До церемонии «Оскара» остаются считаные часы, и мы используем это время, чтобы представить вам основных претендентов на награды Киноакадемии и попытаться предсказать, создатели каких картин унесут домой заветные статуэтки
(лучшие визуальные эффекты)
Начав свой очередной комиксный блокбастер со сцен в будущем, где немногочисленные выжившие супергерои с трудом сдерживают натиск суперроботов, студия Fox наглядно изобразила свое собственное положение в войне с Marvel. Спонсируемые диснеевцами «суперы» наступают на всех фронтах, и противостоять им могут лишь лучшие из лучших. В частности, новые «Люди Икс», которые собрали на экране всех ведущих актеров цикла, вернули в режиссерское кресло зачинателя сериала Брайана Сингера и заработали 750 миллионов долларов. Внушительная сумма, однако ей далеко до миллиардных сборов лучших марвеловских лент. Не дотянули до высшей планки и спецэффекты «Дней». Судя по всему, картина довольствуется номинацией.
(лучшие визуальные эффекты)
Почему нас так захватывают блокбастеры о конце света? Может быть, потому, что мы втайне надеемся, что фильмы вроде цикла «Планета обезьян» подготовят нас к будущей войне всех против всех лучше, чем курсы выживания и занятия в тире? Как бы то ни было, перезагрузка «Планеты» в 2011 году прошла на удивление удачно, намного успешнее большинства других возвращений к некогда популярным фантастическим сюжетам, а вторая лента нового цикла, «Революция», собрала в прокате 708 миллионов долларов, в полтора раза больше предыдущего фильма. Так держать, мартышки! Визуальные эффекты в картине удались на славу. Похоже, что разумные обезьяны из «Революции» – самые убедительные на сегодняшний день нарисованные на компьютерах персонажи, и мы не слишком удивимся, если лента получит «Оскар». Однако ставим мы все же на другое кино.
(лучшие визуальные эффекты)
В то время как «Людям Икс» пришлось собрать в кадре целую толпу знаменитостей, чтобы заработать 750 миллионов долларов, Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Сэмюэл Л. Джексон и зашедший на чашку виски Роберт Редфорд вчетвером принесли Marvel 715 миллионов долларов. Одного этого достаточно, чтобы понять, кто сейчас контролирует супергеройский рынок и зарабатывает колоссальные деньги на отнюдь не выдающихся фильмах (что бы там ни писали по поводу второго «сольного» фильма о Капитане Америка некоторые американские критики). Впрочем, кино у братьев Руссо все же получилось увлекательным, а его спецэффекты – убедительными и эпическими. Правда, не на том уровне, за который стоит давать «Оскары».
(лучший дизайн костюмов)
Диснеевская попытка переосмыслить «Спящую красавицу» была удивительно успешной. Но лишь с коммерческой точки зрения. Картина с Анджелиной Джоли заработала 760 миллионов долларов, однако критикам в ней понравилась лишь игра ведущей актрисы. На то Джоли и суперзвезда, что она может зажечь даже со слабым, бредовым и путаным сценарием! По крайней мере, в готической сказке, где нужно изо всех сил переигрывать, чтобы вписаться в мир волшебного кошмара. Что касается костюмов, то их для «Малефисенты» было пошито более двух тысяч, но больше чем на номинацию на «Оскар» ни один из этих нарядов не потянул. Интересный факт: у короля Стефана в исполнении Шарлто Копли было больше перемен костюмов (17), чем у Малефисенты и Авроры вместе взятых!
