Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

10 лучших фильмов Венецианского кинофестиваля 2024: выбор редакции

Вряд ли прошедший в Венеции кинофестиваль оставит след в истории кино и запомнится на годы вперед. Основной конкурс смотра подобрался на редкость невыразительный, а победа картины Педро Альмодовара, пусть и заслуженная (в том числе по сумме выслуги лет), в контексте выглядит компромиссным решением жюри под председательством Изабель Юппер. И все же нельзя говорить о безапелляционной неудаче: как и всегда, есть фильмы, которые хочется «забрать» с собой. Рассказываем о 10 лучших картинах Мостры, которые мы посмотрели в этом году на Лидо.

Добавить в закладки
10 лучших фильмов Венецианского кинофестиваля 2024: выбор редакции

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

«Золотой лев» Венецианского кинофестиваля

Тильда Суинтон в роли Марты на кадре из фильма «Комната по соседству»

Тильда Суинтон в роли Марты на кадре из фильма «Комната по соседству»

Новая картина Педро Альмодовара вышла сдержанной, но крайне выразительной при довольно скупых визуальных средствах. Почти весь хронометраж представляет собой вкрадчивый диалог подруг: Ингрид (Тильда Суинтон), не в силах продолжать бороться с раком, принимает решение добровольно уйти. Марта (Джулианна Мур) должна не отговорить, но проводить близкого человека в последний путь достойно. Отталкиваясь от книги американской писательницы Сигрид Нуньес, Альмодовар впервые снимает полнометражный фильм на английском языке, но при переводе не теряет ни в искренности, ни в точности портретного изображения героинь. Возможно, картина вышла слишком компактной и деликатной для звания главного фильма года, но десятилетия спустя захочется обернуться и вспомнить снег, который шел в картине «Комната по соседству».

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

«Серебряный лев» за лучшую режиссуру

Эдриен Броуди в роли Ласло Тота на кадре из фильма «Бруталист»

Эдриен Броуди в роли Ласло Тота на кадре из фильма «Бруталист»

В фестивальной гонке «Бруталист» виделся фаворитом — монументальное киносооружение хронометражем более трех часов, снятое на пленку 70 мм: разве может жюри проигнорировать столь внушительный опус? И все же приз достался лишь режиссеру Брэйди Корбету, что, впрочем, не так уж и мало. Студия А24 приобрела картину для дистрибуции в Северной Америке и, несомненно, сделает ставку на ленту в наградном сезоне. Но и без комплиментов в статуэтках «Бруталист» — редкий фильм, который в XXI веке представляет разносторонний взгляд на ушедший XX век. Архитектор Ласло Тот (Эдриан Броуди) бежал из Старого Света в США, чтобы начать новую жизнь после кошмаров Холокоста. Корбета волнуют не муки творца на пути к совершенству, а отношения человека искусства и заказчика — дельца, который финансирует реализацию проекта (Гай Пирс). Иначе говоря, вышла еще одна картина о капитализме и травме, как и предыдущий фильм режиссера «Вокс Люкс».

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

«Серебряный лев», или «Большой приз жюри»

Мартина Скринци в роли Лючии на кадре из фильма «Горная невеста»

Мартина Скринци в роли Лючии на кадре из фильма «Горная невеста»

«Большой приз жюри» воспринимается как второе место на пьедестале. Награда ушла кроткой и невероятно трогательной картине итальянской режиссерки Мауры Дельперо, которую мгновенно окрестили «”Маленькими женщинами” в Тироле». Вновь взросление на фоне войны: сестры и братья растут в семье деревенского учителя в 1944 году, размеренный ход жизни местных нарушает прибытие дезертира. Зима сменяется осенью, приближаются экзамены и даже бракосочетания — в общем, время движется своим чередом. «Горная невеста» может расстроить неспешным темпом и бессобытийностью, но картина оставляет отпечаток в сердце — будто заглянул в чужую сокровенную тайну. Оператором «Горной невесты» выступил Михаил Кричман, который не единожды сотрудничал с Андреем Звягинцевым, — визуальное решение поражает несокрушимой красотой гор и деревенскими пасторалями.

