Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

23 лучших фильма 2023 года по версии редакции Film.ru

Пришло время подводить итоги года и вспомнить лучшее, что нам принес 2023⁠-⁠й.

26.12.2023 Текст: Film.ru 10 Обсудить
Добавить в закладки
23 лучших фильма 2023 года по версии редакции Film.ru

Весь декабрь в рамках спецпроекта мы вспоминали фильмы, которые пополняли итоговые списки кинорекомендаций 10, 20, 30 и даже 40 лет назад, чтобы ответить на сакраментальный вопрос: раньше было лучше? 

Главные фильмы 2023 года по версии редакции — решающий аргумент в нашем мини-исследовании: рассказываем о 23 фильмах 2023 года, которые (мы надеемся!) не забудутся ни через 10, ни через 40 лет. 

Сандра Хюллер в роли Гедвиги Хёсс на кадре из фильма «Зона интересов»

Сандра Хюллер в роли Гедвиги Хёсс на кадре из фильма «Зона интересов»

Комендант концентрационного лагеря Рудольф Хёсс (Кристиан Фридель), его жена Хедвиг (Сандра Хюллер) и дети живут свою лучшую жизнь в красивом двухэтажном доме в небольшом польском городе. Хедвиг занимается садом и хлопочет по дому, периодически всей семьей они выбираются на пикник у реки. За стеной их дома — Освенцим, откуда доносятся крики и в воздух поднимается густой дым, но Хёссов это не сильно смущает. 

Для своего нового фильма Джонатан Глейзер построил декорации — дом и сад, поставил множество камер, дал актерам размытые задачи для следования сценарию и отправил существовать в контексте заданных персонажей. Такой подход позволил режиссеру добиться необходимой житейской простоты и погрузить зрителя в быт семьи Хесса, что было одной из важнейших задач фильма. Вторым столпом выступил безупречный саунд-дизайн, Освенцим оставался вне поля зрения для зрителя, но присутствовал в дрожании воздуха. Творческий прием, к которому режиссер прибегает в финале картины (не будем описывать детали, чтобы избежать спойлеров), стирает грань между прошлым и настоящим, оставляя один на один с осознанием банальности зла. Кино не только важное своим высказыванием, но и новаторское в артистическом плане: единственной ошибкой было не дать ему «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. 

– Катя Карслиди

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

Марго Робби в роли Барби на кадре из фильма «Барби»

Марго Робби в роли Барби на кадре из фильма «Барби»

2023-й принадлежит «Барби»: рекламная кампания фильма повысила планку маркетологам, феномен «Барбигеймера» разорвал Интернет, а песня I’m Just Ken стала хитом. Из-за высоких ожиданий даже внутри преданных фанатов Греты Гервиг затаился страх: а вдруг обещанного праздника не будет? Но звезды сошлись: Марго Робби — идеальная Барби, а Райан Гослинг — Кен, о котором мы даже не мечтали, но, как оказалось, все в нем нуждались. Грета Гервиг и Ноа Баумбак (партнер и муж режиссерки выступил соавтором сценария) поместили в развлекательную картину сложные вопросы об устройстве мира, силе сестринства и человеческой психологии. «Барби» — не что иное, как зеркало современного общества и напоминание о положении женщин в патриархальной реальности. Какой еще фильм говорил о гендерных ролях столь прямолинейно и изобретательно? Голос Греты Гервиг был услышан — «Барби» рекордсменка по сборам и, возможно, по количеству покоренных зрительских сердец в уходящем году. 

– Гульназ Давлетшина

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке

Киллиан Мёрфи в роли Роберта Оппенгеймера на кадре из фильма «Оппенгеймер»

Киллиан Мёрфи в роли Роберта Оппенгеймера на кадре из фильма «Оппенгеймер»

Забавно вспоминать, как за несколько месяцев до премьеры «Оппенгеймера» многим (в том числе и мне) казалось, что Кристофер Нолан вот-вот оступится. Серьезная драма оставит белое пятно на фильмографии режиссера-мегаломана, а релиз одновременно с летними блокбастерами и особенно «Барби» Греты Гервиг закончится досадным кассовым провалом. Теперь — после всеобщего признания, оглушительного финансового успеха и начавшегося похода за «Оскарами» — куда забавнее размышлять о том, что «Оппенгеймер», вообще-то, если не лучший, то точно образцовый фильм Нолана. Именно в байопике создателя ядерного оружия режиссеру удалось объединить главные мотивы и приемы своих творческих исканий: от нелинейной структуры и одержимого профессией героя до очередной попытки обуздать время. 

