Когда разговор заходит о жанре запутанных расследований, на первый план выходят «герои, которые носят плащи» — Шерлок Холмс, Раст Коул, Пуаро, Коломбо: так или иначе сразу вспоминаются профессионалы, полицейские, частные детективы или отставные сыщики, которые не ищут спокойствия на пенсии. Но порой кино вынуждает заняться восстановлением справедливости любителей, случайных прохожих или родственников жертвы. Рассказываем о новом хите «Покерфейсе» и еще пяти сериалах, где преступников вычисляют дилетанты.
После выхода детектива «Достать ножи» возвращения Райана Джонсона ждали как нового слова от мессии жанра: конструкция, деконструкция, постмодернистские шуточки и эксцентричный сыщик Бенуа Бланк в исполнении Дэниела Крэйга. Пусть «Стеклянная луковица» не оправдала ожиданий многих, тем ярче прозвучал «Покерфейс» — процедурал, ставший на рельсы howcatchem: зритель видел глаза убийцы, протагонисту осталось лишь поймать мерзавца. Выслеживать нечистых на руку берется Чарли Кейл (бесподобная Наташа Лионн) — сыщица поневоле. У женщины врожденный талант чуять вранье за версту, а потому обвести Чарли вокруг пальца будет непросто. «Покерфейс» мгновенно стал хитом: теплый ветер роуд-муви, опасные разборки с владельцами казино и бездонное обаяние Наташи Лионн. Если вы еще не открыли эту дверь, самое время пуститься в путь вместе с Чарли.
Подробнее о сериале читайте в нашей рецензии.
Главная Мекка любительских расследований — тру-крайм подкасты, которые не раз помогали отыскать виноватых там, где официальные инстанции оставили попытки. Неудивительно, что однажды подкаст стал сериалом: правда, речь о расследовании вымышленном и скорее лирично-юмористичном, чем пробирающем до костей. Трое соседей, встретившихся в лифте «Арконии» на Манхэттене, решают разобраться с таинственной гибелью жильца престижного дома — самоубийство не кажется такой уж реалистичной причиной смерти. А заодно можно записать и шоу по мотивам поисков. Уже вовсю идут съемки третьего сезона «Убийств в одном здании»: к касту присоединились Пол Радд и Мерил Стрип. За предыдущие два «Аркония» успела стать уютным прибежищем для всех одиноких и настоящей терапией, общим хобби. Может, хитросплетения сюжета не заставят вскрикивать от неожиданности, но Чарльз, Оливер и Мэйбл (Стив Мартин, Мартин Шорт и Селена Гомес) моментально становятся близкими друзьями и лучшими partner in crime на стримингах.
Подробнее о сериале читайте в нашей рецензии.
В «Курорте» за расследование берутся Эмма (Кристин Милиоти) и Ноа (Уильям Джексон Харпер): годовщину свадьбы пара празднует в роскошном отеле на полуострове Юкатан, правда, бесконечным благам системы «все включено» супруга предпочитает бесконечные приключения. Несколько лет назад в соседнем отеле под Рождество пропали молодые туристы из Штатов, первой зацепкой стал телефон, который Эмма обнаружила в джунглях во время экскурсии. Шоураннером «Курорта» выступил Энди Сьяра — сценарист сай-фай ромкома «Зависнуть в Палм-Спрингс», а потому от сериала справедливо ожидать не лихо закрученной интриги, а перебоев в линии хронологии и метафизических рассуждений о памяти, переживании утраты и тоске по близким. И тем не менее смотреть шоу невероятно интересно, события развиваются параллельно: сегодня Эмма и Ноа бродят по заброшенной гостинице в поисках улик, а 15 лет назад Сэм (Скайлер Гизондо) встречает Вайолет (Нина Блумгарден) и юные отдыхающие немедленно влюбляются друг в друга.
Подробнее о сериале читайте в нашей рецензии.
Убийства — убийствами, но порой приходится расследовать преступления загадочные, а подозреваемых искать за гранью сознания. Профессионалами паранормальных дел были Малдер и Скалли, но «Секретные материалы» закрылись, и за дело взялся профессор гематологии Каирского университета доктор Рефат (Ахмед Амин). «Явления» — первый оригинальный египетский проект Netflix: в основу сценария легли романы в мягких обложках Ахмеда Халеда Тауфика, а главной «преступницей» числится девочка-призрак из детства Рефата. Стареющий и безвозвратно лысеющий профессор посвятил жизнь тому, чтобы не верить в сверхъестественное, но потустороннее снова и снова стучится в двери (чаще в двери шкафа по ночам). Паранормальный процедурал (в котором, конечно, есть мумии!) пока остановился на одном сезоне, но не стоит шоу сбрасывать со счетов. Старомодный ретро-детектив (за окном 60-е) ловко курсирует между жанровыми закоулкам — от мистических расследований к сентиментальным пассажам о чувствах, от романтики к едкому юмору доктора Рефата.
Подробнее о сериале читайте в нашей рецензии.
Поначалу кажется, что «Змей в Эссексе» — зрелище вполне мелодраматическое и даже академическое. Став вдовой, Кора Сиборн (Клэр Дейнс) отправляется в деревню на поиски загадочного дракона, который пугает местных. Кора — человек науки, она изучает окаменевшие останки древних рептилий и надеется повстречаться с существом доисторическим. Оппонировать ученой будет местный священник Уилл (Том Хиддлстон) — библейского зверя он считает выдумкой суеверных соседей. Интрига в сериале мерцающая: когда кажется, что «Змей» отвернулся от любых загадок происхождения (и наличия) мистического существа, шоу преподносит новый сюрприз, а рассуждения о теологии, вере и эволюции прерываются неожиданным происшествием. Впрочем, Кора искренне верит в то, что она сыщица, — леди опрашивает встречных, ищет улики и строит предположения. Но расследование на болотах продвигается совсем не так, как ожидала дама из Лондона.
Подробнее о сериале читайте в нашей рецензии.
Завершим подборку любителями, которые повлияли на исход вполне реального дела, пусть в дальнейшем расследование и оказалось в руках профессионалов. «Руки прочь от котиков!» — тру-крайм сериал об энтузиастах, которые наткнулись на видео, где некто убивает котят. Не выдержав уровня жестокости, граждане из социальных сетей начали поиск живодера. Музыка на фоне, предметы обстановки, онлайн-след садиста — больше года функционировал форум интернет-сыщиков, прежде чем подключилась полиция. «Руки прочь от котиков!» наглядно показывает, как преступление онлайн силами Интернета же и раскрывается: не моментальными озарениями, а кропотливой работой и терпением людей, которые в свободное время добиваются справедливости. Отдельно отметим, что создатели документального сериала позаботились о зрителях: эпизоды насилия остаются за кадром.