(лучший монтаж звука)
Если бы «Битва» была первой и единственной картиной Питера Джексона о Средиземье, то она могла бы претендовать на целую охапку технических «Оскаров» и бороться за более престижные статуэтки. Однако прошлогодняя лента – третья серия «Хоббита» и шестая серия джексоновского цикла, и она не показала нам ничего такого, чего мы не видели раньше (если рассматривать не конкретных монстров, а общий уровень спецэффектов). Поэтому Киноакадемия правильно поступила, что отметила «Битву» лишь в одной, самой технической номинации. И мы предполагаем, что номинацией все ограничится. Джексоновская команда все свои «Оскары» уже получила – куда им больше? По крайней мере, за повторение пройденного…
(лучший фильм на иностранном языке)
Россия, вперед! Можно как угодно относиться к «Левиафану» как к изображению нашей страны, но если российская картина борется за престижную награду и считается одним из фаворитов, то мы, конечно, болеем за Звягинцева. Вообще, баталии в категории «лучший фильм на иностранном языке» давно пора воспринимать как «Евровидение». Не важно, кто именно и с чем именно побеждает – важно, какая страна вышла победителем. И если категория все чаше превращается в состязание «Кто вытащит из шкафа своей родины больше скелетов», то это значит, что надо искать звезд на роли шкафов и скелетов! Другое дело, что реальные шансы Звягинцева невелики. В «лучшую двойку» его фильм попадает, но награда присуждается лишь одна, и она, похоже, достанется другой ленте.
(лучший оригинальный сценарий)
Мощный и неплохо заработавший для артхаусной постановки триллер Дэна Гилроя уже пострадал от включения в неверную номинацию. По общему мнению критиков, лучшей частью «Стрингера» была игра Джейка Джилленхола в роли «журналиста»-социопата, наживающегося на «жареных» кадрах и не стесняющегося нарушать закон. Однако вместо Джилленхола киноакадемики отметили сценарий Гилроя – по-своему сильный, но все же не отполированный и не имеющий тех достоинств, которые приносят статуэтку шероховатому тексту. Впрочем, даже «голая» номинация – это большой шаг вперед для автора, который прежде считался второсортным голливудским писателем. Хотя его старший брат Тони Гилрой все равно будет задирать нос. У него ведь две «оскарные» номинации, за сценарий и режиссуру «Майкла Клейтона».
(лучший актер второго плана)
Если у многократного номинанта на «Оскар» Роберта Дюволла до сих пор не было бы статуэтки, то у него, вероятно, были бы неплохие шансы получить «Оскар» за изображение оказавшегося под судом пожилого судьи. Хотя бы потому, что было бы негоже отпускать в иной мир актера такой харизмы без главного голливудского талисмана. Напомним, что Дюволлу в январе исполнилось 84 года, и в его возрасте каждая роль может оказаться последней. Однако Киноакадемия уже отметила актера за ленту 1983 года «Нежное милосердие», и потому ей нет нужды вручать Дюволлу статуэтку за хоть и драматичную, но второстепенную картину, которая вполне могла бы быть телефильмом или даже серией юридического телешоу. Так что «Судья» довольствуется номинацией.
(лучшая ведущая актриса)
Если у «Стрингера» были бы лучшие шансы в категории «лучший ведущий актер», чем в категории «лучший оригинальный сценарий», то у «Исчезнувшей» все ровно наоборот. Ее шансы на статуэтку увеличились бы, если бы триллер Дэвида Финчера номинировали в категории «лучший адаптированный сценарий». Плюс у Киноакадемии была бы не так уж часто предоставляющаяся возможность отметить в этой номинации женщину, сценаристку и писательницу Джиллиан Флинн, которая превратила в захватывающий киносценарий свой собственный бестселлер. Что до Розамунд Пайк, то она отлично сыграла неоднозначную главную героиню, но у нее немного шансов против двух ее основных конкуренток.
(лучшая ведущая актриса)
Оптимистическая трагедия о сильной женщине, которая сражается с неизлечимой болезнью. Киноакадемики, среди которых немало людей в возрасте, очень ценят такое кино и периодически его отмечают. Даже если оно не удостаивается особого внимания зрителей. «Все еще Элис» – типичный пример фильма, созданного ради номинаций и статуэток, и у Джулианны Мур наилучшие шансы унести домой «Оскар» за изображение профессора лингвистики и матери троих детей, сознание которой постепенно «съедает» болезнь Альцгеймера. Мы, честно говоря, не уверены, что столь откровенное выпрашивание «Оскара» стоит поощрять. Но фильм, безусловно, трогательный, а Мур, для которой это уже пятая актерская номинация, давно пора выдать заслуженное каминное украшение.