Главное достижение Нолана даже не в том, что с его легкой руки трехчасовая драма про кулуарные обсуждения сложных физических понятий смотрится как самый захватывающий блокбастер последних лет. Нет, благодаря Нолану зритель осознал трагедию человека, который сначала видел мир в звездах, а потом в огне, и теперь, подобно самому Оппенгеймеру, живет в постоянном страхе ядерного апокалипсиса. В фильмографии режиссера хватает культовых концовок, но ни уезжающий в рассвет Бэтмен, ни крутящийся волчок не сравнятся с провокационностью и своевременностью сгорающего за секунды земного шара. 

– Алихан Исрапилов

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

Пол Джаматти в роли Пола Ханэма на кадре из фильма «Оставленные»

Пол Джаматти в роли Пола Ханэма на кадре из фильма «Оставленные»

Среди бесчисленных блокбастеров, ремейков и кинофраншиз особенно ценится мастерство создания простой и понятной человеческой истории. В этом году на звание бесспорного народного любимца претендует новая работа американского режиссера Александра Пэйна «Оставленные» — грустная рождественская комедия о трех одиночках, вынужденных коротать друг с другом зимние каникулы. В партитуре Пэйна едва ли можно услышать что-то новое, каждая нота здесь — лишь отражение старой, хорошо забытой мелодии. В речах мудрого учителя истории в исполнении Пола Джаматти легко угадывается образ мистера Киттинга из «Общества мертвых поэтов», а одаренный, но никому не нужный ученик (Доминик Сесса) все чаще напоминает сэлинджеровского Холдена Колфилда. Используя знаковые, родные сердцу образы, Пэйн создает удивительно гармоничное семейное кино, возрождающее дух истинного Рождества — праздника, который учит людей искренне любить друг друга.

– Оля Смолина

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

Эмма Стоун в роли Беллы Бакстер на кадре из фильма «Бедные несчастные»

Эмма Стоун в роли Беллы Бакстер на кадре из фильма «Бедные несчастные»

Греческий авангардист Йоргос Лантимос в поисках вдохновения для своего следующего фильма наткнулся на книгу «Бедные-несчастные» шотландского писателя Аласдера Грея и был приятно удивлен, что еще никто из режиссеров не добрался до адаптации. Радоваться должны в первую очередь мы, зрители. Ведь ни один визионер не смог бы вдохнуть в литературное произведение столько красок и жизни, как это сделал не знающий границ и норм приличия Лантимос. 

Доктор Годвин Бакстер (Уиллем Дефо, он же Бог) вернул к жизни женщину, пересадив в ее голову мозг новорожденного ребенка. Его детище, Белла Бакстер (Эмма Стоун), делала свои первые шаги и осмысляла жизнь в стенах поместья. Не знавшая культурных особенностей и не испытавшая на себе условностей патриархата Белла отличалась своенравностью, непосредственностью и сильным характером. Героиня захотела познать мир за пределами дома, в чем ей помог пронырливый Данкан Веддерберн (Марк Руффало), который взял девушку с собой в путешествие по Европе. Впереди Беллу ждут удивительные открытия, а зрителя — сюрреалистический экспириенс, философские дебаты и иммерсивное проживание женского опыта в мужском мире. 

– Катя Карслиди

Джош О’Коннор в роли Артура на кадре из фильма «Химера»

Джош О’Коннор в роли Артура на кадре из фильма «Химера»

Обыкновенное чудо Аличе Рорвахер: итальянская прядильщица магического реализма («Счастливый Лазарь», «Чудеса») воспела миф об Орфее и Эвридике так, будто ничего мифического в истории невозможной любви вовсе нет. Как нет ничего более естественного и осязаемого, чем глубокое чувство, для которого не существует жизни и смерти, вчера и сегодня, были и небыли. Хрупкий и одинокий Артур (Джош О’Коннор) неприкаянный бродит по Италии 80-х годов: девушку в красном платье больше не встретить на этом свете, но проститься навсегда не хватает сил — можно лишь грезить и искать врата в мерцающий мир мертвых. 

«Химера» — удивительное кино, даже не кино, а сакральное пространство, где мимолетное танцует при луне с вечностью, а прошлое страстно влюблено в будущее, и кажется, что взаимно. Сокровища гробниц этрусков покоятся в почве под гнетом прошедших веков и манят живых выручкой: Италия — не только страна, но и девушка, которая умеет красиво смущаться (Карол Дуарте) — умоляет расхитителей не вспарывать брюхо земли и оставить тайны дышать в тишине, вдали от глаз. «Химера» — кино столь тонкое, хрупкое и волшебное, что не хватает правильных слов, чтобы пеленать вымысел критическими заметками на полях: настоящие именины сердца.