«Серебряный лев» за лучшую женскую роль

Николь Кидман в роли Роми на кадре из фильма «Плохая девочка»

Николь Кидман в роли Роми на кадре из фильма «Плохая девочка»

Лиричную и довольно оптимистическую интонацию новогодней драмеди Халины Рейн оттеняет драматическое развитие событий в реальности. Николь Кидман не смогла получить награду за лучшую роль на сцене Сала Гранде, потому что прямо перед награждением ей сообщили о смерти матери, и актриса срочно покинула Италию.

Кидман сыграла миссис Совершенство: Роми — СЕО успешной компании, дом — полная чаша, муж (Антонио Бандерас) — талантливый режиссер, дети идут на диалог. Не хватает женщине только реализации сексуальных фантазий, а потому она не может противиться нахальным подкатам нового стажера (Харрис Дикинсон). Как и Корали Фаржеа в «Субстанции», Рейн не боится откровенного разговора о теле женщин после 50 лет и об осознании собственных желаний, в которых нет ничего постыдного.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Специальный приз жюри

Ия Сухиташвили в роли Нины на кадре из фильма «Апрель»

Ия Сухиташвили в роли Нины на кадре из фильма «Апрель»

Есть на фестивалях фильмы, которые дробят публику на «за» и «против». В этом году участь яблока раздора уготована картине грузинской постановщицы Деа Кулумбегашвили — ни с одного пресс-показа конкурса не выходило столько людей. Тому виной натуралистическое изображение на экране репродуктивного здоровья — и родов, и абортов. Зрителями предлагается оптика врача-гинекологини Нины (Иамзе Сухиташвили): она проводит криминальные процедуры прерывания беременности и пытается в патриархальном обществе привить пациенткам ответственность за свое тело. От голой агитки «Апрель» отличает чередование измерений на экране: с одной стороны, общие планы холодных кабинетов, с другой — странные видения или сны, созвучные «черной комнате» из «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера. Называть «Апрель» шокирующим и провокационным фильмом можно было лет 60 назад: сегодня разговор о репродуктивных функциях можно вести открыто — не только называя проблему по имени, но и осмысляя психологические и физические метаморфозы женского естества.

ГОРИЗОНТЫ

Яссмин Димасси на кадре из фильма «Аиша»

Яссмин Димасси на кадре из фильма «Аиша»

Среди фильмов второй по значимости программы смотра «Горизонты» хочется выделить «Аишу», которая впечатляет сменой сюжетной траектории и объемным представлением жизни в Тунисе сегодня. Молодая женщина (Яссмин Димасси) живет с родителями на юге страны и работает в гостиничном бизнесе, отдавая большую часть жалования на нужды семьи. Будущее без перспектив и роман с женатым мужчиной толкают Аю на радикальный выход из сложившихся обстоятельств и стремление начать новую жизнь в столице — более либеральной и менее патриархальной, чем родная провинция. Внезапно драма о побеге и обретении себя превращается в триллер о полицейском произволе, коррупции, бесправности женщин и раскаянии. Режиссер Мехди Барсао уже второй раз («Сына» показали в Венеции в 2019 году) демонстрирует бескомпромиссное отношение к социальной политике Туниса и безусловную любовь к своим героям.