(лучшая ведущая актриса)
Была бы наша воля, мы бы отдали актерский «Оскар» Марион Котийяр за потрясающе сыгранную заводскую работницу, которая упрашивает своих коллег отказаться от премии, чтобы ее не уволили за долгое пребывание на больничном. Как и «Все еще Элис», лента братьев Дарденн – патетичная оптимистичная драма, но она освещает проблему, которую люди могут решить уже сейчас, не дожидаясь научных прорывов и медицинских чудес. Кроме того, хорошо видно, что Котийяр не выпрашивает награды, а наслаждается возможностью войти в образ женщины, ничуть не похожей на ее обычных гламурных героинь (честно говоря, мы не сразу ее узнали, когда сели смотреть «Два дня, одну ночь»). Но, во-первых, для Голливуда Мур важнее француженки, а во-вторых, у Котийяр уже есть «Оскар» за «Жизнь в розовом цвете». Куда ей больше за роли на французском языке?
(лучшая ведущая актриса, лучшая актриса второго плана)
Женщина со сложным прошлым отправляется в долгое пешее путешествие, чтобы обрести себя вдали от привычных стрессов. Легко догадаться, что «Дикая» – один из главных фильмов прошедшего года для американских феминисток, даром что поставил его мужчина, канадец Жан-Марк Валле. Феминистки, однако, пока что «Оскары» не распределяют, а по мужскому счету Риз Уизерспун и Лора Дерн на статуэтку не наиграли. Хотя для Уизерспун это определенно лучшая роль со времен принесшей ей «Оскар» музыкальной мелодрамы «Переступить черту». Конечно, сейчас та статуэтка работает не в пользу актрисы, а против нее – отметить мэтра артхауса Мур важнее, чем вручить второй «Оскар» звезде, которая снимается в по-настоящему сильных картинах раз в десять лет.
(лучшая картина, лучшая оригинальная песня)
Что можно сказать о фильме, который номинирован как «лучшая картина», но не представлен ни в одной другой ключевой категории? Очевидно, что это сугубо политический жест по отношению к картине, которую было бы некорректно обойти стороной. И действительно, «Сельма» – история об одном из ключевых эпизодов борьбы чернокожих американцев за свои гражданские права. Среди ее персонажей – легендарный проповедник и активист Мартин Лютер Кинг-младший, президент Линдон Джонсон, активист Малкольм Икс… В общем, сплошной политический пафос, начисто перевешивающий искусство и лишающий «Сельму» реальных претензий на главную награду. А вот в категории «лучшая оригинальная песня» у композиции Glory рэпера Коммона и певца Джона Ледженда шансы неплохие. Мы полагаем, что она выйдет победителем.
(лучший адаптированный сценарий, лучший дизайн костюмов)
Романист Томас Пинчон славится сложностью своих произведений, и потому экранная адаптация его книги, не разочаровавшая поклонников писателя, автоматически заслуживает упоминания среди лучших «вторичных» сценариев года. С другой стороны, как фильм лента Пола Томаса Андерсона – одно из самых слабых произведений режиссера. Если не самое слабое. И потому было бы абсурдно вручить Андерсону «Оскар» за сценарий криминальной трагикомедии о детективе-наркомане после того, как киноакадемики прокатили все его предыдущие замечательные ленты. Конечно, иногда так бывает. Но 44-летний Андерсон еще не в том возрасте, чтобы вручать ему статуэтки из страха, что он больше ничего не снимет. Дизайн костюмов в фильме довольно сильный, но его тоже вряд ли поощрят.
(лучший фильм на иностранном языке, лучшая операторская работа)
Будьте вы прокляты, поляки! Только мы решили, что «Оскар» у Звягинцева в кармане, как оказалось, что Павел Павликовский снял фильм про последствия холокоста и что эта картина попадет в номинацию, хотя она вышла еще в 2013 году. И, конечно, теперь мало кто сомневается, что «Ида» обойдет «Левиафана», потому что холокост для киноакадемиков важнее, чем коррупция в России. Кроме того, черно-белый фильм, снятый в традиции восточноевропейских артхаусных лент 1960-х, больше похож на заслуживающее награды произведение искусства, чем по-современному снятый «Левиафан». И хотя мы все же держим кулаки за Звягинцева, мы полагаем, что «Оскар» заберет «Ида». Что ж, по крайней мере, Павликовскому ради этого пришлось опозорить свою страну, напомнив, что евреев убивали не только немцы. В операторской категории, с другой стороны, у ленты особых шансов нет.
