лучший актер второго плана). Многие американские критики называли ее лучшим фильмом года и одной из лучших картин десятилетия. Иностранные журналисты, однако, были не столь впечатлены, и «Старикам…» удостоилась всего двух «Золотых глобусов» (лучший сценарий и лучший актер второго плана). В категории «лучшая драма» журналисты предпочли «Искупление» Джо Райта, а в категории «лучший режиссер» награду получил Джулиан Шнабель за драму «Скафандр и бабочка». Также любопытно, что два «наших» фильма, претендовавшие в тот год на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке» (российский «12» Никиты Михалкова и казахский «Монгол» Сергея Бодрова), в аналогичной номинации «Глобуса» отсутствовали. Как, впрочем, и все остальные ленты из соответствующего «оскарного» списка.
Если в 2006 году жюри «Золотого глобуса» предпочло «Столкновение» «Горбатой горе», то в 2009 году политическая драма о гей-активисте «Харви Милк» довольствовалось одной-единственной, и при том проигранной актерской номинацией. В то время как киноакадемики номинировали эту ленту в восьми категориях и присудили ей две награды (лучший ведущий актер и лучший сценарий). Кого иностранные журналисты предпочли Шону Пенну и Дастину Лэнсу Блэку? Лучшим актером 2008 года для них стал Микки Рурк из «Рестлера», а лучшим сценаристом – автор «Миллионера из трущоб» Саймон Бофой. Вообще, последняя картина в тот год была любимицей обоих жюри. Она удостоилась восьми «Оскаров» и четырех «Глобусов». Что касается «Рестлера», то он остался без «Оскаров» и получил помимо «Глобуса» Рурка «Глобус» за лучшую песню (The Wrestler Брюса Спрингстина)
«Аватар» против «Повелителя бури», Джеймс Кэмерон против Кэтрин Бигелоу – состязание бывших супругов, которое превратилось в противостояние двух Голливудов, спецэффектного и актерского. Как знают все, кто следит за киноновостями, на церемонии «Оскара» в тот год победили Бигелоу и «Повелитель». «Аватар» довольствовался тремя «техническими» призами, тогда как съемочная группа «Повелителя» унесла домой шесть статуэток. А что же «Золотые глобусы»? С ними все было ровно наоборот. Три номинации без наград для «Повелителя» и два «Глобуса» в четырех номинациях для «Аватара». Фильм стал «лучшей драмой», а Джеймс Кэмерон – «лучшим режиссером». К сожалению, жюри «Глобуса» в тот год также повторило промах жюри «Оскара» и назвало Сандру Буллок «лучшей актрисой» за игру в слабой «Невидимой стороне».
Четыре «Оскара» «Король говорит!» в двенадцати номинациях – очевидное фиаско киноакадемиков, которые предпочли приятное, но незначительное кино более представительным конкурентам. А что же журналисты? Они номинировали «Короля» в семи категориях, но вручили ему лишь приз за лучшую игру ведущего актера, Колина Ферта. Главным же фильмом церемонии стала актуальная «Социальная сеть» Дэвида Финчера, награжденная в номинациях «лучшая драма», «лучший режиссер», «лучший сценарий» и «лучшая музыка». Не факт, что правильное, но определенно более верное решение, чем то, которое приняла Киноакадемия. Также отметим, что российский «Край» участвовал в битве за звание лучшего фильма на иностранном языке по версии «Глобуса», но не был номинирован на аналогичный «Оскар».