Сезонные подарки от кинематографистов пополняют расписание кинотеатров и полки стриминговых сервисов каждый год, но далеко не все ленты с новогодним зарядом становятся классикой, которую хочется пересматривать снова и снова. В 2024 году особенно много лент так или иначе касаются зимних праздников: рассказываем о нарядных картинах, которые могут не только пополнить рождественский список синефилов, но и задержаться в нем надолго.
Лекарство от хандры Александра Пэйна нашло зрителей в прошлом декабре: год спустя хочется заключить, что статус «моментальной классики» был заслуженным со дня релиза. «Оставленных» непременно хочется вернуть, пока украшаешь елку, и наречь героев верными спутниками декабрьских снежных вечеров. Колядка об одиночестве в стенах учебного учреждения не пыталась быть современной — события происходят в почти забытых 70-х, — но стала своевременной вчера, остается ей сегодня и будет таковой завтра.
На рождественские праздники в колледже остаются трое: профессор со скверным характером (Пол Джаматти), молчаливая повариха (Давайн Джой Рэндольф) и строптивый ученик (Доминик Сесса), которого не забрала на каникулы мама. Пэйн иначе распределяет стежки на узорах зимнего покрывала: чудеса не приходят из ниоткуда для тех, кто ждет, а только сами люди в состоянии если не творить волшебство, то совершать значительные поступки, заряженные добрыми намерениями. Однажды, возможно, все мы будет счастливы, но едва ли радость связана с боем курантов.
Даже без побед на «Оскаре» и с пальмами вместо елок («Золотой» из Канн и зелеными из Лас-Вегаса) «Анора» заряжена ощущением гуманистического чуда — далекого от промысла Деда Мороза, но совершенно обычного волшебства в бешеном мире сегодняшнего дня. Шон Бэйкер снял антисказку, колядку о Золушке в декорациях Брайтон-Бич, которая лишний раз убедилась, что принцы хороши только на парадных портретах. Майки Мэдисон, Юра Борисов и Марк Эдельштейн стали героями своего времени, а Шон Бэйкер вернул веру в человеческое достоинство, не зависящее от социального статуса. «Анору» хочется пересмотреть сразу, как выходишь из зала кинотеатра, а не через год, поэтому мы позволим себе предсказание без подтверждения на раскладах таро: как бы ни сложилась дальнейшая наградная судьба для ленты, ей точно уготована участь новогодней классики 2020-х годов.
«Субстанция», так или иначе, стала событием года: добавить к значимости премьеры новогодний ракурс — еще один способ закрепить вирусность фильма Корали Фаржа. Боди-хоррор о стандартах красоты приводит вереницу событий к кульминации на новогоднем эфире праздничного шоу. Если и существует время в году, когда практически все самозабвенно клянутся стать лучшей версией себя и оставить несовершенства в прошлом, то это точно сезон новогодних резолюций. «Субстанция» предлагает не только глянцевое прочтение праздника с конфетти и пышным голубым платьем, но и повод выдохнуть и немного расслабиться: если за год настоящий успех так и не пришел, а тело не похоже на картинку с обложки — это повод не уничтожать себя критикой, а поблагодарить рассудок, который справляется с давлением вокруг.
Сплеттер-симфония крови Дэмиена Леоне уже обрела культовый статус — обычно проводником к зрителям был Хэллоуин, но к третьей части клоун Арт (Дэвид Ховард Торнтон) сменил сезон и появился в красном кафтане Санта-Клауса. Стоит лишний раз оговориться, что «Ужасающий» — зрелище отнюдь не для всех: уровень жестокости и анатомической откровенности может напугать даже преданных любителей рождественских слэшеров. И все же у третьей главы резни Леоне есть все шансы пополнить копилку новогодних ужасов на все времена — и благодаря методично выстроенной открывающей сцене, и из-за ощущения тревоги главной героини (Лорен ЛаВера), которая прекрасно знает, что, сколько бы все ни пекли печенье и ни улыбались друг другу, праздник точно опять пойдет не так.
«Бруталист» — новый лот для самых смелых духом и бесстрашных зрителей, которые не ждут в праздники легковесных комедий, а готовы думать о безразличии в социальных иерархиях. Лента Брейди Корберта о вымышленном венгерском архитекторе Ласло Тоте (Эдриен Броуди), который после войны ищет лучшей жизни в Штатах, — могучий опус о крушении идеалов и принципов в двух актах. Новогодняя сцена, в которой талантливый художник и его расчетливый меценат (Гай Пирс) собираются семьями за одним столом, в лучших традициях американских праздничных лент дарит ожидание всеобщего примирения и благополучия в грядущем году. Впоследствии Корбет беспощадно рушит воздушные замки и перспективы будущего прямыми линиями бетонных сооружений. Во всем мире фильм выйдет в прокат в январе 2025-го, а в США и в Канаде «Бруталиста» выпускают (уже повторно) именно к католическому Рождеству — сложно не считать то ли горькую, то ли злую иронию.