(лучшие визуальные эффекты, лучший грим и прически)
Получат «Стражи» свои два технических «Оскара» или не получат? Может быть, да. В категории «лучший грим» у ленты неплохие шансы, и ей может повезти и в номинации «эффекты», хотя это куда менее вероятно. Но даже если фильм, как мы предполагаем, останется с носом, его создатели не расстроятся. Ведь они уже сделали то, что раньше считалось невероятным. Они заработали 774 миллиона долларов на фантастическом комиксном блокбастере, где среди главных героев – говорящий енот и разумное дерево. И эти герои не тащили картину назад, а наоборот, были среди главных причин ее успеха. Да здравствует Marvel, перед которой трепещут все прочие экранизаторы комиксов! Как конкурировать со студией, зарабатывающей на еноте больше, чем Fox зарабатывает на Росомахе и Магнито?
(лучшая операторская работа, лучший монтаж звука, лучший звук)
Неожиданно начав режиссерскую карьеру с фильма о сербах и боснийцах, далекого от забот современных американцев, Анджелина Джоли в своем втором полотне ударилась в противоположную крайность и изобразила завернутого в звездно-полосатый флаг простого, но героического паренька, который за два часа морально побеждает океан, акул, японских надсмотрщиков и даже здоровенную деревянную балку. Благодарные зрители тут же забросали картину деньгами за напоминание, что крутым парнем можно быть без крутых спецэффектов. С другой стороны, сейчас определенно не время, чтобы раздувать вражду к японцам, и Джоли основательно подвела своего реального героя, когда не включила в фильм послевоенные встречи Луиса Замперини с его палачами, во время которых офицер всех их простил (он не мог жить дальше, не закрыв эту страницу своей жизни). Как бы то ни было, Роджер Дикинс вполне может получить «Оскар» за операторскую работу, а вот две других статуэтки, вероятно, уйдут другим картинам.
(лучшая актриса второго плана, лучший дизайн постановки, лучший дизайн костюмов)
Экранизация одноименного бродвейского мюзикла, постановка Роба Маршалла снабжена кое-какими эффектами, но смотрится скорее как киноспектакль, чем как кинофильм. Отчасти это вина режиссера, отчасти – оператора и художника-постановщика, и потому мы будем разочарованы, если это постмодернистское переосмысление классических сказок превратит в статуэтку одну из своих «технических» номинаций. Есть ли у фильма шансы в этих категориях? Есть, но мы полагаем, что у него также есть более сильный соперник. Что до Мэрил Стрип в роли Ведьмы, то она «Оскара» тоже вряд ли удостоится. Три статуэтки у нее уже есть, и теперь ее, вероятно, будут награждать лишь за роли, которые невозможно не отметить. Зловещая Ведьма – не из таких.
(лучшая операторская работа, лучший дизайн постановки, лучшая оригинальная музыка, лучший дизайн костюмов)
В отличие от двух других байопиков о гениальных людях, которые в этом году претендуют на несколько «Оскаров», «Мистер Тернер» Майка Ли не только рассказывает о последних годах жизни великого британского живописца Джеймса Тернера, но и помогает зрителям увидеть мир глазами знаменитого «художника света» и понять, как рождались его произведения. Это обеспечивает картине несколько великолепных сцен с точки зрения их операторского и постановочного решения и позволяет ей претендовать на технические «Оскары». Но для того чтобы удостоиться статуэтки, таких сцен в фильме должно быть больше. Кроме того, Тернер не настолько значимая для американцев фигура, чтобы кино о нем наградили за привлечение зрительского внимания к этому художнику. Поэтому мы полагаем, что лента останется без наград.
(лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, лучший актер второго плана, лучший монтаж, лучший монтаж звука)
Камерная картина о молодом джаз-перкуссионисте, который пытается заслужить уважение запредельно требовательного дирижера, «Одержимость» не настолько хороша, чтобы получить главный «Оскар», но достаточно удачна, чтобы ее создатели унесли домой минимум одну статуэтку. Какую именно? Очевидно, награду в категории «лучший актер второго плана». Дж. К. Симмонс, хорошо известный как ценителям американского кино, так и любителям западного телевидения, и без того редко подводит режиссеров и считается великолепным актером второго плана. В «Одержимости» же он прыгнул выше головы и изобразил яркого «злодея» картины – дирижера, который ставит музыкальное совершенство выше всего на свете. Также фильм может получить приз за адаптированный сценарий и за монтаж.
(лучший фильм, лучший ведущий актер, лучшая ведущая актриса, лучший адаптированный сценарий, лучшая оригинальная музыка)
За какую роль проще всего получить «Оскар», особенно мужской? Правильно – за роль парня, который начинает картину активным молодым человеком и заканчивает ее тем неподвижным Стивеном Хокингом, которого мы все сейчас знаем и уважаем. «Оскар» до такой степени у Эдди Редмейна в кармане, что помешать ему может лишь внезапный взбрык киноакадемиков. Вдруг они решат, что непредсказуемость слишком скучна, и отдадут статуэтку кому-то другому? В других категориях с гарантиями хуже. Фелисити Джонс почти наверняка не будет награждена за роль бывшей жены Хокинга, «лучший фильм» от ленты тоже, вероятно, сбежит, а вот у сценария и музыки шансы неплохие. Особенно у саундтрека исландца Йоханна Йоханнссона.
(лучший дизайн постановки, лучшая оригинальная музыка, лучшие визуальные эффекты, лучший звук, лучший монтаж звука)
Фильмы Кристофера Нолана избалованы вниманием зрителей и критиков, но не статуэтками Киноакадемии. Даже «Темный Рыцарь» был отмечен лишь двумя наградами, одна из которых досталась покойному Хиту Леджеру. Прервет ли эту традицию «Интерстеллар»? Сомнительно. Мы полагаем, что лента вполне может забрать себе «Оскар» за лучшие эффекты, если ей не перейдет улицу «Планета обезьян». А вот в других «технических» категориях нолановская эпопея на статуэтку не наработала. Кстати, мы были бы только «за», если бы киноакадемики номинировали ленту за лучший оригинальный сценарий. Но мы не в обиде на них за то, что они сочли «Интерстеллар» не заслуживающим этой чести. У его сценария действительно есть существенные проблемы.
(лучший режиссер, лучший ведущий актер, лучший актер второго плана, лучший оригинальный сценарий, лучший грим и прически)
Финансовый провал «Охотника на лис» и его весьма экзотическая тема, далекая от большинства зрителей, – существенные минусы с точки зрения награды, которая обычно старается пройти по грани между киноманией и мнением публики. Поэтому мы полагаем, что основанная на реальных фактах психологическая драма о полубезумном миллионере, спонсировавшем американских профессиональных борцов, довольствуется номинациями во всех пяти категориях. Стиву Кэрреллу, впрочем, грех будет жаловаться на то, что ему не вручили статуэтку. Он ведь впервые попробовал себя в сугубо драматичной роли – и сразу был номинирован на «Оскар»! Если так пойдет дальше, то статуэтки ему будет негде ставить…
(лучший фильм, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий, лучший актер второго плана, лучшая актриса второго плана, лучший монтаж)
Операторы документальной съемки, работающие над фильмами о природе, порой неделями ждут подходящего кадра с редким животным. Однако они «отдыхают» в сравнении с Ричардом Линклейтером, который на протяжении 11 лет снимал художественный фильм с постепенно растущим юным актером. При этом режиссер даже не мог гарантировать участие актеров на всем протяжении проекта, поскольку в Калифорнии действует закон, запрещающий нанимать исполнителя на срок более семи лет. По иронии судьбы, этот закон был принят, чтобы защитить молодых актеров от их превращения в пешки крупных студий. Даже если бы «Отрочество» не было примечательным портретом взросления в Америке, Линклейтера стоило бы отметить за режиссуру, а его взрослых актеров – за верность картине. Поэтому мы полагаем, что постановщик и Патрисия Аркетт унесут с церемонии статуэтки (Итан Хоук проиграет Симмонсу из «Одержимости»). Вполне вероятна и статуэтка и за монтаж – смонтировать созданные за 11 лет кадры наверняка было нелегко.