– Настасья Горбачевская 

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

Таисья Калинина в роли Миры на кадре из фильма «Один маленький ночной секрет»

Таисья Калинина в роли Миры на кадре из фильма «Один маленький ночной секрет»

Новый проект Наталии МещаниновойАритмия», «Комбинат “Надежда”») является своеобразной экранизацией (или дополнением) её литературного автобиографического сборника «Рассказы» — калейдоскопа болезненных переживаний, средоточия детских и подростковых травм. Главная героиня «Секрета» — 14-летняя Мира Голубь (грандиозная Таисья Калинина), встречающая Новый год в кругу семьи. Девочку регулярно насилует отчим (в роли — Степан Девонин, супруг Мещаниновой), покупая молчание эйрподсами. Отпрашиваясь провести праздник в компании друзей, Мира надеется ненадолго забыть о страшной реальности, прочувствовать взросление. Ведь оно — ещё и про ледянки, «Ламбруско» на пару с боевой подругой (блестящая Елизавета Запорожец), снежное файер-шоу, поцелуи в подъезде, кринжовые признания в любви от манипуляторов-«обсосов» (Олег Савостюк из «Снегиря»). И снова отчим, которому праздник мешает не больше петард на улице, и снова разводящая руками мать (Елена Плаксина) в добровольном неведении. 

Вряд ли в этом году найдётся кино более жесткое, бескомпромиссное — при этом обнадеживающее и не избегающее юмора. Мещанинова закрывает гештальт, общество — глаза. «Секрет» предлагает очнуться, визуализировать кровоточащие раны, вынырнуть из красного дивана, куда утекает Мира во время акта уничтожения. Факт отсутствия у фильма прокатного удостоверения стоит считывать как главную рекомендацию, доказательство редкости, обновления, упования на весну. 

– Егор Козкин

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

Николас Кейдж в роли Пола Мэттьюса на кадре из фильма «Герой наших снов»

Николас Кейдж в роли Пола Мэттьюса на кадре из фильма «Герой наших снов»

Скучный профессор Пол Мэтьюс (Николас Кейдж) неожиданно становится звездой. По непонятным причинам мужчина снится людям со всего мира: как правило, в ночных фантазиях он просто безучастно стоит и не вмешивается в ход событий — даже если в этот момент соню на куски разрывают монстры. Автор циничной чёрной комедии «Тошнит от себя» Кристоффер Боргли продолжает критиковать устои современности. Мэтьюс пытается монетизировать неожиданный успех: даёт интервью, появляется на передачах, едва не снимается в рекламе Sprite — и всё ради того, чтобы выпустить давно задуманную книгу о муравьях. Корпоративный же мир реагирует на потуги Пола довольно быстро и превращает квёлого семьянина с залысинами в цирковую собачку. От постмодернистских фильмов вроде «Быть Джоном Малковичем» «Героя наших снов» отличает третий акт: в нём кино становится кровавым хоррором о беззащитности маленького человека перед лицом гнусного мира, вооружённого гнилыми модифицированными томатами в виде технологий.

– Владислав Шуравин

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

Грета Ли в роли Норы на кадре из фильма «Прошлые жизни»

Грета Ли в роли Норы на кадре из фильма «Прошлые жизни»

Каждый год радует зрителей трогательными дебютами: в 2022-м почести достались Шарлотте Уэллс и ее фильму «Солнце мое», а в 2023-м аплодисментов удостоилась Селин Сон. «Прошлые жизни» — меланхоличное полотно об упущенной любви и одновременно проницательное размышление о сложном пути иммигрантов. Нора (Грета Ли) и Хэ-сон (Тео Ю) могли вместе познать боль и радость первых отношений, но у героев было всего одно свидание в детстве: семья девочки вскоре переехала из Южной Кореи в Канаду. Спустя годы давние знакомые находят друг друга: сначала в Сети, а после на шумных улицах Нью-Йорка. Селин Сон сняла тихое разговорное кино о чувстве, знакомом, пожалуй, каждому — тоске по жизни, которая так и не случилась. Будь это обыкновенным ромкомом, зрителей в конце ожидало бы сентиментальное воссоединение под слезливый саундтрек. Но перед нами инди-хит от А24 — слепок суровой, но прекрасной реальности. «Прошлые жизни» — то самое кино, которое проникает под кожу, бьет в лицо искренностью и не выходит из головы еще долгое-долгое время.

