Свято чтя еще советские заветы, Минкульт даже спустя четверть века после краха СССР продолжает решать за зрителей, что им смотреть в кинотеатрах, в каком количестве и в какое время
Ящик Пандоры чиновничьей страсти к регулированию открылся в 2012 году, а его первой жертвой стал сербский фильм «Клип», рассказывающий о проблемах взросления подростков с территории бывшей Югославии. Воодушевленная успехами «Клипа» на Роттердамском кинофестивале компания «Кино без границ» закупила картину для проката в России, но разрешения от Минкульта получить не смогла – цензоры посчитали ленту избыточно наполненной подростковым сексом. Отсылки к иностранной критической прессе, утверждение авторов о том, что все актеры были на момент съемок совершеннолетними, а картина отражала действительное положение в обществе, на «культурологов» влияния не оказали – «Клип» стал хитом торрент-трекеров, но большого экрана в России не увидел.
Заслуги авторов и мировое признание их заслуг, впрочем, никогда не считались в России аргументом – в начале 2014-го «на орехи» досталось самому Мартину Скорсезе. Не помогла даже всенародная любовь к Леонардо Ди Каприо, бдительные охранители покоя выступили против проката картины «Волк с Уолл-стрит», поставленной Скорсезе, с Ди Каприо в главной роли. На сей раз инициатором «гонений» выступил Новосибирский госнаркоконтроль, усмотревший в ленте не просто демонстрацию процедур приема запрещенных средств, но и возмутительное удовольствие от них, провоцирующее молодежь повторять «подвиги» героев фильма. Сил борцов с наркотиками хватило только на то, чтобы запугать местные кинотеатры штрафами и отзывом лицензий, что зрителя только подстегнуло.
Известная своими радикальными взглядами на искусство и реальность Валерия Гай Германика сполна хлебнула проблем с выпуском в России своей картины «Да и да». Точнее, с неприятием Минкульта пришлось столкнуться продюсерам, в число которых входили, кстати, Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский. Высокий статус радеющих за широкий прокат оказался бессилен перед жесткой позицией министерства – мату, которым лента переполнена, не место в кинотеатрах. А интерес к «Да и да» был огромен: два сеанса на ММКФ прошли с аншлагами, а дополнительные два показа для журналистов в московском «Пионере» едва не разорвали скромный кинотеатр по швам от наплыва публики. В итоге лента в прокат все же вышла спустя восемь месяцев, но существенно цензурированная и буквально лишенная языка.
Министерство культуры РФ во главе с господином Мединским, как известно, имеет своеобразный взгляд на историю, в мире этих людей, например, существует давно разоблаченный «подвиг панфиловцев», но отсутствуют объективные исследования катынской трагедии. Однако если прокат «Катыни» в России не был осуществлен в силу давности выхода картины, то показы фильма «Приказано забыть», рассказывающего о депортации чеченцев и ингушей в 1944 году, были запрещены с вполне официальной формулировкой: «Фальсификация истории и разжигание межнациональной розни». Так и не получившая прокатного удостоверения лента Хусейна Эркенова была показана на нескольких специальных смотрах и отправилась в архив автора.
Практически анекдотический случай произошел с лентой «Номер 44», которую довольно пышно рекламировали российские кинотеатры в начале 2015 года. Повод был – Голливуд снял кино о послевоенном СССР, где орудует злобный маньяк, к тому же в фильме занято несколько заметных и любимых у нас актеров. К выходу картины на большие экраны была выпущена книга, положенная в основу сценария, прокатчик провел предпремьерный показ для критиков и журналистов и… за два дня до начала проката отозвал фильм из кинотеатров. Официально этот поворот был преподнесен как частная инициатива выпускающей компании, но за кулисами обсуждалось давление со стороны Минкульта, посчитавшего ленту порочащей советский строй. Сегодня «Номер 44» беспрепятственно и даже бесплатно можно увидеть в онлайн-кинотеатрах, если есть желание лично засвидетельствовать голливудский взгляд на загадочную русскую душу.