(лучший фильм, лучший ведущий актер, лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж, лучший звук, лучший монтаж звука)
Очередной фильм Клинта Иствуда поставил Киноакадемию в неловкое положение. С одной стороны, это патриотический суперхит, который заработал 400 миллионов долларов и соединил драматизм триллера с психологизмом военного кино. С другой стороны, картина, основанная на реальных событиях, рассказывает о снайпере, который воюет в Ираке и не сомневается в своем праве ехать за границу и исподтишка убивать людей, ничем не угрожающих его стране и его семье. Афганистан с бен Ладеном – это еще куда ни шло. Но Ирак, война в котором явно была кровавой ошибкой… Поэтому номинировать «Снайпера» номинировали, а вот статуэтки ему вряд ли достанутся. Разве что за звук или за монтаж звука, чтобы совсем уж не обидеть создателей ленты.
(лучший фильм, лучший режиссер, лучший ведущий актер, лучшая актриса второго плана, лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж, лучшая оригинальная музыка, лучший дизайн постановки)
«Игра в имитацию» – еще один фильм, с которым вдумчивые киноакадемики предпочли бы не связываться. С одной стороны, это кино на очень важную для культурной Америки тему – прошлое преследование геев, даже если они были героями нации. С другой стороны, фильм настолько примитивен, что его впору показывать в школах наравне с простенькими образовательными картинами. Это отнюдь не мощное драматическое полотно, которым должен быть «престижный байопик», и награждать его особенно не за что. По крайней мере, по гамбургскому счету. Но так как совсем не отметить «Игру» было бы некорректно, ей могут присудить «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Мол, славно потрудился Грэм Мур, когда превратил скучноватую биографию математика и криптографа Алана Тюринга в более-менее занимательное и понятное повествование.
(лучшая картина, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий, лучшая операторская работа, лучшая оригинальная музыка, лучший монтаж, лучший дизайн постановки, лучший дизайн костюмов, лучший грим и макияж)
Девять номинаций на «Оскар» не всегда гарантируют, что хотя бы одна из них превратится в статуэтку, но Уэсу Андерсону, похоже, беспокоиться не о чем. Его восхитительное и причудливое трагикомическое полотно о гостинице в вымышленной европейской стране в предвоенные годы – настоящий праздник дизайна, и мы полагаем, что фильм возьмет «Оскары» за дизайн постановки, дизайн костюмов и грим и макияж. Также у «Отеля» неплохие шансы в борьбе за «Оскар» за оригинальный сценарий и за оригинальную музыку. Более существенные статуэтки? Куда менее вероятно. Особенно статуэтка за лучшую картину. Для нее «Отель» недостаточно серьезен и психологически существенен.
(лучший фильм, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий, лучший ведущий актер, лучший актер второго плана, лучшая актриса второго плана, лучшая операторская работа, лучший звук, лучший монтаж звука)
Вот он, наш чемпион! Мы полагаем, что киноакадемики присудят фильму о переживаниях пожилого актера свою главную награду. Потому что и тема для них близкая, и раскрыта она глубоко, творчески и с юмором, и ни у кого нет к «Бёрдмэну» идейных претензий. Режиссерская статуэтка, вероятно, уйдет Линклейтеру, а вот борьбу за сценарный и за операторский «Оскар» фильм тоже вполне может выиграть. Приличные шансы и у Майкла Китона в главной роли, хотя Редмейна ему будет обойти нелегко. В общем и целом «Бёрдмэн» вполне может стать главным триумфатором церемонии, и это будет отличной рифмой к нынешним успехам комиксных блокбастеров. Ведь и Китон, и его персонаж известны исполнением роли в знаменитой комиксной экранизации («Бэтмен» и «Бёрдмэн»)