– Гульназ Давлетшина

 Эбби Райдер Фортсон в роли Маргарет Саймо на кадре из фильма «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет»

 Эбби Райдер Фортсон в роли Маргарет Саймо на кадре из фильма «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет»

Вышедшая в 1970-м году книга американской писательницы Джуди Блум считалась для своих времен достаточно смелым, если не провокационным романом. Главная героиня — 11-летняя девочка Маргарет — находилась в поиске себя и познании окружающего мира: задавалась откровенными вопросами о Боге, смысле жизни и меняющемся женском теле. Неудивительно, что возможность достойной экранизации «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» появилась лишь в 20-х годах (сама Блум неоднократно отвергала предложения крупных студий). Постановщица картины Келли Фримон Крейг, широко известная по подростковой комедии «Почти семнадцать», сделала то, что многим более известным режиссерам-мужчинам было бы не под силу: показала мир глазами девочки-подростка. При этом назвать «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» классическим каминг-оф-эйджем не поднимается рука. Помимо всего прочего, вышло еще и весьма детализированное отражение целой эпохи, слепок общественного сознания, находящегося на пороге сексуальной революции. 

– Оля Смолина

Мишель Уильямс в роли Лиззи на кадре из фильма «Появление»

Мишель Уильямс в роли Лиззи на кадре из фильма «Появление»

Режиссеры, особенно самые именитые, часто задумываются о чем-то грандиозном и сложном. Например, об искусстве — как гениальная идея формируется и влияет на творца, как появляется произведение и воздействует на окружающий мир. Нередко до больших экранов доходит кино о кино — зарисовки о творческом кризисе, вдохновении, хаотичном процессе съемок и зрительском приеме. А иногда режиссеры уходят от удобной для себя темы и размышляют об искусстве через другие формы и виды. Келли Райхардт, живой классик независимого американского кинематографа, выбрала для похожего разговора скульптуру.

«Появление» — интимное и нежное кино о творце, которое у большинства режиссеров превратилось бы в претенциозное и чересчур драматичное высказывание. У Райхардт героиня (Мишель Уильямс) не страдает из-за своего гения, не размышляет о даре или возможном наследии — она просто пытается закончить скульптуры к важной выставке. А весь мир будто сговорился, чтобы помешать это сделать: хозяйка жилища никак не может починить водонагреватель, в семье очередной кризис, а еще из ниоткуда появляется травмированный голубь. Героиня не сдается под грузом навалившихся проблем, а начинает адаптировать свое творчество под всеобщий балаган. В отличие от многих фильмов об искусстве, «Появление» подчеркивает, что между замыслом и итоговым результатом находится не полоса препятствий и череда нервных срывов, а ценный опыт, всегда меняющий и художника, и творение. 

– Алихан Исрапилов

Кэйли Спэни в роли Присциллы Пресли на кадре из фильма «Присцилла»

Кэйли Спэни в роли Присциллы Пресли на кадре из фильма «Присцилла»

С «Присциллой» злую шутку сыграла фактура восприятия: картина была расценена как бульварное разоблачение короля рок-н-ролла, но видеть в ленте лишь обличительную речь в адрес Элвиса Пресли — значит смотреть кино с закрытыми глазами.

С присущей режиссерке деликатностью и вниманием София Коппола сняла балладу о крушении надежд и развенчании идеала: как и миллионы девочек по всему миру, Присцилла (Кейли Спейни) не могла не влюбиться в Короля (Джейкоб Элорди) — он талантлив, хорош, не мужчина, а мистер совершенство, причина слез и гость всех девичьих грез в 60-х. Когда Элвис выбирает тебя — невозможно не согласиться, но неминуемо приходится взрослеть: оказывается, что икона рок-н-ролла совсем не тот человек, которого воображение рисует по скулам и улыбке на концертных постерах. «Присцилла» — болезненное прощание не с наследием масштабной фигуры, а с иллюзиями: еще одна история чужачки в лучшем мире, куда нельзя попасть без приглашения. Мария-Антуанетта (Кирстен Данст) не могла найти себе место в Версале («Мария-Антуанетта»), Шарлотта (Скарлетт Йоханссон) — в неоновом водовороте Токио («Трудности перевода»), а Сцилла — в Грейсленде, особняке мечты, где гуляют сквозняки и одиночество.

– Настасья Горбачевская 

Крис Пайн в роли Эджина Дарвиса на кадре из фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров»

Крис Пайн в роли Эджина Дарвиса на кадре из фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров»

Комедийный фэнтези-блокбастер Джонатана Голдштейна и Джона Ф. Дейли сложно назвать лучшим фильмом года. У «Подземелий и драконов» хватает недостатков, в числе которых и простоватый сюжет, и персонажи с пунктирной мотивацией, и старый как мир конфликт в основе повествования. Но в видимой простоте — настоящая сила лучшей на настоящий момент экранизации настольной ролевой игры с почти пятидесятилетней историей.

Голдштейн и Дейли впервые за историю взаимоотношений кинематографистов и ролевиков не стали изобретать велосипед, а выбрали тактику, коей придерживаются гейм-мастера по всему миру десятки лет: просто захватывающе рассказали историю. Группа разношерстных и слегка нелепых героев преследует банальную цель по поиску артефакта, попутно спасая пусть не целый мир, но довольно обширную локацию. У каждого есть преимущества и недостатки и собственная маленькая подзадача, каждый по-своему харизматичен, но вместе они — партия приключенцев, ключевой элемент мира Забытых королевств. 