ГОРИЗОНТЫ ЭКСТРА

Джон Магаро в роли Джеффри на кадре из фильма «5 сентября»

Джон Магаро в роли Джеффри на кадре из фильма «5 сентября»

Олимпийские игры в Мюнхене 1972 года вошли в историю не красивыми победами, а кошмарным терактом, который произошел пятого сентября прямо во время соревнований. Спортсмены израильской сборной были захвачены в заложники палестинской организацией «Черный сентябрь». Трагедии и ее последствиям уже был посвящен фильм Стивена Спилберга «Мюнхен», немецкий же режиссер Тим Фельбаум показывает хроники одного дня глазами телевизионщиков спортивного отдела ABC: они вели трансляцию с места событий практически в режиме реального времени. С одной стороны, «5 сентября» — насыщенный кабинетный триллер, напоминающий оскароносный «В центре внимания», с другой — рассуждение о цене информации и моральной этики: можно ли показывать смерть в прямом эфире?

ВНЕ КОНКУРСА

Антуан Бажон в роли Поля на кадре из фильма «Малдорор»

Антуан Бажон в роли Поля на кадре из фильма «Малдорор»

Один из главных вопросов, оставшихся после завершения фестиваля: почему фильм бельгийского постановщика Фабриса дю Вельца удостоился лишь специального показа и не попал в основной конкурс? Детектив, основанный на реальной истории, разворачивается на протяжении нескольких лет в 1990-х и описывает попытки полиции найти виновных в похищениях несовершеннолетних девочек. В первую очередь цепляет личность следователя: Поль (Антони Бажон) — румяный и усатый молодой человек, который постепенно меняет личное счастье на одержимые поиски справедливости. Дю Вельц уже демонстрировал себя довольно жестоким и даже грубым исследователем темных сторон человека в трилогии Арденнского леса («Поклонение»), а теперь представил свой самый бескомпромиссный и суровый фильм в мастерски выполненной жанровой обложке. Проще рекомендовать фильм через знакомые референсы: «Воспоминания об убийстве», «Зодиак» и «Пленницы» в бельгийской провинции.

Кадр из фильма «Городская симфония»

Кадр из фильма «Городская симфония»

Главное кинематографическое чудо Мостры зрителям в этом году (как всегда!) подарила итальянская волшебница Аличе РорвахерСчастливый Лазарь», «Химера»). Короткометражная картина «Городская аллегория» — забавное и яркое переосмысление мифа о пещере Платона, поставленное в контекст жизни реальной и искусства, в первую очередь, конечно, кино. Возможно, вышло по-детски наивно, но искренность и жизнелюбие интонации обезоруживают совершенно. Молодая танцовщица (Лина Кудри) пытается отыскать театр, где назначено прослушивание: дорога дается сложнее, потому что приболевшего ребенка (Найм Эль Кальдауи) было не с кем оставить. Путешествие заканчивается совершенно неожиданным образом, а Париж выворачивается наизнанку в оптике не только Рорвахер, но и соавтора короткометражного фильма художника ДжейАра, который уже работал вместе с Аньес Варда над картиной «Лица, деревни». Если есть сувенир из Венеции, который непременно хочется взять с собой, то это точно «Городская аллегория».

GIORNATE DEGLI OTTORE/ДНИ АВТОРОВ

Джамили Корелль в роли Марсель на кадре из фильма «Сестры»

Джамили Корелль в роли Марсель на кадре из фильма «Сестры»

Лучшей картиной в программе смотра, где больше всего дебютов и инди-драм, стали «Сестры». Художественный фильм режиссерки из Бразилии Марианны Бреннанд перемещает зрителей в леса Амазонки и показывает скромный быт жителей небольшой деревушки. Марсель 13 лет, и у нее вся жизнь впереди: вопрос только в том, какой она будет? Останется ли девчонка на берегу с огромной семьей или сбежит, как старшая сестра с моряком с баржи? Работа над картиной началась с документальных исследований Бреннанд: в результате «Сестры» стали совместным детищем постановщицы и непрофессиональных актеров. Величественные пейзажи разрезает климат социальный: в закрытых обществах психологический и сексуальный абьюз отцов над детьми стал чем-то вроде варианта нормы. Марсель пытается вырвать из лап губительных «традиций» хотя бы младшую сестру, а Бреннанд не злоупотребляет сгущением красок, оставляя все самое страшное за кадром.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?