«Универсальный язык» почти 100%-но станет любимым предновогодним фильмом, но у очень узкого круга людей: лента посвящена иранской коммуне, живущей в канадском Виннипеге. Мэттью Ранкин возвел обособленность нации внутри страны в абсолют и слепил нечто вроде «Реальной любви» в Манитобе — несколько сюжетных линий сходятся в праздничных декорациях, но в куда менее сентиментальном ключе, чем у Ричарда Кертиса. И это неудивительно: режиссер заявил о себе дебютным причудливым байопиком «XX век», посвященным канадскому премьер-министру Уильяму Лайону Макензи Кингу. Вторая лента постановщика старается держать планку абсурда и гротеска, но при этом неминуемо становится куда более домашней и нежной. И все же совершенно не похожей на другие зимние праздничные фильмы, даже при том что именно Виннипег в Канаде считается столицей Рождества.
Признаемся, «Одинокие волки» попали в список скорее случайно или «по знакомству». Амбиции бадди-муви Джона Уоттса похоронены еще в 2024-м без перспектив на воскрешение: фильм мог стать своеобразным пилотом нового сериала с Брэдом Питтом и Джорджем Клуни, но в кабинетах Apple TV+ не увидели потенциала к развитию. Тем не менее именно праздничная компромиссность и необязательность — то, что у фильма есть с лихвой (всего остального не хватает).
Двое специалистов по решению нетривиальных проблем состоятельных клиентов сталкиваются в одном номере отеля, где произошел дурацкий инцидент с летальным исходом. События криминальной комедии охватывают всего одну ночь, щедро припорошенную снегом и светом фонарей. Классикой «Одинокие волки» могут считаться разве что в виде компромисса: когда с родственниками невозможно решить, какой фильм посмотреть перед застольем, Брэд Питт и Джордж Клуни явно могут стать компанией, которая не будет раздражать уставшего отца и устроит капризную племянницу.
«Сотни бобров» — одновременно и одна из лучших комедий уходящего года, и жанровый стилистический эксперимент, и лента с потенциалом на культовый статус — пусть и в узком кругу синефилов. Инди-режиссер Майк Чеслик продолжает ставить опыты над киноязыком: в дебютной картине «Чудище озера Мичиган» он адаптировал приемы классических фильмов ужасов, во второй ленте историю охоты на бобров превратил в уморительную слэпстик-комедию с грандиозным финалом. Бытовая зарисовка о попытках посвататься к дочери охотника перешла в настоящий опус в лучших традициях Looney Tunes. В фильме предостаточно елок и снега, так что киногики с этого года могут начать новую традицию просмотра ленты с друзьями 31 декабря.
Вместе с «Отпуском по обмену» и условной «Иронией судьбы» в параллельной инди-вселенной есть свой список новогодних жемчужин вроде печальной драмеди «Рождество, опять», мамблкора «Мандарин», «Полночного поцелуя» и др. Миллениалам может запасть в душу новая картина Тайлера Таормины «Рождество в Миллерс-Пойнт» — практически бессюжетная лента о том, как в начале нулевых большая семья встречает Рождество дома у бабушки: последний раз все вместе, потому как впереди продажа фамильного гнезда. Светом огоньков залит каждый кадр шероховатой пленки, а три поколения совершенно по-разному ощущают один и тот же праздник: дети ждут чудес и подарков, родители, изрядно набравшись, распевают «джингл беллс» у рояля, а подростки норовят поскорее удрать из чересчур крепких праздничных объятий.
Еще один из новогодних подарков 2024 года оставляем под елкой авансом: «Плохая девочка» доберется до отечественного проката в январе 2025-го, но что-то подсказывает, что многим захочется вернуться к ленте и в декабре будущего года. Фильм Халины Рейн о романе высокопоставленной замужней женщины (Николь Кидман) с дерзким стажером (Харрис Дикинсон) продвигают как провокационную драму о раскрытии сексуальности. Николь Кидман собрала всевозможные комплименты и получила приз за лучшую роль на Венецианском кинофестивале, где и состоялась премьера. Во многом лента перекликается с «Широко закрытыми глазами» Стенли Кубрика, где также сыграла Кидман, и зеркалит сюжет с женской точки зрения — что, разумеется, интригует. Но в то же время «Плохая девочка» оказывается удивительно примирительной и даже отчасти семейной лентой о поисках диалога накануне праздников: пока у одних горят дедлайны по отчетам, у других пылает кризис личности на фоне перемен календарных дат.