«Подземелья и драконы» не предлагают зрителям ни новаторства, ни шекспировских драм, только захватывающее приключение, проникающее куда-то в область сердца, где ютятся детский восторг и позабытое ощущение большой и яркой сказки — ровно то, чего так не хватает в 2023-м.

– Владимир Ростовский

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

Жюльетта Гариепи в роли Келли-Энн на кадре из фильма «Красные комнаты»

Жюльетта Гариепи в роли Келли-Энн на кадре из фильма «Красные комнаты»

«Красные комнаты» квебекского режиссёра Паскаля Планте — лучший психологический триллер года и один из самых дискомфортных фильмов 2023-го. Модель Келли-Энн (Жюльетта Гарьепи) посещает все судебные заседания по делу маньяка Людовика Шевалье (Максвелл МакКейб-Локос), жестоко убившего трёх девочек-подростков. Душегуб издевался над жертвами и снимал пытки на камеру. Келли-Энн ищет запретные ролики в даркнете и постепенно теряет человеческий облик. 

Планте под микроскопом исследует одержимость общественности жестокими преступлениями и тру-краймом. Модель настолько погружается в дело Шевалье, что, кажется, готова в любой момент сама выйти на охоту. Режиссёр часто показывает главную героиню крупным планом, словно бы в зеркальном отражении, отчего зритель ассоциирует себя с Келли-Энн. Фильм держит в напряжении с первой до последней минуты: совершенно невозможно предсказать, какой жуткий трюк в следующий момент выкинет напитавшаяся злом модель.

– Максим Ершов

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

 

Натали Портман в роли Элизабет Берри на кадре из фильма «Май декабрь»

Натали Портман в роли Элизабет Берри на кадре из фильма «Май декабрь»

Актриса Элизабет Берри (Натали Портман) готовится к новой роли и погружается в скандальную историю Грэйси (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелтон) — супругов с внушительной разницей в возрасте (пара познакомилась, когда ему было 13, ей — 36). Приезд Элизабет разрушает тщательно выстроенный фасад семьи, превращает происходящее в психологический хоррор. Вольно переснимая «Персону», режиссер Тодд Хэйнс повторно исследует в своем творчестве пригород и природу вуайеризма, добавляет груминг, другие психологические травмы, нанесенные обществом и семьей. При всех вводных «Май декабрь» попадает в едва заметный регистр — в ленте много мрачного юмора, но иронизируют авторы не над персонажами, а, например, над поверхностью зрительского восприятия, над актерским методом проживания, которым часто грешат Элизабет и ее голливудские коллеги, над игнорированием насилия. Здесь в тревоге пересчитывают хот-доги для барбекю и собственных игрушечных детей, выросших и не очень. Благодаря расставленным акцентам в дебютном сценарии Сэми Берч получается пронзительная бытовая трагикомедия с роскошным актерским трио. Трудно будет забыть трансформацию Портман, обманчивую наивность и дефекты речи Мур, прорыв выпускника сериала «Ривердейл» Мелтона. Последний не теряется на фоне партнерш, бескомпромиссно разбивает сердце и иллюзии в поисках настоящего себя. Российский прокат картины намечен на первое февраля.

– Егор Козкин

Хоакин Феникс в роли Бо на кадре из фильма «Все страхи Бо»

Хоакин Феникс в роли Бо на кадре из фильма «Все страхи Бо»

Все, кто заявляют о неправдоподобности, гипертрофированности, излишней изощренности и показном фрейдизме последней картины Ари Астера, скорее всего, просто видят в ней свое отражение. В главном герое Бо, которого сыграл изрядно осунувшийся и поплохевший Хоакин Феникс, сложно не найти себя: тут и тяжелые отношения с мамой, и проблемы из детства, и тревожность о будущем, в общем, полный пакет для похода к психологу. Однако Астер не обращается к специалисту, а доводит до ручки — прямо как мы все. Бо живет один в холостяцкой халупе, которую квартирой язык не поворачивается назвать, с трудом общается с матерью и готовится навестить ее на годовщину смерти отца. И вот незадача: ключи от жилья потеряны, выехать вовремя не получается, а дальше запускается цепочка гомерических событий, выпутаться из которых герою невозможно по причине собственной безвольности. 