Успех картины Андрея Звягинцева «Левиафан» на зарубежных кинофестивалях, вручение ленте «Золотого глобуса» и номинация на «Оскар» пробудили к фильму недюжинный интерес на родине, но, как ни странно, не в тех местах, где картина снималась. Власти Мурманской области в лице губернатора Марины Ковтун жестко раскритиковали авторов, якобы, введших мурманчан в заблуждение и снявшие о них «чернуху», и запретили прокат ленты в кинотеатрах региона. Кроме этого, на полном запрете проката настаивал ряд православных активистов, усмотревших в картине порочащие страну образы, характеры и действия. Интерес зрителей, впрочем, запреты пересилил – фильм в кинотеатрах показали, правда, чуть подредактированным, из звукового ряда были вычищены все матерные слова.
Свои поборники морали есть не только у православной части населения России, но и у мусульманской. Наиболее шумно последние проявили себя в период выхода на экраны эротической драмы «Пятьдесят оттенков серого» в феврале 2015-го. Провокационная лента показалась религиозным лидерам Чечни, Дагестана и Ингушетии недопустимой, а потому силами глав регионов прокат ее в кавказских субъектах РФ был запрещен. Прокатчик удар вынес стоически, стиснув зубы раскидав заказанные копии по кинозалам остальных городов и весей России. По факту, кстати, фильм оказался не то чтобы целомудренным, но явно недостаточно разнузданным, чтобы видеть в нем силу, расшатывающую устои, гнущую скрепы и разрушающую психику.
Данный выпадающий из общего ряда скандалов случай стоит отнести скорее к числу приятных сюрпризов – в 2015 году жители России получили уникальную возможность увидеть один из главных релизов года раньше американцев. Вместо запланированной даты 30 апреля марвеловский комикс-блокбастер «Мстители: Эра Альтрона» вышел в прокат на неделю раньше – 23 апреля. С чего вдруг такое счастье? Все просто – дату накануне длинных майских праздников Минкульт «расчистил» под выход отечественной военной драмы Рината Давлетьярова «А зори здесь тихие». Помогло это отечественному релизу весьма условно – весовые категории проектов явно разные.
Еще одним фильмом, пострадавшим от того, что отечественные цензоры, как в анекдоте, «всегда думают о бабах», стала «Любовь» Гаспара Ноэ. Лента впечатлила сторонних наблюдателей вызывающими постерами, но фурора в Каннах не произвела. Для российского Минкульта, впрочем, влажных женских губ на картинке оказалось более чем достаточно – даже с рейтингом «18+» «Любви» долгое время был закрыт путь в кинотеатры. Впрочем, фильм был-таки показан в рамках Московского кинофестиваля, группа прокатчиков-энтузиастов съездила с лентой по городам и весям, где проводила показы в рамках киносмотров, а далее фильм невозбранно вышел на цифровых носителях и стал доступен онлайн. Ровно для того, чтобы любой желающий мог убедиться: Минкульт видит в фильмах что-то свое.
Довольно скандальным оказался очередной проект режиссера Василия Сигарева «Страна ОЗ». На летнем Кинотавре по-хорошему дерзкая картина сорвала аплодисменты и вызвала бурю восторгов, однако и критикам, и журналистам, и прокатчикам было понятно, что без цензуры фильм не сможет прорваться к широкому зрителю – слишком много в нем было мата, жаргона и ругани. Кропотливая работа по переозвучке заняла почти полгода, и под Новый год лента пришла в кинотеатры в существенно выхолощенном виде, все-таки язык – неотъемлемая часть русской души. Наиболее заинтересованные зрители отыскали затем на просторах Сети «правильный» вариант озвучания, но эта утечка сопровождалась шумным скандалом и ссорой автора с трекерами.
