7 октября на стриминге Hulu вышло продолжение знаменитого хоррора «Восставший из ада». Франшиза живет и сводит с ума зрителей уже 45 лет, но из всех последних сиквелов фанаты с нетерпением ждали именно фильм Дэвида Брукнера. Ведь он должен был вывести серию из застоя. Мы посмотрели новый хоррор о сенобитах, а также пересмотрели старые картины — и расставили их от лучшей к худшей.
После шестилетнего перерыва (провальная восьмая часть «Восставшего из ада» вышла аж в 2005 году, а девятая — в 2011-м) франшиза вновь вернулась на экраны. Только в этот раз — на малые, почти полностью минуя кинотеатры и тиражируясь сразу на DVD-дисках. Второй больной удар по самолюбию фанатов произошёл после кастинговых перестановок: бессменный исполнитель роли Пинхеда Даг Брэдли уступил место нехаризматичному Стефану Смиту Коллинзу. В «Откровениях» глава сенобитов растерял былой шарм и больше напоминал косплеера с хэллоуиновской вечеринки: детали костюма почти те же, а интонации и эмоции — фальшивые.
К тому же продолжение совершенно не переосмыслило канон. Фильм Виктора Гарсии слегка видоизменил первоисточник Клайва Баркера, добавив больше персонажей и заунывных диалогов (кажется, на сцены с сенобитами просто не хватило денег), но в точности повторил центральный конфликт и жанровые мотивы. Если в 1987 году едкие комментарии на тему упадка современной семьи выглядели уместно, то в 2011-м эти же идеи прозвучали совершенно архаично. Здешние сенобиты явно застряли в многолетней пробке по пути из ада на Землю.
Фильм Рика Боты полностью открестился от готической эстетики Клайва Баркера, жутких сцен пыток и остроумных размышлений на тему порока. Вместо этого он предложил зрителю малобюджетную страшилку в восточноевропейских декорациях «Хостела» с сектантами и детективной линией из второсортных конспирологических романов. Дело в том, что сценарий «Армии мертвецов» изначально был отдельным проектом, независимым от вселенной «Восставшего из ада». Но ловким движением продюсерской руки сюжет буквально пришили к разложившейся плоти сенобитов. Возможно, именно поэтому адские монстры появляются в фильме всего на несколько минут: сложно оправдать наличие в сюжете персонажей, которых там изначально и не должно было быть.
Восьмая часть франшизы — одна из причин, по которым Даг Брэдли вскоре отказался играть Пинхеда. В «Адском мире» серия окончательно превратилась в заурядный слэшер: сенобиты бегали за героями и убивали их подручными крюками и ножами. Да и сам фильм, кажется, сознательно глумился над фан-сервисом легендарной франшизы. Главными героями выступили наивные подростки, увлеченные онлайн-игрой «Восставший из ада». Их обманом загоняли в древний особняк и поочередно устраняли самыми изощрёнными способами.
Как и седьмая часть серии, «Адский мир» изначально тоже никак не был связан со вселенной Клайва Баркера: авторы переработали рассказ «Тьма не может дышать» и добавили в него сенобитов. Единственное достоинство фильма — до смешного похотливый герой Генри Кавилла, который постоянно жаждет лёгкого секса, но вместо этого попадает в лапы к адским чудищам.
Героиня первого фильма Кёрсти Коттон и её муж Тревор Гуден попадают в аварию: машина идёт ко дну реки вместе с девушкой, а супругу чудом удаётся выбраться. Теперь вдовца подозревают в убийстве, а из-за магии сенобитов его начинают домогаться женщины. «Восставшего из ада 6» стоит ценить за попытки расширить мифологию франшизы и изменить ее жанровость со сплэттерпанка на параноидальный эротический нуар. Во всём остальном «Поиски ада» — эталонно плохой хоррор-сиквел, которому не хватает ни режиссёрского мастерства, ни сценарной смелости. Именно здесь во франшизу пришёл постановщик Рик Бота: на протяжении трёх фильмов он старательно искал новый нерв серии, но каждый раз неизменно скатывался в посредственное ремесленничество.
Десятая часть франшизы — возможно, самый недооценённый фильм в серии. Её можно критиковать за дешевизну практических эффектов и сценарий, почти не связанный с событиями основной франшизы. А можно снисходительно похлопать по окровавленному плечу за ряд смелых решений, начиная от добавления в сюжет новых обаятельных сенобитов и заканчивая сознательно отталкивающей манерой съёмки. Когда смотришь «Восставший из ада: Приговор», чувствуешь себя пленником грязного и мрачного рехаба: повсюду снуют жуткие силуэты, из углов раздаются крики, а таинственные шёпоты за стенами сводят с ума. Ничего не понятно, но интригует до мурашек. Хоть и снято совершенно по-любительски, а сюжет состоит из хаотичного набора бессвязных сцен.
«Кровное родство» стало, возможно, самым амбициозным фильмов во франшизе: действие перемещалось из космического корабля в старинную Францию и, наконец, добиралось до наших дней. Создатели раскрыли секрет зловещей шкатулки, которая освобождает сенобитов, и рассказали о прошлом нескольких подручных Пинхеда.