Ари Астер снял аттракцион, на котором очень легко потерять голову и схватить рвотный рефлекс. Фильм делится на три акта, каждый из которых по-своему головокружителен и непонятен — возможно, вам захочется выйти уже после первого, но тогда вы пропустите рефлексию на тему растерянности и беспомощности. Астер замахивается и на Гомера, и на Кафку, и на Фрейда, вплетает их в разные обстоятельства и разрешает остановиться на том, что больше нравится. 

– Ная Гусева

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

 Анатолий Попов в роли капитана на кадре из фильма «Снегирь»

 Анатолий Попов в роли капитана на кадре из фильма «Снегирь»

Помимо работы над «Одним маленьким ночным секретом» Наталия Мещанинова в этом году занималась адаптацией романа Георгия Владимова «Три минуты молчания». Вместе с режиссером Борисом Хлебниковым она написала сценарий к одному из самых мощных российских фильмов года, который одинаково сильно понравился как критикам, так и зрителям. 

Два первокурсника мореходного училища (Макар Хлебников и Олег Савостюк) прибывают в порт, чтобы на время практики стать частью команды рыболовецкого траулера под названием «Снегирь». Юные герои мечтают о приключениях Джека Воробья, но вместо этого получают порцию пинков и подзатыльников от угрюмых матросов. Спокойно завершить рейс не удастся — через несколько дней команду настигнет сильнейший шторм. Условно фильм можно разделить на две части — драму взросления и фильм-катастрофу. Первая половина демонстрирует противостояние поколений, а вторая — механику героизма, в которой нет ни капли романтики. Между ними — ужасная трагедия, неожиданно выпрыгнувшая из-за угла, когда ее меньше всего ждали. 

У Хлебникова и съемочной команды получилось создать картину, совершенную на всех уровнях. «Снегирь» — это фильм-взрыв, фильм-пощечина, фильм — ледяная вода. После просмотра невозможно вернуться к делам и продолжить привычную жизнь — история пробивает в груди дыру, которую не заполнить. 

– Яна Телова

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

 

Илинка Манолаке в роли Анджелы на кадре из фильма «Не ожидайте слишком много от конца света»

Илинка Манолаке в роли Анджелы на кадре из фильма «Не ожидайте слишком много от конца света»

Раду Жуде выделяется из всей румынской волны легкой и человечной интонацией, он не боится говорить на сложные темы, чередовать анекдоты с ужасными историями, в одном произведении смешивать игровое и неигровое кино. «Не ожидайте много от конца света» — критический взгляд на безответственное отношение к человеку в Румынии. В качестве главной героини автор выбрал ассистентку режиссера Анджелу, засыпающую за рулем автомобиля и снимающую пародийно-мизогинные скетчи. Параллельно с поездками девушки Раду Жуде смонтировал отрывки из игрового фильма 1981 года «Анджела едет дальше», где таксистка Анджела в дороге общается с многочисленными, порой неприятными пассажирами. В середине «Не ожидайте много от конца света» тезки встречаются: так Раду Жуде объединяет вчерашний и нынешний день. Оказывается, что людские жизни не ценили как в социалистической Румынии, так и в современности, где теперь всем правит капитализм. Режиссер не встает в позу и не читает мораль о том, как нужно жить, его цель в другом — из огромного потока ежедневности выделить важные детали. Как при въезде в столицу появилась новая табличка «Бухарест — город мучеников», как люди рома и синти живут в худших районах столицы, как бедняки не могут платить за отопление квартиры, как поп-песни румынского поджанра «манеле» прячут за энергичной музыкой трагичные тексты.

– Дмитрий Елагин

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

Майкл Фассбендер на кадре из фильма «Убийца»

Майкл Фассбендер на кадре из фильма «Убийца»

Возвращение Дэвида Финчера к любимому жанру триллера — большое кинособытие года. Американский автор не щекотал зрителям нервы в полнометражных фильмах девять лет, со времён «Исчезнувшей». Сюжет «Убийцы», снятого по графическим новеллам художника Люка Жакамона и автора Алексиса Нолена, максимально прост. Хладнокровный киллер (Майкл Фассбендер), который прежде не допускал ошибок, промахнулся и стал мишенью заказчиков. 

«Убийца» может разочаровать практически полным отсутствием неожиданных поворотов, не считая концовки. Вышло прямолинейное и на первый взгляд даже простое кино. Финчер предлагает посмотреть на мир вокруг глазами безжалостного убийцы, но в момент слабости. Спутник зрителя — ненадежный рассказчик, поэтому невозможно точно сказать, говорит ли зрителям правду персонаж Фассбендера. Может быть, киллер только хочет казаться крутым и всё тщательно планирующим. Весь триллер опровергает показания убийцы. Новая работа Финчера неожиданно одна из самых смешных в карьере мастера. Одиннадцать композиций группы The Smiths в саундтреке — совершенно гениальная задумка. Едва ли «Убийца» попадает в перечень лучших фильмов режиссёра, но поклонники постановщика не были разочарованы.

