Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

10 лучших отечественных экранизаций фантастики и фэнтези

Новый российский фантастический фильм «Черновик» перенес на экран одноименный роман Сергея Лукьяненко. Получилось не очень. А кто в нашей стране удачно экранизировал такие книги?

Добавить в закладки
Воспоминания о будущем

Валентин Селиванов и актеры фильма "Большое космическое путешествие"

«Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика не шла в советском прокате, но «хорошие люди» могли ее посмотреть. Одним из таких людей был знаменитый детский писатель Сергей Михалков, который в 1970 году, через два года после премьеры легендарного фантастического фильма, сочинил пьесу «Первая тройка, или Год 2001-й…», где речь шла о школьниках, летящих в космосе и попадающих в смертельно опасную передрягу. Пять лет спустя Валентин Селиванов снял замечательный фильм по мотивам «Первой тройки». Эта лента среди прочего подарила русскому языку фразу «Спокойно, Маша, я – Дубровский» (речь идет о пушкинских персонажах, но у Пушкина такой фразы нет).

Кадр из фильма "Он – дракон"

В основу недавней романтической фэнтези-ленты Индара Джендубаева лег роман Сергея и Марины Дяченко «Ритуал». Фильм рассказал о любви знатной княжны и дракона-оборотня, которому суждено похищать и убивать девушек. Лента провалилась в отечественном прокате и не смогла окупиться даже за счет китайских зрителей, хотя в Поднебесной у нее нашлось немало поклонников. Но коммерческое фиаско не делает кино хуже. Оно лишь показывает, что фильм не нашел свою публику.

Кадр из фильма "Гостья из будущего"

В 1978 году Кир Булычев (он же Игорь Можейко) опубликовал шестую книгу из длинного цикла о приключениях Алисы Селезневой, школьницы из недалекого коммунистического будущего. «Сто лет тому вперед» рассказывала о путешествии Алисы в прошлое (то есть в Москву 1970-х) и об ее знакомстве с советскими ровесниками. Несколько лет спустя началась работа над коротким телесериалом «Гостья из будущего», который стал сверхпопулярным сразу после премьеры. Исполнительница главной роли Наташа Гусева превратилась в национального кумира. Сейчас «Гостья» смотрится совсем не так, как тридцать лет назад, но это все еще очень обаятельное зрелище, которое вызывает сильные приступы ностальгии.

Кадр из фильма "Планета бурь"

Писатель-фантаст Александр Казанцев в 1959 году опубликовал повесть «Планета бурь», а уже два года спустя зрители увидели экранизацию Павла Клушанцева. Причем лента попала далеко не только в советский прокат. Фильм о драматичной экспедиции на Венеру увидели даже в США. Правда, продюсерская компания Роджера Кормана перемонтировала картину, переименовала персонажей и даже актеров (!) и добавила новые сцены. Кстати, в Америке ленту переделывали два раза. Второй раз этим занимался будущий известный режиссер Питер Богданович, который добавил в «Планету» кадры с полуголыми девушками. Мол, какая же фантастика без соблазнительных красоток!

Кадр из фильма "Человек-амфибия"

В основу опубликованного в 1928 году романа Александра Беляева «Человек-амфибия» была положена французская книга со схожим зачином – ученый пересаживает ребенку жабры вместо легких. Но если в капиталистическом романе главные герои пытаются поработить человечество (человек-рыба пускает ко дну корабли, а его создатель предъявляет грозные ультиматумы), то в советской книге Ихтиандр – добродетельный персонаж, и злодеями оказываются совсем другие, консервативные люди. В 1961 году популярнейшая книга удостоилась экранизации в исполнении режиссеров Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева. Новаторские для своего времени подводные съемки и обаятельнейший актерский дуэт Владимира Коренева и Анастасии Вертинской сделали картину одной из главных советских романтических лент.

Кадр из мультфильма "Тайна третьей планеты"

Мы редко смешиваем игровые и рисованные фильмы в одном перечне, но мультфильм «Тайна третьей планеты» Романа Качанова достоин стоять в одном ряду с шедеврами нашего кино. Эта великолепная, разошедшаяся на цитаты картина основана на повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». Она рассказывает о том, как Алиса Селезнева вместе со своим отцом-космобиологом отправляется на поиски животных для зоопарка и по пути побеждает космических пиратов.

Фото со съемочной площадки фильма "Убить дракона"

Из всех замечательных фильмов Марка Захарова «Убить дракона» ближе всего к содержанию нашего хит-парада. Поэтому он в него попал и занял почетное место. Картина вдохновлена фэнтези-пьесой Евгения Шварца «Дракон», в которой героический рыцарь обнаруживает, что убийства дракона совершенно недостаточно, чтобы спасти людей от его власти. Ведь к рабству и насилию можно привыкнуть, и тогда свобода будет казаться опасной и ненужной. Картина снята в постмодернистском ключе на стыке фэнтези, фантастики, притчи и горькой комедии.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Одна из лучших советских фарсовых комедий была снята на основе пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». В фильме Леонида Гайдая инженер-изобретатель создает машину времени, в результате чего Иван Грозный попадает в советскую Россию, а управдом Бунша – в царские палаты. Лента получилась не только уморительной, но и сатирической, едко покусывающей советские нравы и взгляды на прошлое. Когда фильм попал в прокат, его посмотрело более 60 миллионов зрителей. «Иван Васильевич» стремительно разошелся на цитаты, и их до сих пор можно услышать в разговорах.

Кадр из фильма "Собачье сердце"

Замечательную фантастическую повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно трактовать по-разному – совершенно не обязательно так, как в телефильме Владимира Бортко. Но эта яркая картина столь удачна и столь известна, что противоречить ей в трактовке Булгакова так же трудно, как идти против ветра. Отлично подобранные актеры и великолепная адаптация текста сделали ленту Бортко эталоном отечественной экранизации в любом жанре.

Кадр из фильма "Солярис"

Можно ли назвать картину Андрея Тарковского удачной экранизацией? Автор романа «Солярис» Станислав Лем так не считал. Он полагал, что режиссер слишком далеко отошел от философии книги в сторону близких ему лично суждений и переживаний. Однако именно благодаря тому, что Тарковский пропустил «Солярис» через себя, он смог создать потрясающее фантастическое кино, которое удостоилась Гран-при Каннского кинофестиваля и которое считается одним из лучших кинопроизведений своего жанра. В «Солярисе» рассказывается об исследовании разумного мира, который читает мысли землян и материализует их воспоминания.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?