В то же время квадриквел заметно уступал первым трём частям. Пытаясь превзойти их в самых незначительных деталях, фильм так и не решил, чем он хочет быть: космо-хоррором, пыточным порно или драмой о роковых родственных связях. Режиссёр Кевин Ягер явно хотел раскрыть каждую из этих сторон, но прения с продюсерами зарубили на корню потенциальный хит: фильм сократили на 25 минут и переписали ему концовку. В результате постановщик указал в титрах псевдоним Алан Смити вместо своего реального имени.
Режиссёр «Ритуала» и «Дома на другой стороне» Дэвид Брукнер воскресил веру фанатов во франшизу. На роль Пинхеда он взял трансгендерную актрису (в оригинале Баркера персонаж был андрогинным), а вместо стандартного ребута пообещал зрителям «мягкий» сиквел: события фильма разворачиваются в оригинальной вселенной, но не продолжают и не переосмысляют сюжет прошлых частей. Отчасти старания Брукнера оправдались: сенобиты выглядят, пожалуй, даже страшнее, чем антагонисты из оригинального фильма. А сюжет бережно перенимает лучшее из первоисточника, включая размышления о пороках общества и фаустинские мотивы.
Однако продолжению явно не хватает панковского задора Клайва Баркера. Насилие у Брукнера слишком вылизанное, почти что рекламное — и поэтому не вызывает никакого отвращения. А сценарий слишком точно повторяет предыдущий фильм режиссера — «Дом на другой стороне». Головоломки, заброшенные особняки, таинственные планы мужчин-абьюзеров и мистика, возникающая в самых неожиданных сценах, — пересечений так много, что новый «Восставший из ада» выглядит калькой с куда более оригинального фильма.
Творческий путь режиссёра «Доктора Стрэнджа» и «Чёрного телефона» Скотта Дерриксона начался с «Восставшего из ада 5». Уже в этом фильме у постановщика начало проявляться авторское видение. «Преисподняя» ловко перевоплотилась из готического хоррора в стильный неонуар, напоминающий финчеровский триллер «Семь». Экран заполняли холодные синие и желтые цвета ночного Лос-Анджелеса, а в центре сюжета оказывался полицейский с тёмным прошлым. Его моральным исканиям и безрадостным детективным будням было уделено больше времени, чем собственно легендарным сенобитам. Фанаты явно ждали не этого, но вместо конвенционального сиквела они получили стильное, неглупое, пускай и слегка вторичное кино о морали и законе.
Третья часть «Восставшего из ада» стала первым фильмом, снятым не в родной Баркеру Британии. Действие перенесли в Нью-Йорк, а эстетика мрачных двухэтажных домов уступила место неоновому свету ночных клубов и шуму молодёжных рейвов. Однако создатели остались верны канону в самом важном: количество сцен с сексуальными девиациями и пыточной эстетикой увеличилось десятикратно. Сенобиты стали выглядеть еще мрачнее, их жертв стало еще больше, а минималистичный вальсовый саундтрек Кристофера Янга на титрах сменился шумным рок-шлягером Motörhead Hellraiser. Пускай это была глобализация во всей красе, в основном переезд франшизы на американскую территорию вышел безболезненным.
После выхода первого «Восставшего из ада» Клайв Баркер был занят новыми проектами, так что сценарий сиквела он оставил верному коллеге и другу Питеру Аткинсу. Ещё в молодости они разъезжали с труппой The Dog Company по всей Британии и показывали постановки в кровавой стилистике театра «Гран-Гиньоль». Скорее всего, именно взаимопонимание двух авторов сказалось на успехе продолжения: фильм бережно отнесся к наследию оригинала, но радикально расширил вселенную «Восставшего из ада» и раскрыл все её интригующие тайны.
Если первая часть ограничивались камерными декорациями двухэтажного частного дома, то второй «Восставший из ада» брал публику нахрапом: нас провели по инфернальным закоулкам ада, в которых живут сенобиты, и рассказали о биографиях монстров не меньше, чем о прошлом главных героев. Так, мы впервые увидели человеческий облик Пинхеда и больше узнали о Джулии — одной из антагонисток первого фильма.
Британец Клайв Баркер увидел, как студии обходятся с его романами и рассказами, поэтому решил в одиночку экранизировать повесть «Восставший из ада». У автора почти не было опыта режиссуры, однако на площадке ему помогли опытные коллеги — оператор Робин Виджон и специалист по гриму Боб Кин. Они привнесли в фильм зловещие практические эффекты и напряжённую съёмку, вдохновлённую триллерами Дарио Ардженто. А сам Баркер сохранил минималистичный стиль оригинала. В хорроре не было ничего лишнего: все события происходили в пределах двухэтажного дома, а сюжет строился на старом фаустианском концепте сделки с дьяволом.
Дебют Баркера осуществил революцию в жанре. С одной стороны, он вписался в волну таких остросоциальных хорроров о кризисе семьи, как «Ребёнок Розмари» и «А теперь не смотри». С другой — совмещал актуальную проблематику с эстетикой из фильмов категории В. Баркер не чурался ни откровенных постельных сцен, ни жестоких эпизодов пыток, а образы искалеченных сенобитов долго являлись в кошмарах большинству зрителей.