История с переносом премьеры биографической драмы «Стив Джобс» – типичная проблема отечественного проката в дни новогодних праздников. Справедливо считается, что сеансы в зимние каникулы приносят наибольшую прибыль кинотеатрам и прокатчикам, а потому за возможность «встать» на престижные даты идет настоящая война. Оттого-то конкуренты и приняли в штыки решение Universal занять существенную часть сеансов релизом, который во всех остальных странах показали еще осенью. Недобросовестность такого хода крайне возмутила отечественных «игроков», которые не замедлили обратиться «наверх». Минкульт формального нарушения не нашел, но на будущее от подобных фокусов предостерег. А кто слушаться не будет, к тому Дед Мороз не придет!
Если обычно жертвами прокатных скандалов ленты становятся по соображениям творческого плана, то картина «8 лучших свиданий» пала жертвой политических баталий – выход фильма совпал с кампанией гневной отповеди в адрес украинского актера Владимира Зеленского, не поддерживающего действия восставших против главенства Киева отдельных районов Луганской и Донецкой областей Украины. Наказать вольнодумца было решено рублем – по России прокатились призывы не ходить на триквел комедии с участием актера. Удалась акция лишь отчасти: самые одиозные издания отрапортовали, что премьерные утренние сеансы прошли с минимумом зрителей, при этом предпочтя закрыть глаза на вечерние аншлаги, в том числе в Крыму. Катастрофический провал сборов фильма связывать все же стоит не с акциями, а с низким качеством картины, откровенно проигрывающей первой и второй частям.
Если в случае с «Мстителями 2» подвижки релиза случились в пользу отечественных зрителей, то «Доктора Стрэнджа», другой проект Marvel/Disney, в России увидели на неделю позже большинства стран, и то только в премиальных залах 3D и IMAX. И вроде бы ничего страшного, подобные сдвиги практиковались и раньше, если бы не всплыла информация о том, что Минкульт намеренно настоял на более поздней дате выхода американского блокбастера. Сделано это было в пользу отечественного фильма «Ледокол», стартовавшего за неделю до «Доктора». Снятая при поддержке Министерства культуры картина получила преференции своего основного инвестора, который по совместительству управляет выходом в прокат конкурентов, – такой вот бизнес по-русски.
Ситуацию с выходом в России диснеевской сказки «Красавица и чудовище» иначе как анекдотической не назовешь. Отдельные отечественные депутаты Госдумы испытали ни с чем не сравнимое возбуждение, узнав из новостей, что в картине будет задействован мужской персонаж с нетрадиционными взглядами на любовь. Не глядя ленту, в Минкульте поспешили удовлетворить потребности законодателей и вынесли детскому фильму «порноплашку» «16+», хотя два эпизода, которые хоть как-то можно трактовать в пользу демонстрации гомосексуальности, занимают в общей сложности полторы секунды (что скорее оскорбительно для геев, нежели почетно). Накануне старта проката Минкульт поспешил дезавуировать свои претензии, но пароход современности, как говорится, российский порт приписки уже покинул.
Пока Владимир Милонов с шашкой наголо бросается на сказочных гомосексуалистов, Наталья Поклонская ведет крестовый поход против любых порочащих, по ее мнению, взглядов на последнего российского императора Николая Второго. Пройдя в рядах ветеранов Второй мировой войны с портретом царя, депутат Госдумы с той же иконой наперевес борется теперь с фильмом Алексея Учителя «Матильда». Лента, в основе которой лежат воспоминания самого Николая, рассказывает о периоде его влюбленности в балерину Матильду Кшесинскую, однако данное отступление от канонов считается законодателем порочащим честь императора. Инициативы Поклонской поддержали и развили ряд православных активистов, открыто пригрозившие кинотеатрам, которые осмелятся демонстрировать «Матильду», поджогами. Релиз картины намечен на октябрь, так что основная схватка Разума и Косности еще впереди.