– Максим Ершов

 Марго Робби в роли Нелли Ларой на кадре из фильма «Вавилон»

 Марго Робби в роли Нелли Ларой на кадре из фильма «Вавилон»

Казалось бы, ещё один фильм об изнанке кинематографа, чем он может удивить? Из классиков свой вклад в узкоспециальный жанр внесли и ТрюффоАмериканская ночь»), и ФеллиниВосемь с половиной»). Из наших современников — братья Коэн («Да здравствует Цезарь!») и ТарантиноОднажды… в Голливуде»). Перечислять можно долго. Чем любовное письмо к кинематографу Дэмьена Шазелла выделяется?

В первую очередь размахом, начиная даже не с первых сцен безумной вечеринки, где режиссёр не стесняется демонстрации самых табуированных увеселительных практик, а с названия — звучание слова «Вавилон» вызывает бескрайнее облако ассоциаций: библейских, апокалиптических, связанных с чем-то глобальным, невероятным. И название оправданно, Шазелл не боится собственных амбиций, грандиознейшее шоу идёт рука об руку с ничтожными мелочами жизни, место находится для всего. «Вавилон» — не анекдот, не личное размышление, не дань уважения чему-то конкретному, а всеобъемлющее, тотальное кино.

Кроме того, Шазелл ассоциирует себя не с автором-демиургом, а со зрителем-неофитом. Он транслирует не желание создавать новые миры или издеваться над публикой, а готовность любить и восхищаться. Шазелл влюблён в кино: будучи одним из самых выдающихся режиссёров современности, он остаётся и человеком перед экраном. И даже если всё это лишь мастерская манипуляция, стоит она в сотню раз дороже искренности иных менее талантливых авторов.

– Владимир Бурдыгин

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

Лили Гладстон в роли Молли Буркхард на кадре из фильма «Убийцы цветочной луны»

Лили Гладстон в роли Молли Буркхард на кадре из фильма «Убийцы цветочной луны»

Живому классику Мартину Скорсезе позволено, пожалуй, все: фиглярские упражнения в жанрах («Остров проклятых»), разудалые комедии («Волк с Уолл-стрит»), четырехчасовые эпосы («Ирландец») — и даже разовые неудачи могли запросто сойти ему с рук. Новая работа 81-летнего Скорсезе давит своим весом, эпическим дыханием большого кино — рассказом о планомерном истреблении племени осейджей, вписанным в контекст истории Америки. Это мрачная глава, в которой путь к мечте пролегает через кровь и нефть (как в фильме Пола Томаса Андерсона про успешного магната). Леонардо ДиКаприо феноменально играет глупца, стоящего на распутье между наживой и любовью, а Роберт Де Ниро — его наставника, фактически воплощая абсолютное зло. 

В «Убийцах цветочной луны» кинематографизм переплавлен с литературностью. История получилась не только визуально броской и каллиграфически выверенной, но и глубоко трагичной, как тексты Уильяма Фолкнера, написанные со скорбной элегией о смерти автохтонной Америки. Скорсезе поведал, что только-только, на девятом десятке лет, начал понимать всю магию и способности кино — слова не режиссера, а настоящего художника, сравнимого с титанами живописи Возрождения. 

– Константин Мышкин

Со списком любимых фильмов автора можно ознакомиться в подборке.

Киану Ривз в роли Джона Уика на кадре из фильма «Джон Уик 4»

Киану Ривз в роли Джона Уика на кадре из фильма «Джон Уик 4»

Франшиза «Джон Уик» начиналась как мрачный неонуарный боевик, а доросла до бесстыдного угара в духе игр Hotline Miami и японских криминальных триллеров. В новом и, возможно, последнем фильме всегда что-то происходит: изгнанник Джордани Йованович дерётся посреди парижского трафика, расстреливает врагов разрывными и огненными патронами и пытается вскарабкаться на лестницу, даже если его постоянно скидывают на самое начало. В перерывах между драками Уик успевает поразмышлять о морали, чести и долге — самых важных величинах в мире криминальных убийц. В четвёртой части Чад Стахелски не просто сохранил хулиганский задор, но и окончательно стал автором: человеком, не слепо повторяющим чужую эстетику, а создающим свою собственную.

– Владислав Шуравин

Глен Пауэлл в роли Гэри Джонсона на кадре из фильма «Я не киллер»

Глен Пауэлл в роли Гэри Джонсона на кадре из фильма «Я не киллер»

«Я не киллер» больше подходит не для подведения итогов, а наоборот, как многообещающий задел на будущий год. Новый фильм певца простых моментов Ричарда ЛинклейтераОтрочество», «Перед рассветом») был показан только на фестивалях в Венеции и Торонто: в прокат (в том числе и в РФ) лента выйдет в 2024 году, но невозможно отказать себе в радости лишний раз фильм упомянуть.

Поверить сложно, но все случилось на самом деле (или почти все): Линклейтер и исполнитель главной роли Глен Пауэлл отталкивались от биографии Гэри Джонсона — учитель психологии работал под прикрытием на полицию и содействовал поимке более 60 преступников! Вернее, почти преступников: бедолаг ловили при попытке договориться с наемным убийцей о заказе. Из всех возможных жанровых огранок псевдобайопик (или тру-крайм?) выбирает криминальную комедию — запредельно смешную — и даже заходит на поле ромкома (химии сильнее, чем у Пауэлла и Адриа Архоны, в этом году не было). «Я не киллер» — упоительно виртуозное кино, которое притворяется бульварным чтивом, но точно бьет по всем мишеням, — идеальная рекомендация не будущий год.

– Настасья Горбачевская 

P.S. ОТ РЕДАКЦИИ

Раньше не было лучше! Или, по крайней мере, хуже не стало, если мы говорим о мире кино. 

2023-й запомнится по многим причинам: киноиндустрия пришла в себя после ковидных локдаунов — пусть показатели сборов пока пребывают в зоне турбулентности и рекорды идут рука об руку с фундаментальным неудачами, но сложно не заметить, что кинематограф вновь расправил плечи. Планка высока: в спину дышит легендарный 2019 год, который хочется романтизировать не только из-за премьер, от которых захватывало дух (от «Паразитов» до «Однажды… в Голливуде»), но и ввиду ностальгии по нормальности. 

Следы той самой уже позабытой нормальности проступают и в редакционной выборке лучших: легендарный «Барбигеймер» соседствует с фестивальными релизами вроде болезненной «Зоны интересов» или хрупкой «Химеры». «Бедные-несчастные» ждут мирового проката и выхода онлайн, чтобы закружить публику в вихре безудержной фантазии Йоргоса Лантимоса и утопить в бездне глаз Эммы Стоун, — ленты столь высокого полета выходят не каждый год и, пожалуй что, не каждые десять лет. Скорсезе и Финчер возвращаются к излюбленным жанрам, Келли Райхардт и София Коппола снимают компактные, но художественно объемные картины. А один из самых важных российских фильмов, «Один маленький ночной секрет», не получает прокатного удостоверения, но это уже другая история.

Казалось бы, есть все причины констатировать, что ностальгия — не приговор, а лишь временное средство поддержания душевного спокойствия, повод оглянуться и немного поругать современников. Но для финальных реплик нам не хватает дистанции: мы еще не знаем, кто возьмет «Оскар» в 2024 году, станет ли противоречиво принятый «Солтберн» Эмеральд Финнел культовой классикой, как когда-то «Голод» Тони Скотта. А может, режиссерская версия «Наполеона» Ридли Скотта будет считаться вершиной фильмографии кинематографиста? Покажет время — единственный судья, способный поставить победителей на место. Выбор лучших фильмов в конце года в контексте спецпроекта кажется мероприятием не итоговым, а промежуточным. Кто знает, какие фильмы заиграют иначе декады спустя? Но, скорее всего, и в 2033-м кто-то будет сокрушаться, что раньше было лучше.

Текст: Film.ru
10 комментариев
А
Хорошая подборка. Пока ничего не смотрел из неё, но буду.
К сожелению и моему недоумению, всего два русских фильма. Скажите, это действительно был настолько неудачный год для российского кинематографа или редакция этого сайта предпочитает иностранные картины?....
Скрыть 1 ответ
1 ответ
За пять лет мало, что понравилось. В 2023 году только лишь Дворец и Великая ирония.
Снегирь. Опять мужиков показали непонятно какими. Сколько уже можно их такими рисовать. Нормальные в России мужики. Но нормальных фильмов про них нет. Плохое кино.
"Оставленные" не понравились, хотя очень хотелось. Вроде есть все составляющие хорошего фильма, а пальто по-прежнему не то( Авторы то и дело щелкают волшебными переключателями и переводят героев из "раздражающих особ" в "милых котиков". Зритель должен моментально проникнуться атмосферой волшебства, но не получается
И сюда эту пустышку Барби засунули.

Абсолютно беззубое кино.


Если ориентироваться на её сборы, то тогда надо было и Трансформеров каких-нибудь в топ добавлять в своё время.
Скрыть 1 ответ
1 ответ
Несколько фильмов у нас еще не вышли. Не то что в кино, даже на трекерах нет.. А вы их где смотрели всей редакцией, чтоб объявлять их лучшими фильмами 2023 года?
Скрыть 1 ответ
1 ответ
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?